Церковный календарь
Новости


2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 58-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 57-я (1956)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 34-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 33-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 32-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 31-е (1975)
2019-07-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 10-я (1922)
2019-07-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 9-я (1922)
2019-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 56-я (1956)
2019-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 55-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ Великій Понедѣльникъ, на утрени.

Пришла наконецъ и великая седмица! Открылось божественное поприще страстей Христовыхъ! Тутъ столько свѣта для ума, самаго коснаго, столько огня для сердца самаго хладнаго, что намъ, служителямъ слова, можно бы уже умолкнуть, и вмѣстѣ съ симъ содѣлаться зрителями происходящаго, слушателями глаголемаго. Но, поелику сама Церковь не прекращаетъ слова, то и намъ нельзя оставить его. Будемъ отверзать уста, чтобы указывать вамъ, на что особенно каждый день обращать вниманіе. Это тѣмъ нужнѣе, особенно въ первые дни, что хотя Церковь и Евангеліемъ дневнымъ и пѣснопѣніями сама напоминаетъ каждый день о нѣкоторыхъ предметахъ, но они, не знаю почему, не пришли доселѣ въ общую народную извѣстность.

Многіе ли, напримѣръ знаютъ, что нынѣ творится память праведнаго Іосифа и смоковницы, пораженной проклятіемъ? — А воспоминаніе о сихъ предметахъ потому именно и усвоено настоящему дню, что въ нихъ содержится для насъ премного поучительнаго. Итакъ, обратимъ теперь вниманіе на святаго Іосифа, а среди литургіи разсмотримъ судьбу проклятой смоковницы.

Почему является въ нынѣшній день святый Іосифъ? — Потому, что онъ былъ прообразомъ Спасителя нашего. Ибо, надобно знать, братіе мои, что Спаситель нашъ кромѣ того, что /с. 180/ былъ предсказанъ Пророками, былъ и прообразованъ и лицами и вещами. Такъ напримѣръ жертвоприношеніе Исаака Авраамомъ прообразовало жертвоприношеніе Голгоѳское. Пребываніе три дня пророка Іоны во чревѣ китовѣ прообразовало тридневное пребываніе Спасителя во гробѣ. Вознесеніе Моисеемъ змія въ пустынѣ на крестъ для исцѣленія образовало вознесеніе на крестъ Іисуса во спасеніе всѣхъ. Повелѣніемъ — печь на огнѣ агнца пасхальнаго цѣлымъ, не сокрушая кости отъ него, прообразовано, что на крестѣ не будутъ пребиты голени у распятаго Спасителя. Но изъ всѣхъ ветхозавѣтныхъ прообразованій Божественныхъ страстей Христовыхъ нѣтъ полнѣе, какъ — въ Іосифѣ. Праведникъ сей прообразовалъ собою не одно какое-либо обстоятельство въ страданіяхъ Господа, и не одну какую-либо сторону креста Его, а многія. Вообще, въ жизни его видимо отличаются два состоянія: уничиженія и прославленія, и послѣднее вышло изъ перваго такъ, что если бы не было уничиженія, то не было бы и славы. Такъ и въ жизни Господа: сначала уничиженіе, страданія, смерть и погребеніе, а потомъ воскресеніе, вознесеніе и посажденіе на престолѣ Отца, и все сіе за то, что Онъ былъ послушливъ даже до смерти крестныя. Въ частности, что ни черта въ жизни Іосифа, то сходство съ жизнію Господа, и особенно съ Его страданіями. Такъ, Іосифъ былъ любимѣйшимъ сыномъ отца: Спаситель есть возлюбленный Сынъ Отца небеснаго. Іосифъ посланъ былъ навѣстить братьевъ своихъ, бывшихъ внѣ дома отеческаго; но вмѣсто любви срѣченъ ненавистію, заключенъ въ ровъ и проданъ чужестранцамъ: Спаситель посланъ также съ неба посѣтить насъ въ землѣ странствія; пришелъ къ своимъ, къ братіямъ, къ народу іудейскому, и свои Его не пріяша, связали яко злодѣя и предали язычникамъ-римлянамъ. Іосифъ пострадалъ въ Египтѣ невинно, и однако же думали, что онъ виновенъ; Іисусъ грѣха не сотвори, и однакоже, предавшіе Его говорили: аще не бы былъ Сей злодѣй, не быхомъ предали Его. Изъ темницы, отъ крайняго униженія, Іосифъ взошелъ на верхъ почестей, сдѣлался спасителемъ Египта и посажденъ одесную царя; со креста и изъ гроба Іисусъ восшелъ на высоту, доставилъ спасеніе всему роду человѣческому, и посажденъ одесную Отца.

