Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ пятокъ 6-ой недѣли Великаго поста.

Вкусите и видите, яко благъ Господь (Псал. 33, 9).

Драгоцѣнныя слова сіи никогда такъ часто не возглашаются, какъ въ теченіе святаго и великаго поста. Мы слышимъ ихъ /с. 171/ по-дважды въ седмицу, то есть, на каждой преждеосвященной литургіи. И дѣйствительно, если когда прилично имъ часто повторяться, то въ настоящія недѣли, ибо подъ конецъ каждой изъ нихъ устрояется обильная трапеза для всѣхъ желающихъ причаститься Тѣла и Крови Господней. Гдѣ же можно болѣе видѣть всю благость Господа, какъ не на сей божественной трапезѣ? Большаго и очевиднѣйшаго доказательства Своей благости, мнѣ кажется, нельзя было дать людямъ Самому Богу. Ибо, скажи пожалуй, что же бы еще можно было сдѣлать? Нѣтъ большей любви, изрекъ Самъ Спаситель, да аще кто душу свою положитъ за други своя (Іоан. 15, 13); за други только, а мы что были Богу, когда Единородный Сынъ Его полагалъ за насъ душу Свою на крестѣ? Были грѣшниками, слѣдовательно врагами Божіими, и при томъ такими, кои вовсе не думали о примиреніи. И вотъ, за сихъ-то враговъ непримиримыхъ, не за друговъ и присныхъ, — положилъ Единородный Сынъ Божій душу Свою. Уже это верхъ любви, какой нельзя найти въ цѣломъ мірѣ. Но Онъ, какъ Богъ, восшелъ любовію Своею къ намъ еще выше, ибо изобрѣлъ въ премудрости Своей средство полагать за насъ душу Свою, можно сказать, не разъ, а многажды. Ибо что дѣлается въ каждой литургіи? Повторяется священнотайнѣ то, что было на Голгоѳѣ; повторяется до того, что въ Пречистыхъ Тайнахъ Онъ снова приносится за насъ въ жертву, не образно токмо и припоминательно, а съ полною силою и дѣйствіемъ. Потому и принесенное не остается простымъ символомъ Тѣла и Крови Его, а обращается въ сіе самое Тѣло и въ сію самую Кровь, такъ что божественное Тѣло Спасителя, которое висѣло нѣкогда на крестѣ и было погребаемо Іосифомъ, которое теперь сидитъ на престолѣ одесную Отца, является и на нашихъ престолахъ и жертвенникахъ. Одно такое присутствіе и явленіе Тѣла Христова предъ нами уже показываетъ величайшій избытокъ Его любви къ намъ. Но Онъ симъ не удовольствовался, а что дѣлаетъ? То, чего мы сами по себѣ не могли и вообразить — предаетъ Себя подъ видомъ хлѣба и вина на вкушеніе всѣмъ желающимъ! Не знаемъ, провидѣлъ ли сіе святый Давидъ, когда возглашалъ: вкусите и видите, яко благъ Господь! но мы, кои видимъ, мы, кои вкушаемъ, что должны мыслить и чувствовать при семъ? Не должны ли мы вострепетать всѣмъ /с. 172/ существомъ отъ любви, удивленія и благодарности? Подлинно, если отъ радости умираютъ, то не было бы ничего удивительнаго, если бы кто, по причащеніи Таинъ Господнихъ, вдругъ разрѣшился отъ узъ тѣлесныхъ и перешелъ отъ вѣры къ блаженному видѣнію. Подумай еще при семъ и о томъ, кому предлагается сей божественный даръ, кому говорится: вкусите и видите! Не однимъ избраннымъ, не пророкамъ и апостоламъ, не мученикамъ и подвижникамъ, не постникамъ и дѣвственникамъ, а всѣмъ, самымъ послѣднимъ грѣшникамъ. Господь и нынѣ, такъ же, какъ на послѣдней вечери, знаетъ, что не всѣ чисты суть (Іоан. 13, 10) изъ приступающихъ къ Его тайнамъ; вѣдаетъ, что уже не одинъ, а многіе предадутъ Его, и только малая часть останется вѣрною, и, не смотря на сію нечистоту почти всѣхъ, на сію невѣрность многихъ приступающихъ, никого не отвергаетъ, отъ Своей вечери; всѣмъ подаетъ равно то же самое Тѣло и ту же — Свою собственную Кровь. Если бы такое чудо любви сдѣлано было и единожды; если бы, то есть, каждому изъ насъ только разъ въ жизни дано было причаститься Тѣла и Крови Господней, и тогда мы не имѣли бы, чѣмъ возблагодарить Господа. Но намъ всѣмъ предоставлено это благо на всю жизнь: приступай когда хочешь, вкушай сколько угодно, во храмѣ и дома, въ жилищѣ и на пути, на сушѣ и водѣ, днемъ и ночью, въ какой угодно часъ. Скажите, — можно ли бы было даже повѣрить сему, если бы не ручались за то ясныя слова Самого Господа? — Здѣсь-то познаемъ, что каждому изъ совершенствъ Божіихъ нѣтъ мѣры и предѣла: всемогущество — оно разсыпаетъ безъ счету миріады солнцевъ и звѣздъ; премудрость — она творитъ числомъ, вѣсомъ и мѣрою каждую былинку полевую; правосудіе — оно не оставляетъ ни одного покаяннаго вздоха безъ награды, и ни одного нечистаго взора безъ наказанія; благость — она не удовлетворяется тѣмъ, что кладетъ печать щедроты на всѣхъ дѣлахъ своихъ, даетъ пищу всякой плоти, но, наконецъ, сама воплощается, дабы дать себя въ снѣдь вѣрнымъ. И послѣ сего, еще нѣкоторые могутъ доходить до отчаянія въ милосердіи Божіемъ и думать, что у Отца небеснаго можетъ не достать любви, когда они прибѣгнутъ къ Нему съ вѣрою и покаяніемъ? — Такія мысли, если приходятъ къ кому, то приходятъ большею частію отъ врага нашего спасенія, который обыкновенно поступаетъ такъ, что, /с. 173/ когда мы живемъ въ беззаконіи, то представляетъ грѣхъ вещію маловажною, до которой Царю неба и земли, по самому величію Его, нѣтъ будто никакого дѣла; а когда увидитъ, что мы начинаемъ каяться во грѣхахъ и рѣшаемся разорвать узы страстей, то изображаетъ Бога немилосердымъ судіею, а грѣхи наши совершенно неотпустительными. Когда придутъ къ тебѣ, кающійся грѣшникъ, подобныя мысли отчаянія, то, оградивъ себя крестнымъ знаменіемъ, тотчасъ вспомни таинство Святаго Причащенія, и скажи: возможно ли, чтобы Тотъ, Кто даетъ мнѣ вкушать Тѣло и Кровь Свою, отвергъ мое покаяніе? Для чего же Онъ и питаетъ меня, недостойнаго, Самимъ Собою, какъ не для того, чтобы исцѣлить, помиловать и оправдать? Скажи такъ, и продолжай въ мирѣ дѣло своего покаянія. Господь благъ ко всѣмъ, но первѣе и болѣе всего — ко грѣшникамъ кающимся. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 170-173.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.