Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ Великую Среду.

Нынѣ день преданія Господа, день мрачный и печальный, почему святая Церковь и ознаменовала его, наравнѣ съ днемъ смерти Господа, печатію поста въ продолженіе всего года. — Кто любитъ Спасителя своего, тотъ не будетъ нарушать сей печати, тотъ со всею вѣрностію хранитъ знаменіе скорби и сѣтованія по возлюбленномъ. Ибо, хотя преданіе, равно какъ и смерть Господа, послужило — своими послѣдствіями — ко спасенію всего міра, но тѣмъ не менѣе это дѣйствіе — самое черное и отвратительное. Мнѣ даже представляется оно преступнѣе самаго распятія. Ибо распинатели Господа не знали Его, какъ должно: аще бо быша разумѣли, не быша Господа славы /с. 202/ распяли (1 Кор. 2, 8). А здѣсь кто предаетъ? Собственный ученикъ, единъ отъ дванадесяти, то-есть, ближайшій — предаетъ тотъ, кто слышалъ всѣ бесѣды Господа, былъ свидѣтелемъ Его жизни и чудесъ, раздѣлялъ съ Нимъ, въ продолженіе болѣе трехъ лѣтъ, и радости, и печали.

Послѣ всего этого преданіе такъ неожиданно въ предателѣ, что сама Церковь въ недоумѣніи будетъ заутра вопрошать: кій тя образъ, Іудо, предателя Спасу содѣла? Еда отъ лика Апостольскаго тя отлучи? Еда дарованія исцѣленій лиши? Еда иныхъ ноги умывъ, твои же презрѣ? Еда отъ трапезы тя отрину? О, коликихъ благъ не памятлива былъ еси (Вел. пят. утро. Сѣдал. гл. 7)!

Все было сдѣлано для Іуды, и все имъ презрѣно! Что онъ не имѣлъ никакой причины сѣтовать и жаловаться на Учителя, показываютъ собственныя слова и ужасный конецъ его: согрѣшихъ, — говоритъ онъ самимъ убійцамъ Учителя, — согрѣшихъ предавъ кровь неповинную (Матѳ. 27, 4)!

Что же ввело тебя, несчастный, въ сей ужасный грѣхъ? — Сребролюбіе и діаволъ, отвѣтствуютъ Евангелисты. Нося ковчежецъ съ деньгами, Искаріотъ пристрастился къ носимому, и оказался татемъ. Послѣ сего, святое общество Іисусово, въ коемъ господствовалъ духъ произвольной нищеты и самоотверженія, сдѣлалось для него чуждымъ, тяжелымъ, противнымъ душѣ, зараженной страстію. Іудѣ вездѣ и во всемъ мечталась корысть и сребренники. Діаволъ не замедлилъ воспользоваться сею насчастною расположенностію сердца, и, основавъ въ душѣ Іуды жилище себѣ, заставилъ его смотрѣть на все происходившее не очами вѣры и любви, какъ смотрѣли прочіе Апостолы, а своекорыстнымъ глазомъ мытаря и фарисея. Такъ смотрѣлъ Іуда на мѵро, которое Марія возливала на ноги Іисусовы, и, притворившись другомъ нищихъ, жалѣлъ, что оно не продано, и деньги не отданы въ распоряженіе его лукавству. Такъ, безъ сомнѣнія, смотрѣлъ Іуда и на все прочее. «Что — думалъ онъ — мы ходимъ изъ края въ край Іудеи какъ нищіе? Почему бы не воспользоваться усердіемъ народа, не взять въ свои руки власть, которая видимо дается сама собою? Вѣдь Мессія долженъ наконецъ же господствовать надъ всѣми и всѣмъ. Ужели ждать, чтобы насъ всѣхъ захватили, какъ преступниковъ, и подвергли казни? Пожалуй, за этимъ не станетъ. /с. 203/ Но пусть дожидаются сего другіе. Искаріотъ не такъ простъ и недальновиденъ. Онъ возьметъ свои мѣры заранѣе». — Что же ты медлишь, шепталъ во уши діаволъ. Теперь самый благопріятный случай отстать отъ общества Іисусова. Видишь, какъ синедріонъ ищетъ случая взять Учителя тайно. Ты самъ можешь сдѣлать это неявно, такъ что Учитель даже не сочтетъ тебя предателемъ. Ибо что требуется для сего? только указать мѣсто пребыванія Учителя ночью. Кромѣ того, что тебѣ заплатятъ за эту важную услугу, ты войдешь чрезъ это въ связь съ первыми лицами синедріона. И Ему будетъ не большая бѣда отъ сего: ты самъ видѣлъ, какъ Онъ не разъ спасался чудесно отъ всѣхъ козней и сѣтей Своихъ враговъ; спасется и теперь, а ты сдѣлаешь свое дѣло и составишь себѣ счастіе: пользуйся случаемъ и спѣши!

