Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ Великій Пятокъ.

Господи, кто вѣрова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся? (Исаіи 53, 1).

Такъ, за шесть вѣковъ до крестной смерти Спасителя нашего предначиналъ о ней проповѣдь свою единъ изъ великихъ Пророковъ народа Божія! Дѣйствіемъ Духа Святаго предъ нимъ поднята была завѣса будущаго, и онъ ясно узрѣлъ уничиженное состояніе на крестѣ Сына Божія, дабы предвозвѣстить потомъ о немъ своимъ современникамъ, а въ лицѣ ихъ и всему роду человѣческому. Пораженный страшнымъ зрѣлищемъ Голгоѳскимъ, Пророкъ, вмѣсто проповѣди къ людямъ, обращаетъ рѣчь къ Богу и съ недоумѣніемъ вопрошаетъ: можно ли говорить о такихъ предметахъ въ слухъ человѣческій? и не сокрыть ли всего видѣннаго въ глубинѣ собственной души? Господи, кто вѣрова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся? Я готовъ, какъ бы такъ говорилъ онъ, провозвѣстить о томъ, что явлено мнѣ во свѣтѣ лица Твоего, но гдѣ тѣ, кои способны принять возвѣщаемое? Предъ Крестомъ Сына Твоего нужна вѣра величайшая: какъ обрѣсти ее между человѣками? Господи, кто вѣрова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся?

Спустя болѣе двухъ тысящелѣтій послѣ сего пророчества, и болѣе осьмнадцати вѣковъ послѣ событія его на Голгоѳѣ, — теперь, когда Крестъ Христовъ, будучи водруженъ посреди всея земли, содѣлался во спасеніе всѣхъ и каждаго, — теперь можно бы, казалось, ожидать, что слово крестное не найдетъ уже себѣ противорѣчія въ умахъ и сердцахъ человѣческихъ, что при первомъ благовѣстіи о тайнѣ искупленія, совершившейся на Голгоѳѣ, всѣ преклонятъ слухъ и отверзутъ души свои къ принятію жизни вѣчной.

Но, братіе мои, что если бы древній Пророкъ воскресъ и сталъ теперь предъ нами, думаете ли, чтобы онъ оставилъ или измѣнилъ для насъ начало своей проповѣди крестной? Увѣрены ли, чтобы онъ, взирая на всѣхъ насъ — и стоящихъ здѣсь и отсутствующихъ — не воскликнулъ бы паки: Господи, кто вѣрова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся?

Ахъ, если-бъ была вѣра въ насъ, то сталъ ли бы богачъ въ нынѣшній же день затворять немилосердно утробу свою /с. 219/ при видѣ собрата своего, требующаго помощи? сталъ ли бы сто разъ взвѣшивать каждую лепту, подаемую нищему, и какъ подаемую? во имя Христа, умершаго для насъ и воскресшаго, когда притомъ за все поданное Сей же Умершій и Воскресшій обѣщалъ воздать — тамъ — сторицею?

Если бы была вѣра въ насъ, то сталъ ли бы наперсникъ мудрости искать разрѣшенія тайнъ бытія человѣческаго, недоумѣній своей души и совѣсти гдѣ-либо въ другомъ мѣстѣ, кромѣ Евангелія, когда оно для того и дано, чтобы мы знали, кто мы, откуда и для чего?

Если бы была вѣра въ насъ, то предавались ли бы мы такъ безумно соблазнамъ міра и преступнымъ обаяніямъ плоти, поставляли ль бы многіе изъ насъ всю цѣль жизни своей въ удовлетвореніи чувствъ и страстей, падали ль бы такъ низко предъ каждымъ кумиромъ гордости житейской и похоти очесъ?

Если бы была вѣра въ насъ, то могла ли бы приводить въ такую безотрадную печаль смерть, когда Спаситель нашъ для того и сошелъ Самъ во гробъ, дабы возсіять для всѣхъ насъ изъ него жизнь и нетлѣніе?

