Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ Великую Среду.

Святая Церковь указуетъ намъ нынѣ въ своихъ пѣснопѣніяхъ окрестъ Спасителя преимущественно на два лица: на одного Апостола и на одну жену блудницу. Противоположность разительная. Апостолъ по самому званію своему былъ недалекъ отъ третьяго неба; блудница, яко великая грѣшница, близка была къ самой пропасти адской. И что же? На дѣлѣ вышло совершенно противное. Чрезъ два дня бывшій Апостолъ содѣлался жертвою ада, а блудница вошла въ ликъ женъ мѵроносицъ. Пришла страсть сребролюбія, овладѣла сердцемъ Апостола, и обратила его въ сосудъ погибели, въ сына отверженія. Пришло святое покаяніе, овладѣло сердцемъ блудницы, повергло ее къ ногамъ Спасителя /с. 205/ міра, и пріобщило ее къ святому лику мѵроносицъ. Что убо заключимъ изъ сихъ двухъ примѣровъ? То, что доколѣ мы на землѣ, изъ насъ можетъ быть все, мы можемъ преходить, такъ сказать, отъ неба къ аду, и отъ ада къ небу.

Близость ко Христу Іуды не спасла его отъ грѣха и отчаянія. Почему? Потому что онъ вознебрегъ о самомъ себѣ и допустилъ къ себѣ въ сердцѣ страсть, за коей уже самъ собою вошелъ и діаволъ. Отдаленность отъ Христа блудницы не помѣшала ей улучить спасеніе. Почему? Потому что она пришла въ себя, бросила навсегда грѣхъ, исповѣдала свою нечистоту и перемѣнила жизнь.

Нѣтъ, слѣдовательно, такой высокой добродѣтели, коей не угрожало бы паденіе самое тяжкое; и нѣтъ такого тяжкаго паденія, отъ коего нельзя было бы возстать и взойти на самую высоту добродѣтели. Посему, какъ бы кто ни высоко стоялъ въ совершенствѣ, не долженъ предаваться гордости и безпечности. Мняйся стояти блюдется, да не падетъ (1 Кор. 10, 12). Равно, какъ бы кто ни упалъ низко, въ какой бы безднѣ грѣховной ни находился, да не отчаявается, подобно Іудѣ. У Господа нашего есть покаяніе для всѣхъ грѣшниковъ. Оставь грѣхъ, обратись ко Господу, принеси покаяніе и исповѣдь, и ты, подобно женѣ блудницѣ, будешь прощенъ и принятъ въ милосердіе Господне.

Въ частности да познаютъ изъ примѣра Іуды сребролюбцы, какъ опасна страсть сребролюбія. Если изъ Апостола она сдѣлала предателя, то что можетъ сдѣлать изъ тебя? Если Апостолъ доведенъ ею до отчаянія и смерти, то ты ли уцѣлѣешь отъ ея злости? Но мы, скажетъ кто-либо изъ недугующихъ сребролюбіемъ, не предаемъ Христа, мы готовы служить Ему отъ имѣній своихъ и дѣйствительно служимъ, по возможности. Конечно, ты не предаешь Христа, какъ Іуда, ибо и не можешь предать Его такимъ образомъ. Но вспомни, — не продавалъ ли ты своей вѣры и совѣсти? А это то же, какъ бы ты продалъ Христа. Вспомни не предавалъ ли ты, по любви къ сребру, ближняго твоего? А въ лицѣ его ты предалъ Христа. — И что можно говорить? — кого болѣе любитъ сребролюбецъ: Христа — или деньги? Очевидно, деньги, ибо если бы любилъ Христа, то не любилъ злата и сребра, кои Онъ запрещаетъ любить. Но, моя любовь къ богатству, — еще помыслитъ кто-либо, — не доводитъ /с. 206/ меня до самыхъ худыхъ дѣлъ. Положимъ, но развѣ мало, что она мѣшаетъ тебѣ творить дѣла добрыя? Безъ сребролюбія, твоя душа была бы похожа на рай Божій, въ ней росли бы и цвѣли разныя добродѣтели, а теперь, поелику сребролюбіе не даетъ имъ рости, она похожа на голый песокъ: великое ли утѣшеніе, что на этомъ песку не ростетъ и тернія, — то есть худыхъ дѣлъ? — Сребролюбіе дѣйствительно удаляетъ человѣка отъ нѣкоторыхъ худыхъ дѣлъ, напр. отъ роскоши, игръ и плотоугодія, но за то оно постепенно сокращаетъ кругъ добра, имъ дѣлаемаго. Сребролюбецъ со дня на день становится нечувствительнѣе ко всему, кромѣ прибытка; онъ бываетъ безчеловѣченъ даже къ себѣ самому. У него сокращаются его собственныя потребности; онъ желалъ бы освободиться отъ всѣхъ ихъ, чтобы не подвергнуться тратамъ; желалъ бы сдѣлаться для сего безтѣлеснымъ, обратиться въ духа. И этотъ безплотный духъ, уже вознесшійся надъ большею частію потребностей собственной природы, прилѣпленъ къ глыбѣ металла!

Лютъ есть звѣрь сребролюбія! А между тѣмъ этотъ лютый звѣрь угрожаетъ, братіе мои, каждому изъ насъ. Возрастъ старческій особенно подлежитъ сему недугу душевному; и кто заранѣе не беретъ мѣръ противъ него, тотъ неминуемо подвергнется сей заразѣ душевной. Это тѣмъ бываетъ жалче, что таковые старцы нерѣдко имѣютъ не мало совершенствъ душевныхъ. Но сребролюбіе и скупость все мрачатъ и портятъ.

Примѣръ помилованной блудницы, какъ мы сказали, долженъ служить въ ободреніе грѣшниковъ къ покаянію, а не къ продолженію грѣха, не отлаганію покаянія до смерти. Ибо если праведникъ, какъ показываетъ примѣръ Апостола, не безопасенъ, то грѣшникъ на чемъ утвердитъ свою надежду?..

(Не окончено).

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 204-206.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.