До такой подробности простирается сходство въ судьбѣ /с. 181/ праведнаго Іосифа съ судьбою Спасителя человѣковъ. Посему-то онъ нынѣ и воспоминается, дабы мы въ самомъ началѣ поприща крестнаго привели себѣ на память, что всѣ обстоятельства страданій Христовыхъ не только были предсказаны словами у Пророковъ, но и предъизображены въ жизни и дѣяніяхъ праведниковъ ветхозавѣтныхъ.

Что же изъ сего? — вопроситъ кто-либо. То, чтобы ты не смотрѣлъ на страданія Христовы, какъ на нѣчто случайное, такъ чтобы въ нихъ то зависѣло совершенно отъ чуда, то отъ Пилата. Нѣтъ, хотя дѣйствовали и люди, но все главнымъ образомъ зависѣло отъ Бога. Люди, самые злобные, въ семъ случаѣ-только то, чему судила — для блага всего міра — быть премудрость Божія. Посему-то Самъ Спаситель скажетъ Пилату: не имаши власти ни единыя на Мнѣ, аще не бы ти дано свыше.

Во-вторыхъ, подивись и возблагоговѣй предъ величіемъ тайны, которая за тысящи лѣтъ была предсказуема и прообразуема. Такъ и должно быть по самому ея величію, что къ ней явно и тайно, все направлено было въ ветхомъ завѣтѣ — и весь законъ нравственный, заставлявшій неумолимою строгостію искать и ожидать Ходатая и Искупителя, и законъ обрядовый, дававшій во всѣхъ жертвоприношеніяхъ своихъ видѣть то, что произойдетъ на Голгоѳѣ. А мнѣ кажется, что не много будетъ, если скажемъ, что и все въ мірѣ, самая неодушевленная природа своими законами и явленіями прознаменовала то же. Потому-то на Голгоѳѣ, въ часъ смерти Господа, покажетъ участіе свое вся тварь.

Самая жизнь и судьба Іосифа для насъ весьма поучительны. Это — образецъ чистоты, невинности, терпѣнія, потомъ — смиренія въ счастіи и великодушія къ своимъ гонителямъ. Будучи продану отъ братьевъ, отведену въ страну чуждую, находясь въ рабствѣ, какъ бы не потерять духа? Но Іосифъ не терялъ. Почему? потому что твердо вѣровалъ въ Бога отцевъ своихъ. Рабская доля не унизила ни его мыслей, ни его чувствъ, а можно сказать, еще возвысила, покрайней мѣрѣ, показала и обнаружила во всей лѣпотѣ. Какое искушеніе для юноши — красота женщины! Эта женщина была притомъ госпожею Іосифа, отъ нея зависѣло усладить участь, и преогорчить до послѣдней крайности: Іосифъ-рабъ не посмотрѣлъ ни на то, ни на другое. У него одно было — /с. 182/ что и надъ господами такъ же, какъ и надъ рабами, равно есть верховный Владыка, Коего, гдѣ дѣло идетъ о совѣсти, одного должно слушать. Како сотворю глаголъ сей злый, и согрѣшу предъ Богомъ? Мысль о Богѣ, значитъ, всегда окружала его и охраняла отъ всего злаго. Вотъ примѣръ для васъ, кои жребіемъ рожденія поставлены въ состояніе рабства! — Возноситесь мыслію къ Тому, Кто живетъ на небесахъ, будьте вѣрны своей совѣсти. Онъ, какъ Іосифу, не дастъ вамъ искуситься паче, неже можете понести.