Ахъ, когда была вѣра въ сердцахъ, тогда христіане были яко свѣтила среди тьмы іудейства и язычества; тогда слово, сказанное христіаниномъ, было сильнѣе всѣхъ обязательствъ, примѣръ послѣдователя Іисусова былъ лучше всѣхъ правилъ мудрости человѣческой; тогда безъ сожалѣнія разставались, когда нужно, со всѣми благами міра, безъ ропота переносили величайшія скорби и лишенія, на самыя муки и смерть шли съ радостію.

И нынѣ, въ комъ есть истинная вѣра, тотъ не похожъ на другихъ, и въ какомъ бы званіи ни находился, являетъ изъ себя человѣка, видимо принадлежащаго не землѣ токмо, но и небу. Въ комъ есть вѣра, тотъ и нынѣ — богатъ ли — богатъ не столько для себя, сколько для другихъ, не златомъ точію и сребромъ, а смиреніемъ и любовію; бѣденъ ли и страждущъ, — и бѣдствуетъ и страдаетъ безъ ропота, съ упованіемъ, якоже подобаетъ наслѣднику жизни вѣчной; мудръ ли, — не превозносится своими познаніями, повергаетъ ихъ въ жертву у подножія Креста Христова; простъ ли и не книженъ, — самою простотою дорожитъ, яко сокровищемъ. Въ комъ есть вѣра, тотъ и нынѣ цѣломудръ, благочестивъ /с. 220/ и праведенъ, кротокъ и любовенъ, воздерженъ, смиренъ и простъ. Въ комъ есть вѣра, тотъ и нынѣ взираетъ на жизнь, какъ на странствіе, — на міръ видимый, какъ на временную гостиницу, — на плоть свою, какъ на темницу безсмертнаго духа, — на гробъ, какъ на мѣсто своего успокоенія.

Но много ли таковыхъ? Покажите мнѣ христіанина, о коемъ можно бы тотчасъ, ничтоже сумняся, рещи: се рабъ Божій! се послѣдователь Христовъ! Сколько, напротивъ, христіанъ, о коихъ трудно сказать: имѣютъ ли какую-либо вѣру! Сколько христіанъ, коимъ, если бы досталось переходить въ язычество, то не слѣдовало бы дѣлать никакой перемѣны ни въ образѣ мыслей, ни въ образѣ жизни, кромѣ что взять себѣ другое имя! — И что много говорить? Осмотритесь вокругъ себя: нынѣ день смерти Господа и Спасителя нашего; нынѣ Онъ взошелъ на крестъ за грѣхи наши, да доставитъ всѣмъ намъ оправданіе и животъ вѣчный; нынѣ ли посему не собраться всѣмъ послѣдователямъ Іисусовымъ у гроба Его? Но сколько людей, кои остались теперь дома, сидятъ въ праздности, не знаютъ даже, что дѣлать и какъ провести время, и между тѣмъ не спѣшатъ въ храмъ, къ подножію креста Христова!..

