Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ Великій Понедѣльникъ.

Утру же возвращься во градъ, взалка. И узрѣвъ смоковницу едину при пути, пріиде къ ней, и ничтоже обрѣте на ней, токмо листвіе едино, и глагола ей: да николиже отъ тебе плода будетъ во вѣки! И абіе изсше смоковница (Матѳ. 21, 18-19).

Такова, братіе, сила Божественнаго глагола! Какъ всемощное: «да будетъ!» самому ничтожеству даетъ бытіе и жизнь, такъ всемощное: «да не будетъ!» все мертвитъ и уничтожаетъ.

Но что за перемѣна съ Господомъ и Спасителемъ нашимъ? Во все время служенія Своего, Онъ только училъ, /с. 184/ прощалъ, питалъ, исцѣлялъ и воскрешалъ, а теперь, подъ конецъ служенія, — изрекаетъ проклятіе! Почему и для чего такъ наказана смоковница? — Потому что она не удовлетворила гладу, какъ можно подумать, слыша слова: взалка, и пріиде къ ней, и ничтоже обрѣте на ней? — Но Кто провелъ сорокъ дней въ постѣ и, не смотря на гладъ, съ негодованіемъ отвергъ предложеніе искусителя — обратить камни въ хлѣбы, Тотъ могъ теперь потерпѣть голодъ еще нѣсколько часовъ, пока достигнетъ города; и всего менѣе могъ обратить чудодѣйственную силу Свою на отмщеніе невинному древу. И не Онъ ли Самъ говорилъ ученикамъ, когда они на источникѣ Сихемскомъ приглашали Его подкрѣпить Себя пищею: Азъ брашно имамъ ясти, егоже вы не вѣсте: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя (Іоан. 4, 32. 34)? Ужели не достало сего божественнаго брашна теперь, когда предлежало довершить на Голгоѳѣ самую трудную часть опредѣленій сей всесвятой воли? И какъ бы, наконецъ, преподая ученикамъ наставленіе о вѣрѣ и молитвѣ по случаю проклятія этой смоковницы, Спаситель могъ сказать имъ: егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого (Марк. 11, 25), если бы Имъ Самимъ смоковница проклята была во гнѣвѣ и по личному неудовольствію на нее? Все сіе, не говоря уже о другихъ обстоятельствахъ, ясно показываетъ, братіе, что проклятіе смоковницы послѣдовало не въ отмщеніе или наказаніе древу (такой поступокъ былъ бы несообразенъ не только съ Божественнымъ достоинствомъ лица Іисусова, но и съ природою древа), а для цѣли высшей. Это было одно изъ тѣхъ дѣйствій символическихъ, коими Спаситель вмѣсто словъ выражалъ иногда высокія истины Своего ученія. Смоковница тѣмъ удобнѣе могла быть употреблена теперь символомъ, что она уже служила имъ нѣкогда въ одной изъ притчей Спасителя. Памятуете ли сію притчу? Вотъ она! Смоковницу имяше нѣкій, такъ говорилъ нѣкогда Господь народу, въ виноградѣ своемъ всаждену: и пріиде ища плода на ней и не обрѣте. Рече же къ винареви: се третіе лѣто, отнелиже прихожду, ища плода на смоковницѣ сей, и не обрѣтаю: посѣцы ю убо, вскую и землю упражняетъ? онъ же отвѣщавъ рече ему: господи, остави ю и се лѣто, дондеже окопаю окрестъ ея, и осыплю гноемъ. И аще убо сотворитъ плодѣ: аще ли же ни, во грядущее посѣчеши ю /с. 185/ (Лук. 13, 6-9). У сей притчи, какъ видите, нѣтъ окончательнаго заключенія. Не видно, что послѣдовало по истеченіи грядущаго лѣта съ смоковницею; исправилась ли она и начала приносить плоды? Или осталась безплодною? Если осталась безплодною, то посѣчена ли дѣйствительно? — Не видно, говорю, этого. А видѣть это, то-есть, что угрозы Божественныя не суть праздныя слова, весьма нужно для насъ. Ибо плоть и кровь наша любятъ обманывать и усыплять духъ нашъ между прочимъ и ложнымъ упованіемъ, что Господь милостивъ, и потому не исполнитъ надъ нами угрозъ Своихъ. Настоящее проклятіе смоковницы ниспровергаетъ это обольщеніе чувственности, показывая рѣшительно, что какъ есть время милости и доготерпѣнія, такъ есть время суда и осужденія; что самая полнота любви, съ коею Божество явилось на землѣ въ лицѣ Богочеловѣка, служа прибѣжищемъ для покаянія, не есть защита для нераскаянности, и что та же любовь умѣетъ не только восходить на крестъ для искупленія кающихся, но изрекать осужденіе на нераскаянныхъ. Вотъ смыслъ символа смоковницы, вотъ цѣль ея проклятія!

