Церковный календарь
Новости


2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 70-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 69-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 68-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 67-я (1956)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 42-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 41-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 28-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 27-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 26-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 25-я (1921)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 20-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 19-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 40-е (1975)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 39-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ Великій Понедѣльникъ.

Между церковными особенностями первыхъ трехъ дней недѣли настоящей главная та, что каждый день на часахъ читается по цѣлымъ Евангеліямъ. Не трудно угадать, для /с. 187/ чего установлено это чтеніе: очевидно, для того, чтобы, приближаясь ко дню смерти Господней, мы, вослѣдъ за читающимъ Евангелія, повторили и обозрѣли въ умѣ своемъ всю жизнь Его, дабы когда Онъ возгласитъ на крестѣ Своемъ: совершишася, намъ можно было яснѣе и раздѣльнѣе представить себѣ, что сдѣлано Имъ въ продолженіе земной жизни для нашего спасенія.

Уже по одному этому, а вмѣстѣ съ симъ и потому, что слушаніе Евангелія составляетъ великую сладость для души, надлежало ожидать, что если когда, то въ сіи три дня храмы наши будутъ наполнены слушателями. Но, на дѣлѣ выходитъ другое, почти противное. Этому чтенію Евангелій въ значительномъ числѣ внимаютъ развѣ токмо Ангелы, выну пребывающіе въ храмахъ нашихъ, а людей въ большей части храмовъ бываетъ при семъ не много, очень не много. Даже изъ постоянно ходящихъ въ церковь, нѣкоторые стараются прійти нынѣ позднѣе, дабы явиться къ одной литургіи, когда часы со чтеніемъ Евангелій уже кончились.

Чего боятся при семъ? — Очевидно, утомленія отъ долгаго стоянія. Но Господь развѣ не утомлялся для насъ? Послѣ завтра вы услышите отъ святаго Іоанна, какъ Онъ, утруждся отъ пути, сѣдяше при источницѣ Іаковлѣ (Іоан. 4, 6). Однакоже это утомленіе не мѣшало Ему дѣлать Свое дѣло, бесѣдовать съ женою самарянкою и привести ее къ сознанію своихъ грѣховъ. И когда ученики говорятъ Ему: Равви яждь, — Онъ не оставляетъ Своего дѣла, не обращается къ пищѣ, а говоритъ: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя и совершу дѣла Его (Іоан. 4, 34). Вотъ какъ поступалъ для насъ Господь нашъ! А мы боимся простоять для Него лишній часъ!.. Ибо, долго ли продолжается чтеніе Евангелій? Много, если два часа. — Итакъ всего на все требуется пожертвовать въ цѣломъ году только шестью часами, дабы выслушать изъ устъ священнослужителя сказанія всѣхъ четырехъ Евангелистовъ о земной жизни Спасителя! — И такой жертвы, то есть, столь малой и ничего нестоющей, мы не можемъ принести!.. А, посмотрите, какъ поступаютъ съ собою при другихъ случаяхъ тѣ же самые люди, кои жалуются на усталость въ церкви! Сколько ночей отъ начала до конца проводится за игрою, которая удручаетъ и тѣло и душу! Сколько часовъ гибнетъ на балахъ въ круженіи, ко/с. 188/торое, еслибы не сдѣлалось обыкновеннымъ отъ частаго употребленія, то могло бы быть налагаемо въ видѣ наказанія! — Тутъ нѣтъ ни долготы времени, ни утомленія: сами говорятъ, что остались безъ ногъ, и спѣшатъ снова туда же, гдѣ отнимаютъ, къ сожалѣнію, не ноги токмо, а нерѣдко душу и совѣсть. — Подобное же долготерпѣніе оказываютъ многіе и въ другихъ случаяхъ, гдѣ идетъ дѣло объ угожденіи плоти и міру! Для одной церкви и богослуженія нѣтъ у насъ этой терпѣливости; для одного Спасителя нѣтъ у насъ лишнихъ шести часовъ въ году! И въ какое время? когда Онъ идетъ за насъ на крестъ!

Престанемъ же обнаруживать такъ безразсудно нашу неблагодарность и безчувствіе. Поймемъ душеспасительное намѣреніе Церкви, и начнемъ пользоваться попеченіемъ ея о спасеніи нашемъ. Ибо уставъ — читать въ настоящіе дни Евангелія, весьма благодѣтеленъ уже тѣмъ, что не умѣющіе читать сами, каковыхъ весьма много, могутъ въ это время выслушать всѣ Евангелія, отъ начала до конца, и такимъ образомъ возымѣть нѣкоторое понятіе о всей жизни Господа въ ея божественной полнотѣ и совокупности, что весьма душеспасительно. Для сего стоило бы каждому простоять не только часъ или два, а и цѣлый день.