Вотъ, Іосифъ въ темницѣ! — Чистота и невинность его скоро заблистали и въ этой тьмѣ. Будучи самъ узникомъ, онъ дѣлается, за свою безпорочность, начальникомъ и какъ бы смотрителемъ прочихъ узниковъ. Чудесное толкованіе сновъ двумъ несчастнымъ царедворцамъ, сопровождавшееся вѣрнымъ исполненіемъ, приводитъ его въ извѣстность правителю Египта, а изъясненіе его собственныхъ сновъ — не только выводитъ изъ темницы, но до того вводитъ въ довѣріе и любовь Фараона, что преждебывшій бѣдный узникъ становится первымъ по царѣ, пріемлетъ власть надъ всею страною. Какой благопріятный случай отмстить своимъ гонителямъ, легковѣрному Пентефрію, безстудной женѣ его, но Іосифъ и не думаетъ о семъ. Ихъ какъ будто не существуетъ для него. Подобное и съ братьями, кои такъ безжалостно поступили съ нимъ, продавъ его измаильтянамъ! Не только ни единаго наказанія, даже ни единаго упрека. Іосифъ напротивъ утѣшаетъ и ободряетъ ихъ, говоря: вы совѣщасте на мя злая, Богъ же совѣща о мнѣ во благая. Такъ поступаютъ рабы Божіи! Въ несчастіи они терпятъ и благодушествуютъ, въ счастіи смиряются и благотворятъ? Почему? Потому, что увѣрены въ Промыслѣ Божіемъ, убѣждены, что счастіе и несчастіе, хотя зависятъ и отъ людей, но посылаются и допускаются по распоряженію свыше. Это ихъ утѣшаетъ въ несчастіи, располагая и на него смотрѣть, какъ на даръ Божій.

Но меня особенно трогаютъ слова Іосифа, кои онъ говоритъ братьямъ, яко причину, почему они не должны его бояться: не бойтеся, Божій бо есмь азъ. То есть, какъ бы такъ говоритъ онъ: вамъ нѣтъ нужды опасаться меня, ибо я не свой, а Божій; у меня нѣтъ воли, кромѣ Божіей; моя личность, посему, и моя обида для меня ничто. И точно, /с. 183/ человѣка Божія нѣтъ причины бояться: страшны и опасны тѣ, кои не Божіи, кои водятся самолюбіемъ. О, таковые, какъ бы они ни казались мягки и человѣколюбивы, — страшны! У нихъ всегда могутъ вспыхнуть страсти, какъ огонь, и попалить васъ.

Еще также особенно трогательны слова, коими Іосифъ признается къ своимъ братьямъ, не узнававшимъ его: азъ есмь Іосифъ, братъ вашъ! — Такъ нѣкогда скажетъ и Господь Своимъ гонителямъ, и голгоѳскимъ и всѣмъ, кои послѣ распинали Его — иные своимъ вольнодумствомъ, иные своими грѣхами, — скажетъ, говорю, и Онъ всѣмъ не признававшимъ Его Божества: Азъ есмь Іосифъ, братъ вашъ!

Но, увы, сіи слова, хотя они и скажутся съ кротостію, произведутъ не то, что произвели слова Іосифовы въ братьяхъ его. Всѣ таковые, подобно имъ, признаютъ въ Іисусѣ своего Спасителя; но спасеніе уже будетъ чуждо для нихъ, ибо время милосердія прешло. Воззрятъ они нань, Егоже прободоша; но взоръ сей послужитъ только къ стыду и мукѣ. Тогда возопіютъ горамъ: падите на ны, и холмамъ, покрыйте ны отъ лица Сидящаго на престолѣ. И горы не падутъ, и холмы не покроютъ.

Братіе мои, если кто имѣлъ доселѣ несчастіе предавать Іисуса, не узнавать Его Божественнаго лица; тотъ да кается въ семъ теперь, доколѣ на землѣ. Теперь все примется, все забудется, все простится; но послѣ, исшедъ отсюда, прешедъ туда, напрасно будетъ самое обращеніе. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 179-183.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.