Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ Великій Пятокъ.

Чій образъ сей и написаніе? (Матѳ. 22, 20).

Такъ вопросилъ нѣкогда Господь книжниковъ іерусалимскихъ о златомъ пенязѣ, Ему представленномъ, дабы изъ того, чтó изображено на немъ, взять отвѣтъ на недоумѣніе ихъ достоитъ ли дати кинсонъ Кесареви, или ни? — А мы вопросимъ нынѣ такимъ образомъ васъ, братіе мои, о предлежащемъ здѣсь изображеніи, вопросимъ для того, дабы показать, какую дань любви и благодарности подобаетъ пріять Божественному Страдальцу сему отъ насъ, кои искуплены отъ грѣха и смерти не златомъ и пенязями, а драгоцѣнною кровію Его, на крестѣ за насъ изліянною.

Чій убо образъ сей и написаніе?

Се образъ величайшаго Наставника въ мудрости, Который на то родился и на то пришелъ въ міръ, дабы свидѣтельствовать истину; — и свидѣтельствовалъ ее всюду и предъ всѣми, возвѣщалъ пути живота во храмѣ и на торжищахъ, среди градовъ и весей, на сушѣ и на водахъ, на горахъ и въ юдоляхъ, равно свидѣтельствовалъ предъ прокураторомъ римскимъ и женою самарянскою, предъ синедріономъ и слѣпцомъ іерихонскимъ, предъ мудрыми и буіими міра, предъ старцами и отроками, предъ іудеями и язычниками. Какая истина не вышла изъ устъ Его во всемъ свѣтѣ? Какая заповѣдь не преподана Имъ во всей силѣ? Какое обѣтованіе жизни вѣчной не открыто и не утверждено Имъ непоколебимо? Алтарь и престолъ, колыбель и гробъ, мечъ и мрежи, плугъ и вѣсы, все озарено свѣтомъ Его Божественнаго ученія. Гласъ истины во устахъ Его былъ такъ силенъ, что самые враги должны были умолкать предъ Нимъ /с. 223/ и исповѣдать, яко николиже тако глаголалъ человѣкъ, яко сей человѣкъ (Іоан. 7, 46).

Но бѣдные грѣшники возлюбили паче тьму, нежели свѣтъ; страсти и предразсудки ихъ, не терпя обличенія, возстали на Проповѣдника истины; — и се, Онъ, яко льстецъ и противникъ Моисея и Пророковъ, поруганъ, умученъ и взятъ изъ среды живыхъ!..

Итакъ, это вашъ образъ и написаніе, любители и любимцы святой истины! Окружите съ благоговѣніемъ гробъ величайшаго Свидѣтеля ея и воспріимите отъ Него духъ вѣры и мужества для борьбы съ заблужденіями и упорствомъ человѣческимъ. Если хотите почтить память Его страданій и смерти, то дайте обѣтъ никогда не скрывать истины въ неправдѣ человѣческихъ мнѣній, а возглашать ее на кровахъ и стогнахъ, не измѣнять ей и тогда, когда противъ нея весь міръ, когда за нею стоитъ для васъ крестъ. Се жертва, коей ожидаетъ отъ васъ этотъ Божественный Страдалецъ за истину!

Чій образъ сей и написаніе?

Се образъ величайшаго друга и благодѣтеля человѣчества. Проходя изъ града въ градъ, изъ веси въ весь, всюду оставлялъ Онъ слѣды Своей благости: слѣпымъ подавалъ зрѣніе, глухимъ слухъ, хромымъ хожденіе, мертвымъ жизнь; и благотворя тѣлу, въ то же время еще болѣе благодѣтельствовалъ душѣ. По гласу любви Его, взыскующей всѣхъ погибшихъ, сребролюбивые Закхеи раздавали полъ имѣнія нищимъ, всѣми презираемые мытари обращались въ Апостоловъ, блудницы цѣломудрствовали, разбойники со креста переходили въ рай.

Но злоба человѣческая не усрамилась сихъ чудесъ любви; — и другъ человѣчества представленъ Пилату, яко врагъ общественнаго спокойствія; и утѣха Израиля предана на поруганіе язычникамъ и низведена во гробъ!..