«Но по этому самому — скажетъ кто-либо — для меня не нужно присутствовать въ сіе время въ церкви, ибо я умѣю читать самъ, и Евангеліе могу прочитать дома гораздо съ большимъ удобствомъ». Знаешь ли, что мы скажемъ тебѣ на сіе въ отвѣтъ, возлюбленный? То, что если ты не хочешь прослушать всего Евангелія въ церкви, то мы не вдругъ повѣримъ, чтобы ты занялся прилежнымъ чтеніемъ его дома. Почему такъ? Потому, что еслибы ты дѣйствительно любилъ читать со вниманіемъ Евангеліе дома, то оно привлекло бы тебя на слушаніе его и въ церкви. — Да, Евангеліе не такая книга, которую, разъ прочитавъ, потомъ не хочется читать, какъ бы она хороша ни была; Евангеліе, напротивъ, на первый разъ можетъ читаться со скукою, но чѣмъ болѣе будешь читать и узнавать его, тѣмъ сильнѣе оно начнетъ привлекать тебя, такъ что ты каждый день будешь въ немъ находить что-либо новое въ пищу души и сердца. И это такъ и должно быть по двумъ причинамъ: во-первыхъ, потому, что предметомъ Евангелія есть земная жизнь Бого/с. 189/человѣка, Господа и Спасителя нашего, а это такой предметъ, въ коемъ тайна на тайнѣ, коего всю глубину не понять не только намъ, а и Ангеламъ. Ибо не напрасно сказано Павломъ: велія благочестія тайна: Богъ явися во плоти (1 Тим. 3, 16)! Не напрасно и Евангелистомъ Іоанномъ замѣчено въ концѣ Евангелія, что если бы изъ дѣяній Господа вся по единому писана быша, то ни самому всему міру вмѣстити бы пишемыхъ книгъ (Іоан. 21, 25). Каждый разъ, раскрывая Евангеліе, можно видѣть только одну часть неизмѣримой картины, и то малую, а всей никогда нельзя обнять, хотя бы всю жизнь читать и размышлять о читаемомъ. Во-вторыхъ, Евангеліе неисчерпаемо и всегда ново въ назиданіи, потому что его начертала не рука человѣческая, а Духъ Святый, Который водилъ и управлялъ этою рукою. Поелику Сей Духъ знаетъ все, испытуетъ самыя глубины Божія, то, не смотря на крайнюю простоту и безъискусственность рѣчи евангельской, она устроена такъ премудро, что никогда не теряетъ силы и сладости для читающаго и слушающаго, сколько бы разъ ни читать и слушать, а напротивъ становится тѣмъ питательнѣе, чѣмъ болѣе знакомится и, такъ сказать, роднится съ нею наше сердце. Посему-то, говорю, трудно повѣрить, чтобы тотъ не захотѣлъ простоять лишній часъ для слышанія Евангелія въ церкви, кто привыкъ находить удовольствіе отъ чтенія его дома. Напротивъ, оттого-то, по всей вѣроятности, не хотятъ слышать его и въ церкви, что никогда не читали его, по надлежащему, дома, и не снискали въ немъ для себя вкуса. Можетъ быть, и брали иногда въ руки Новый Завѣтъ, и читали по нѣскольку часовъ, но читали съ принужденіемъ и скукою, какъ это бываетъ со многими, испортившими вкусъ свой отъ чтенія худыхъ и душетлѣнныхъ книгъ. Въ такомъ случаѣ, чтеніе Евангелія, какъ лекарство, можетъ показаться даже весьма непріятнымъ. Но, когда, не смотря на это, продолжаютъ читать, то непріятность постепенно исчезаетъ, пробуждается духовная алчба къ читаемому; оно со дня на день становится слаще для души, а наконецъ обращается въ ежедневную необходимость. Кто достигъ сего, тотъ готовъ слышать Евангеліе гдѣ бы то ни было снова, тѣмъ паче въ церкви. Ибо слышимое въ церкви съ амвона, изъ устъ священнослужителя, Евангеліе оказываетъ нерѣдко особенную /с. 190/ силу и дѣйствіе въ сравненіи съ чтеніемъ его домашнимъ. — Откуда это особенное дѣйствіе? Можетъ быть, и отъ священной торжественности чтенія. Ибо что дѣлается дома, нами самими, запросто, то по тому самому не такъ сильно дѣйствуетъ на душу. Съ другой стороны, душа наша въ церкви бываетъ гораздо воспріимчивѣе для дѣйствія слова Божія, будучи преднастроена къ тому и святостію мѣста, и зрѣніемъ священнодѣйствій, и слышаніемъ умилительныхъ пѣснопѣній. Но болѣе всего причиною особеннаго дѣйствія въ церкви Евангелія — благодать Божія, которая и вездѣ сопровождаетъ это чтеніе, но наипаче въ церкви, яко естественномъ и постоянномъ жилищѣ благодати. Посему, кто думаетъ замѣнить слушаніе Евангелія въ церкви чтеніемъ его дома, тотъ тяжко ошибается и много теряетъ. Въ случаѣ необходимости, когда нельзя поступать иначе, такая замѣна терпима и хороша; въ противномъ случаѣ, не только непохвальна, но и составляетъ грѣхъ.

Такимъ образомъ, братіе мои, великая недѣля началась у насъ нынѣ невольнымъ обличеніемъ что дѣлать? — Давно замѣчено Премудрымъ, что лучше язва друга, нежели лобзаніе врага (Притч. 27, 6); лучше, скажемъ и мы, обличеніе, даже наказаніе отъ Церкви, нежели похвалы и величанія отъ міра. Когда же и намъ выговорить и вамъ услышать что-либо не такъ пріятное, но душеполезное, какъ не въ нынѣшніе дни? Это по преимуществу, въ цѣломъ году, дни покаянія и самоисправленія во всемъ, въ продолженіе коихъ надобно осматривать все, что въ насъ есть худаго и противнаго дѣлу нашего спасенія, осматривать и исправлять. Иначе, домы наши выйдутъ къ празднику лучше душъ и сердецъ нашихъ. Ибо среди ихъ у самыхъ бѣдныхъ людей происходитъ въ настоящіе дни полное преобразованіе: все приметается, чистится и упорядочивается. Ужели же среди предпразднственнаго обновленія одной душѣ остаться у насъ съ прежнимъ безпорядкомъ и недугами? — Да не будетъ! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 186-190.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.