И несчастный ученикъ точно спѣшитъ — на свою погибель. Подъ предлогомъ покупокъ, нужныхъ къ празднику, онъ находитъ случай тайно побывать у первосвященниковъ и сговориться съ ними о предательствѣ. Желаніе не представлять изъ себя низкаго продавца, торгующагося за кровь, и показать мнимое усердіе къ пользамъ синедріона, заставляетъ его согласиться на самую невеликую цѣну, въ надеждѣ, современемъ, большей и лучшей награды. Для сего же онъ явится въ самомъ вертоградѣ Геѳсиманскомъ, съ видомъ не предателя, а человѣка, возвращающагося изъ посылки, который потому позволяетъ себѣ дружелюбно привѣтствовать Учителя и даже облобызать Его; между тѣмъ какъ это именно лобзаніе было знакомъ для явившейся затѣмъ, какъ бы безъ всякаго согласія съ Іудою, спиры іудейской. Посему-то до самаго конца никто изъ учениковъ не могъ знать, кто предатель.

Одинъ Учитель видѣлъ и вѣдалъ все; вѣдалъ и употреблялъ всѣ мѣры спасти — не Себя, а ученика несчастнаго. Сколько трогательныхъ вразумленій на одной послѣдней вечери! Омовеніе ногъ, преподаніе Тѣла и Крови могли тронуть духа отверженнаго, но не тронули Іуду! Страсть сребролюбія заглушила все!

Но заглушила навремя. Когда замыселъ совершился, когда Учитель вмѣсто того, чтобы чудесно спасаться отъ враговъ, предалъ Себя имъ, яко овча на заколеніе, — Іуда пробудился, вспомнилъ о всемъ, что видѣлъ добраго, святаго, /с. 204/ божественнаго въ Іисусѣ, и обратился къ раскаянію. Сребренники повержены; невинность Учителя исповѣдана всенародно; оставалось только, подобно Петру, омыть грѣхъ слезами и обратиться къ тому же Учителю и Господу съ вѣрою. Но діаволъ внушилъ теперь другое: прежде соблазнялъ безстрашіемъ, такъ теперь представлялъ неотпускаемость вины и грѣха. И вотъ, Іуда на древѣ погибельномъ! Тогда-то, не прежде, во всей силѣ постигли его грозныя слова: добрѣе было бы ему, аще не бы родился человѣкъ той (Марк. 14, 21)!

Видите, до чего довела страсть сребролюбія человѣка самаго нехудаго! Ибо, если бы Іуда не обѣщалъ изъ себя много добраго, то не былъ бы избранъ въ Апостолы.

Будемъ же, братіе, блюстись сего недуга, равно какъ и прочихъ страстей, ибо всѣ онѣ равно опасны, и — рано или поздно — оканчиваются и душевною и тѣлесною гибелью для человѣка. Но, падшій да не унываетъ и да не приходитъ къ отчаянію! У небеснаго Врача нѣтъ неисцѣльно больныхъ. Доколѣ живемъ, дотолѣ можемъ спастися, какъ бы ни были велики грѣхи наши. Если бы самъ Іуда, вмѣсто погибельнаго древа, поспѣшилъ къ древу креста Христова съ вѣрою и покаяніемъ, то вмѣстѣ съ кающимся разбойникомъ вошелъ бы въ рай, безъ всякихъ сребренниковъ. Такъ разсуждаютъ о семъ и учатъ всѣ богомудрые Отцы Церкви. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 201-204.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.