Итакъ, друзья человѣчества, это вашъ образъ и написаніе! Не ищите другаго вождя и другаго примѣра въ вашихъ человѣколюбивыхъ подвигахъ и трудахъ на пользу бѣдствующихъ братій вашихъ, кромѣ Іисуса распятаго. Не ищите и другихъ средствъ къ уменьшенію бѣдствій на землѣ, кромѣ тѣхъ, кои указаны Имъ въ Его Евангеліи, или сами собою выходятъ изъ духа Его заповѣдей. Научи/с. 224/тесь, подобно Ему, благотворить не одному тѣлу несчастныхъ, но и ихъ душѣ, — благотворить, не ожидая за свои подвиги на землѣ ничего, кромѣ утѣшеній совѣсти; научитесь даже терпѣть за ваши благотворенія, и полагать изъ любви къ ближнему не только стяжанія и труды, но самую душу свою. Се любовь къ ближнимъ по чину Іисусову!

Чій образъ сей и написаніе?

Это образъ величайшаго Праведника и Подвижника въ добродѣтели. Кто отъ васъ обличаетъ Мя о грѣсѣ (Іоан. 8, 46), вопрошалъ Онъ враговъ Своихъ; и никто изъ враговъ не могъ обличить Его ни въ единомъ грѣхѣ. Напрасно синедріонъ искалъ лжесвидѣтелей: они клеветали токмо на самихъ себя. Самъ Пилатъ принужденъ былъ совѣстію своею умыть руки и сказать: я неповиненъ въ крови Праведника сего! Самъ Іуда исповѣдалъ предъ смертію, что онъ согрѣшилъ — предавъ кровь неповинную.

Но клевета человѣческая не усомнилась и сего Праведника вмѣнить съ злодѣями. Тотъ, для Коего былъ брашномъ, да творитъ волю Отца Своего, поставленъ ниже Вараввы, и вознесенъ на крестъ!..

Итакъ, подвижники добродѣтели и благочестія, это вашъ образъ и написаніе! — Посмотрите пристальнѣе на этотъ вѣнецъ терновый, на эти руки и ноги, прободенныя гвоздями, на это сердце, отверстое копіемъ; посмотрите и повѣрьте сими язвами вашу любовь къ Богу и ближнему, вашу чистоту и правду, ваше терпѣніе и мужество. Здѣсь показано, что значитъ жить для Бога и вѣчности, какъ должно хранить законъ и правду, какъ сражаться съ порокомъ и нечестіемъ, гдѣ искать помощи среди скорбей и напастей вѣка, и чѣмъ укрѣплять себя въ грозный часъ смерти. Если хощете служить Господу воистину, то пріимите и вы на рамена свои крестъ Христовъ. Безъ распятія плоти и страстей — нѣтъ спасенія человѣку падшему!

Чій образъ сій и написаніе?

Это образъ Искупителя человѣковъ, втораго Адама, Иже есть Господь съ небесе (1 Кор. 15, 47). Заступивъ для насъ мѣсто Адама перваго, принявъ на Себя грѣхи всего рода человѣческаго, Онъ, яко Искупитель и жертва, вознесенъ для изглажденія ихъ на крестъ, и, смертію Своею удовлетворивъ вѣчной правдѣ, примиривъ насъ съ Богомъ, возвра/с. 225/тилъ намъ чистоту и невинность, отверзъ для насъ рай, нами потерянный. Послѣ сего нѣтъ грѣха, побѣждающаго человѣколюбіе Божіе; послѣ сего ни едино осужденіе сущимъ о Христѣ Іисусѣ (Рим. 8, 1), и ходящимъ не по плоти, а по духу; послѣ сего и для разбойниковъ отверзтъ крестомъ рай, коль скоро они оставляютъ навсегда грѣхъ и съ вѣрою отъ сердца вопіютъ: помяни мя, Господи, во царствіи Твоемъ!

Итакъ, воздыхающіе подъ тяжестію страстей грѣшники, это вашъ образъ и написаніе! Что надлежало бы претерпѣть за грѣхи ваши вамъ, то самое претерпѣлъ за васъ сей Божественный Ходатай. Спѣшите же къ живоносному гробу Его; слагайте у пречистыхъ ногъ Его всѣ ваши грѣховныя тяжести; взимайте правду и чистоту, для васъ пріобрѣтенныя; почерпайте благодать и милость, текущую изъ язвъ Его. Но, примирившись съ Богомъ и совѣстію, не возвращайтесь къ прежнимъ кумирамъ грѣха, да не явитесь виновными въ Божественной крови, за васъ проліянной и вами злоупотребленной.

Чій образъ сей и написаніе?

