Церковный календарь
Новости


2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 34-я (1921)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 33-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 23 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ пятокъ 6-ой недѣли Великаго поста.

Душеполезную совершивше Четыредесятницу и святую седмицу страсти Твоея, просимъ видѣти, Человѣколюбче, еже прославити въ ней величія Твоя, и неизреченное насъ дѣля смотрѣніе Твое, единомудренно вопіюще: Господи, слава Тебѣ.

День за днемъ, седмица за седмицею, и вотъ прешла уже вся святая Четыредесятница, — хотя инымъ, по непривычкѣ къ воздержанію и посту, она казалась, можетъ быть, безконечною. Постъ еще продолжится одну седмицу, но дни сіи не принадлежатъ уже Четыредесятницѣ, а имѣютъ особенное назначеніе, будучи посвящены на воспоминаніе Страстей Господнихъ. Это какъ глава и крестъ на храмѣ. Посему сама святая Церковь останавливаетъ въ настоящій день наше вниманіе, неоднократно возглашая: душеполезную совершивше Четыредесятницу! Такъ поступаетъ она для того, чтобы мы, достигнувъ конца Четыредесятницы, собрались съ мыслями и разсмотрѣли, достигнута ли въ насъ цѣль святаго поста? Ибо можно, и много сѣявъ ничего не пожать; можно употребить разныя лекарства, иждить даже, какъ говоритъ Евангеліе о женѣ кровоточивой, все имѣніе врачамъ, и не получить исцѣленія.

Итакъ, что теперь съ нами, то есть, съ душею и со/с. 174/вѣстію нашею? Чувствуемъ ли въ себѣ какую-либо перемѣну благотворную? Можемъ ли сказать съ описанною въ Пѣсни Пѣсней невѣстою: се, зима прейде, дождь отыде, цвѣти явишася на земли нашей (Пѣс. Пѣс. 2, 11)? Ахъ, мы привыкли называть природу, насъ окружающую, неразумною, но посмотрите, какъ всеразумно исполняетъ она свой долгъ и дѣлаетъ свое дѣло! Едва только обратилось къ ней лицо лѣтняго солнца, она тотчасъ начала совлекаться, и теперь совершенно совлеклась своей тяжелой зимней одежды; освѣщенная, согрѣтая лучами весенними, она немедля омылась отъ нечистотъ зимнихъ; отдала сполна всю дань водъ морю; и теперь, что ни день, то болѣе и болѣе износитъ изъ нѣдръ своихъ все, что прошедшею осенью ввѣрила полямъ и нивамъ рука земледѣльца. Къ Свѣтлому Празднику всюду явится у земли новая праздничная одежда изъ зелени и цвѣтовъ; горы и холмы препояшутся радостію, и новый хоръ пернатыхъ возгласитъ новую пѣснь радости и благодаренія Творцу природы. И къ намъ, братіе мои, съ самаго начала святаго поста, можно сказать, приблизилось духовное Солнце, Господь и Спаситель нашъ, ибо не напрасно возглашала тогда Церковь слова Апостола: нынѣ ближайшее намъ спасеніе (Рим. 13, 11)! Что же произвело въ насъ это приближеніе къ намъ и это умноженіе вокругъ насъ свѣта и теплоты духовной? Растаялъ ли внутрь насъ ледъ безчувствія сердечнаго? Омылись ли мы отъ нечистотъ грѣховныхъ слезами вѣры и покаянія? Готова ли душа наша, подобно землѣ, къ изнесенію плодовъ любви и правды? — Срѣтая день Воскресенія Господня, возможемъ ли сказать, что и мы уже не мертвы духомъ, что въ насъ, по благодати Божіей, есть хотя малый начатокъ жизни вѣчной? — Постъ настоящій для сего именно былъ и предназначенъ. Ибо, чего хотѣла святая Церковь, налагая его на насъ? Конечно не того, чтобы сберечь отъ употребленія нѣсколько снѣдей, или лишить насъ извѣстныхъ удовольствій. Нѣтъ, постъ долженъ былъ обуздать нашу чувственность; укротить, а потомъ и умертвить наши страсти; очистить наши мысли и желанія; дать бóльшую свободу духу и совѣсти; пробудить въ насъ печаль по Бозѣ и святую тоску по небесномъ отечествѣ; приблизить насъ къ небу; очистить, просвѣтлить и освятить все существо наше.