Кого винить въ нашей хладности и безчувствіи? Уже не Тебя ли, Господи! Ты, можетъ быть, мало сдѣлалъ для того, чтобы просвѣтить и вразумить, тронуть и возбудить, согрѣть и привлечь насъ къ Себѣ!.. Но что же бы можно было сдѣлать болѣе! Явись, грѣшникъ, кто бы ты ни былъ, у гроба сего и скажи самъ, что нужно для тебя сдѣлать и чего не сдѣлано. Тебя надлежало вывести изъ тьмы естественнаго невѣдѣнія на свѣтъ Божій, и надъ тобою возжено столько свѣтилъ богопознанія, что младенцы нынѣ болѣе знаютъ о Богѣ и о жизни вѣчной, нежели сколько знали великіе мудрецы міра древняго. Для тебя необходимъ былъ примѣръ жизни благой и праведной, примѣръ чистой любви, смиренія и терпѣнія, предъ тобою жизнь и дѣянія Спасителя твоего, въ коихъ не на словахъ, а на дѣлѣ весь законъ и всѣ заповѣди. Тебѣ нужно было и врачевство отъ разслабленія духовнаго, и ты окруженъ благодатію Духа Святаго, молитвами и таинствами Церкви. Тебѣ нужно всеоружіе для сраженія съ врагами твоего спасенія, и оно всегда готово въ сокровищницѣ Церкви. Итакъ, явись, грѣшникъ, /с. 221/ у сего гроба и скажи самъ Спасителю твоему, что нужно было для тебя сдѣлать и чего не сдѣлано. Онъ столько любитъ тебя, что если, дѣйствительно, что нужно для тебя, Онъ возстанетъ изъ гроба и паки взойдетъ на крестъ...

Между тѣмъ, возлюбленный о Христѣ собратъ, разсмотримъ безпристрастно, дѣлали ль и дѣлаемъ ли мы съ тобою, что можно и должно было дѣлать намъ, дабы вѣра и Евангеліе Іисусовы не оставались въ насъ безплодными. У насъ есть умъ: употребляемъ ли мы его на познанія нашихъ обязанностей, нашей души и совѣсти, — на уразумѣніе Божественнаго лица Спасителя нашего, Его ученія, жизни и смерти, для насъ подъятой? — У насъ есть воля и свобода, способныя слѣдовать или закону Божію и гласу Евангелія, или внушенію чувствъ и страстей: дѣйствовали ль мы сею волею и свободою такъ, какъ повелѣваетъ Евангеліе, стояли ль въ истинѣ и правдѣ, сражались ли съ собственными страстями и похотями? Намъ преподано множество и естественныхъ и сверхъестественныхъ средствъ къ искорененію въ насъ злыхъ навыковъ, къ очищенію нашей природы, къ укрѣпленію въ насъ добраго расположенія, къ огражденію насъ отъ соблазновъ и искушеній, къ препобѣжденію міра, плоти и діавола: многія ли изъ сихъ средствъ употреблены нами въ дѣло, и не остаются ли доселѣ даже неизвѣстными намъ, по нашему небреженію о нихъ?

Кого же винить послѣ сего, какъ не самихъ себя, если мы доселѣ остаемся во тьмѣ и хладѣ, во грѣхахъ и нечистотѣ, въ безчувствіи и смерти духовной? Если бы ты, человѣкъ, былъ камень, тебя можно бы взять и обдѣлать, какъ угодно строителю. Если бы ты былъ древо, тебя можно было бы садить и пересаживать, какъ вздумалъ бы садовникъ. Если бы ты, грѣшникъ, былъ существо, хотя живое, но неразумное и лишенное свободы, съ тобою можно было бы поступить, какъ поступаютъ съ безсловесными. Но ты — человѣкъ, тебѣ даны умъ и произволъ, даны на всю вѣчность. Разъ давши тебѣ дары сіи и преимущества, Творецъ премудрый никогда уже не возьметъ ихъ назадъ. Что же послѣ сего остается дѣлать съ тобою самому всемогуществу Божію, какъ токмо наставлять и вразумлять тебя, убѣждать и трогать, просить и молить тебя-о собственномъ твоемъ спасеніи?

/с. 222/ И смотри — чѣмъ это всемогущество не вразумляетъ, не убѣждаетъ, не проситъ и не молитъ тебя — самимъ крестомъ и гробомъ единороднаго Сына своего, за тебя распятаго и погребеннаго! — Виждь, глаголетъ оно, виждь, чего стóитъ грѣхъ твой, какой жертвы потребовалъ онъ для спасенія твоего, виждь и уразумѣй, что будетъ наконецъ съ тобою, если ты не воспользуешься жертвою, за тебя принесенною! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 218-222.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.