Участь, постигшая безплодную смоковницу, первѣе всего выражала судьбу народа іудейскаго. Вчера былъ день для него самый рѣшительный: ожиданный Мессія явился предъ нимъ въ видѣ кроткаго Царя, предсказаннаго Пророками; надлежало узнать и признать Его въ семъ качествѣ; отъ сего зависѣло все. Почему Самъ Спаситель при входѣ въ Іерусалимъ со слезами изрекъ: «о, если бы ты хотя въ сей день твой уразумѣлъ то, что служитъ къ благосостоянію твоему!» — Іерусалимъ не уразумѣлъ сего; кромѣ восклицанія невинныхъ дѣтей: осанна Сыну Давидову! (Матѳ. 21, 15) — все прочее и великое и малое, и старое и юное осталось равнодушнымъ и неподвижнымъ, — смежило глаза, чтобы не видѣть, заткнуло слухъ, чтобы не слышать (Лук. 19, 42). Посему завтра, въ заключеніе послѣдней окончательной рѣчи къ народу въ храмѣ, Господь скажетъ: се, оставляется домъ вашъ пустъ! то-есть, скажетъ цѣлому народу подобное тому, что сказано сейчасъ смоковницѣ: отселѣ да не будетъ на тебѣ плода!

Но, изображая собою участь народа іудейскаго, проклятая смоковница выражаетъ судьбу и каждой души грѣшной /с. 186/ и нераскаянной. Всѣ мы, братіе, подобны древамъ, кои для того насаждаются небеснымъ Вертоградаремъ, для того поливаются, очищаются, окапываются, чтобы во время свое цвѣсть и приносить плоды. Души добродѣтельныя соотвѣтствуютъ сему святому предназначенію; почему само слово Божіе уподобляетъ ихъ древамъ, стоящимъ при исходищахъ водъ, кои всегда почти зеленѣютъ и бываютъ весьма плодоносны; а души грѣшныя и нераскаянныя суть древа безплодныя, кои множествомъ листьевъ только показываютъ видъ жизни, а на самомъ дѣлѣ ничѣмъ не награждаютъ трудовъ, надъ ними положенныхъ. Что дѣлать небесному Вертоградарю съ такими древами? — И Онъ, подобно земному вертоградарю, употребляетъ разныя средства къ ихъ поправленію. Но когда сіи средства, заботы и труды остаются безъ дѣйствія надъ нераскаяннымъ грѣшникомъ, правосудіе небесное изрекаетъ, наконецъ, грозное опредѣленіе — посѣчь безплодное дерево и бросить въ огонь! — Ангелъ смерти исполняетъ опредѣленіе сіе надъ бѣднымъ грѣшникомъ иногда съ такою внезапностію и рвеніемъ, что и нехотящій воспоминаетъ при семъ слова Давида: мимо идохъ, и се не бѣ, взыскахъ и не обрѣтеся мѣсто его! А иногда ознаменованный небеснымъ отверженіемъ грѣшникъ остается еще на нѣкоторое время въ живыхъ (подобно какъ проклятая и изсохшая смоковница, безъ сомнѣнія, еще занимала нѣсколько времени свое мѣсто); но сія жизнь страшнѣе самой смерти. Для имѣющихъ очи видѣть нѣтъ ничего жалче вида сихъ живыхъ мертвецовъ. Не смотря на роскошь и великолѣпіе, ихъ не рѣдко окружающее, на нихъ видимо лежитъ печать суда и отверженія; вокругъ нихъ хладъ и мертвенность; близъ нихъ уныніе и тайный страхъ.

Изсохшія убо смоковницы за неплодіе прещенія убоявшеся, братіе, плодъ достоинъ покаянія принесемъ Христу, подающему намъ велію милость. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 183-186.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.