/с. 175/ По этому самому Четыредесятница и провозглашается душеполезною. — Таковою ли она была для насъ? Что пріобрѣли мы отъ толикаго числа чтеній, молитвъ, колѣнопреклоненій, тѣмъ паче отъ нашей исповѣди и причастія святыхъ Таинъ Христовыхъ? Не съ видомъ суровыхъ приставниковъ истязуемъ мы, братіе мои, отъ васъ плодовъ поста; а, подобясь врачамъ, для вашей же пользы хотимъ обратить вниманіе ваше на состояніе души и сердца вашего. Ибо легко можетъ быть, что нѣкоторые, и желая спасенія душѣ своей, не умѣли воспользоваться поприщемъ великопостнымъ. Это бываетъ, напримѣръ, когда во время поста ограничиваются однимъ воздержаніемъ отъ пищи и питія, однимъ болѣе или менѣе частымъ хожденіемъ въ церковь, однимъ поверхностнымъ исповѣданіемъ своихъ грѣховъ предъ священникомъ, исправленіемъ какихъ-либо маловажныхъ недостатковъ въ своемъ поведеніи и жизни, тогда какъ для спасенія нашего требуется гораздо большаго, — необходима совершенная перемѣна нашихъ плотскихъ мыслей и чувствъ, всецѣлое обновленіе нашего духа и сердца, или, какъ выражается слово Божіе, цѣлое новое рожденіе свыше. Если кто имѣлъ неблагоразуміе остановиться на указанной нами малоплодной поверхности благочестія, тотъ да вѣдаетъ, что онъ, и много повидимому дѣлая, еще ничего не сдѣлалъ какъ должно; ему надобно трудиться снова, и начать, такъ сказать, съ начала. То-есть, что сдѣлать? — Углубиться въ свое сердце и совѣсть, убѣдиться, что, безъ освященія свыше, корень всѣхъ его дѣйствій, даже благихъ, есть самолюбіе, а не святая и истинная любовь къ Богу и ближнему, — что все, произрастающее отъ сего корня, есть нечисто предъ очами Божіими и не достойно царствія небеснаго; должно познать сіе и молить Господа, да Самъ изведетъ его изъ плѣна страстей и злыхъ навыковъ, да Самъ созиждетъ въ немъ сердце чистое и даруетъ ему духъ сокрушенъ, — то сердце, изъ коего сами собою явятся воистинну благія мысли и дѣянія; тотъ духъ, который одинъ можетъ быть пріятелищемъ даровъ благодатныхъ и обителію въ насъ Духа Божія.

Но какъ же сдѣлать все это, вопроситъ кто-либо, когда уже миновала святая Четыредесятница и пропущено время, самое удобное къ тому? — Точно, время поста есть весьма удобное къ сему важному дѣлу; но наступающіе дни страда/с. 176/ній Господнихъ, можно сказать, еще удобнѣе. Какъ на срединѣ земнаго шара подъ равноденственною линіею, или такъ-называемымъ экваторомъ, солнце дѣйствуетъ такъ сильно, что въ одинъ день выростаетъ болѣе, нежели у насъ въ недѣлю, такъ то же самое можно сказать и о наступающихъ дняхъ Страстей Христовыхъ. Это нашъ духовный экваторъ: тутъ сосредоточены всѣ лучи духовнаго Солнца. Не было бы только недостатка съ нашей стороны въ слезахъ истиннаго покаянія, а то въ часъ и минуту можетъ произойти съ душею и сердцемъ нашимъ то, чего въ другое время трудно ожидать отъ цѣлыхъ седмицъ и мѣсяцевъ.

Итакъ, да не теряетъ надежды никто! Да соберутся подъ знамя вѣры и креста всѣ отсталые! Да возвратятся къ своему мѣсту самые бѣглецы! На Голгоѳѣ всѣмъ вѣрующимъ — доступъ; всѣмъ кающимся — прощеніе; всѣмъ, любящимъ воистинну — жизнь вѣчная! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 173-176.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.