Это образъ великаго Царя и всемогущаго Владыки, Который за то, что, будучи во образѣ Божіи, уничижилъ Себя насъ ради до смерти крестныя, превознесенъ теперь надъ всѣмъ, и получилъ имя паче всякаго имени (Филип. 2, 9), Коему Отецъ небесный, яко возлюбленному Сыну, предалъ всякую власть на земли и на небеси, въ рукахъ Коего ключи не только всѣхъ дарованій и всѣхъ благъ земныхъ и небесныхъ, но самаго ада и смерти; но Который, не смотря на высоту и славу Свою, не стыдится прежняго уничиженія, не сокрываетъ язвъ и вѣнца терноваго, благоволитъ являться распятымъ и погребеннымъ, дабы тѣмъ удобнѣе былъ доступъ къ Нему, дабы никто не могъ усумниться въ прежней любви Его ко всѣмъ бѣднымъ грѣшникамъ.

Итакъ труждающіеся и обремененніи, это вашъ образъ и написаніе! Страдалецъ Голгоѳскій для того и воцарился надъ всѣмъ міромъ, дабы вѣрующимъ въ Него все споспѣшествовало во благое. Теперь нѣтъ бѣдствія, коего бы Онъ не могъ отвратить отъ васъ; нѣтъ блага, коего Онъ не могъ бы подать вамъ. Просите убо и пріимете (Іоан. 16, 24). Нужны ли познанія, — у Него вся сокровища премудрости и разума. Нужна ли защита отъ враговъ сильныхъ, — y Него /с. 226/ вся сила и могущество. Нужно ли здравіе, — Онъ воскресеніе и жизнь. Нужно ли благораствореніе стихій, плодоносіе земли, — Ему служатъ источники, Ему работаютъ бездны. Только просите съ вѣрою, ничто же сумняся; просите съ рѣшимостію употребить во благо просимое, просите, предая судьбу свою и самое прошеніе Его премудрости и всесвятой волѣ.

Чій образъ сей и написаніе?

Это образъ будущаго нашего Судіи и Господа. По безприкладной благости Своей къ намъ, въ надеждѣ нашего обращенія, Онъ продолжаетъ являться съ крестомъ и плащаницею, стрегомый стражами римскими, погребаемый Іосифомъ и Никодимомъ, печатаемый печатію Каіаѳы. Но время долготерпѣнія не безъ конца; настанетъ день, когда Онъ явится на облакахъ небесныхъ, съ силою и славою многою, окруженный Архангелами и Ангелами; явится для того, чтобы возбудить отъ сна смертнаго и воззвать предъ Свой праведный судъ всѣхъ сыновъ Адамовыхъ, и произнесть надъ каждымъ изъ насъ рѣшительный приговоръ на всю вѣчность. Тогда потребуются уже не поклоненія и лобзанія, а одни дѣла вѣры живой и любви чистой. Тогда возвратимся отъ лица Его уже не въ домы, какъ теперь для занятія суетою міра, для уготовленія того, что требуетъ плоть и кровь, а — или въ рай и царствіе, для празднованія вѣчной Пасхи, или во адъ, для нескончаемаго плача и скрежета зубовъ.

Итакъ, всѣ чающіе воскресенія мертвыхъ и жизни будущаго вѣка, се вашъ образъ и написаніе! Станьте у гроба сего Мертвеца, подобно тому, какъ вы станете нѣкогда предъ страшнымъ престоломъ Его же — Судіи; станьте, и дайте Ему отчетъ въ дѣлахъ своихъ; сравните, что сдѣлано для васъ Спасителемъ вашимъ, и что дѣлаете для Него, паче для васъ же самихъ, вы. Вспомните, чего потребуетъ Онъ отъ васъ на судѣ, и разсмотрите, есть ли хотя нѣкая часть того въ васъ. Если вы измѣняете истинѣ, за которую Онъ умеръ; если чужды любви и милосердія, для коихъ Онъ жилъ; если не храните правды и чистоты, коими Онъ облекъ васъ; если тѣ грѣхи, кои Онъ пригвоздилъ на крестѣ, снимаете со креста и полагаете въ душу и сердце свое; если вмѣсто того, чтобы готовиться къ суду и вѣчности, все время /с. 227/ и силы ваши отдаете грѣхамъ и похотямъ, то знайте, сколько бы вы ни поклонялись сему изображенію, сколько бы ни лобызали сіи язвы, вашъ судъ написанъ (Псал. 149, 9), — написанъ и подписанъ — сею же самою кровію, за васъ проліянною! Для грѣшниковъ нераскаянныхъ нѣтъ болѣе Искупителя; остается одинъ Судія и Мздовоздаятель! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 222-227.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.