Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ субботу 5-ой недѣли Великаго поста.

Взбранной Воеводѣ побѣдительная, яко избавльшеся отъ злыхъ, благодарственная восписуемъ Ти, раби Твои, Богородице.

По избавленіи отъ золъ и бѣдствій, радоваться и приносить благодаренія всего естественнѣе и пріятнѣе. — Но знаете ли, братіе, надъ кѣмъ и въ чью пользу совершена побѣда, за которую мы взбранной Воеводѣ восписуемъ нынѣ благодарственная? Она совершена, какъ повѣствуетъ исторія, въ пользу грековъ и престольнаго града ихъ — Константинополя, страдавшаго отъ жестокой осады, — совершена надъ каганомъ, вождемъ скиѳовъ, въ числѣ коихъ, по всей вѣроятности, были и наши предки. Такимъ образомъ мы благодаримъ за чуждое для насъ благодѣяніе, — торжествуемъ собственное наше пораженіе! Что это значитъ? — То, что христіанская вѣра и въ семъ отношеніи, какъ во многихъ другихъ, перемѣнила порядокъ вещей и научила смотрѣть на событія иначе: — мудрость міра почитать буйствомъ, а буйство креста единственною мудростію, — слезы покаянія вмѣнять въ источникъ блаженства духовнаго, а радости и смѣхи мірскіе — въ зло и пагубу, лишеніями дорожить паче богатства, страданіями — хвалиться, въ униженіи — торжествовать. Если бы мы доселѣ оставались во тьмѣ язычества, то воспоминаніе о чудесномъ пораженіи предковъ нашихъ подъ стѣнами Константинополя составило бы предметъ печали общественной и сѣтованія; но, поелику мы благодатію Божіею изведены изъ сея тьмы въ чудный свѣтъ христіанства, то воспоминаемъ его съ нашими побѣдителями благодаримъ — за собственное пораженіе! И поступая такимъ образомъ, поступаемъ совершенно справедливо; ибо въ лицѣ помраченныхъ тьмою язычества предковъ нашихъ по плоти невѣріе устремлялось противу вѣры, дикая свирѣпость — противъ гражданскаго устройства, алчность добычи — противъ мирной собственности; напротивъ, въ лицѣ жителей Константинополя, кои суть также предки наши по вѣрѣ, чрезъ нис/с. 152/посланіе имъ чудесной помощи свыше, награждено упованіе на Бога и молитва, — такія добродѣтели, коими и мы живемъ и дышемъ, отъ коихъ ожидаемъ спасенія временнаго и вѣчнаго. Торжество вѣры, гдѣ бы оно ни открылось, есть торжество всѣхъ вѣрующихъ; награда пламенной молитвы, на кого бы она ни низошла, есть награда всѣмъ истинно молящимся; побѣда христіанства, въ какомъ бы то ни было видѣ, есть общая всѣмъ христіанамъ побѣда. Посему нисколько не удивительно, что мы празднуемъ нынѣ, нѣкоторымъ образомъ, собственное наше пораженіе. Это совершенно въ духѣ нашей святой вѣры; ибо духъ истиннаго христіанства въ томъ и состоитъ, чтобы всегда торжествовать побѣду надъ самими собою. Раскроемъ сію мысль въ честь взбранной Воеводы нашей, которая и въ сей внутренней брани есть лучшій вождь и помощникъ.

Святая вѣра наша, братіе, происходя отъ Бога любви и мира, вся исполнена благодати и щедротъ; но вмѣстѣ съ тѣмъ она приводитъ съ собою жестокую брань. Христіанинъ долженъ не воздавать зломъ за зло (Рим. 12, 17), любить самыхъ враговъ (Матѳ. 5, 44), молиться за самыхъ распинателей (Лук. 23, 34); но вмѣстѣ съ тѣмъ онъ долженъ быть всегда воиномъ и побѣдителемъ. Мните ли, — вопрошалъ Самъ Господь и Спаситель нашъ, — мните ли, яко пріидохъ воврещи на землю миръ? — ни, не пріидохъ воврещи миръ, но мечъ (Матѳ. 10, 34). И въ другомъ мѣстѣ, приглашая къ мужеству и борьбѣ на брани духовной, Онъ же Самъ говоритъ: дерзайте, то есть, стойте и сражайтесь мужественно, яко Азъ побѣдихъ міръ (Іоан. 16, 33)! Апостолы Христовы также весьма часто призываютъ къ духовной брани, предлагаютъ для того всякаго рода оружія, даютъ совѣты, ободряютъ мужество, указываютъ на вѣнцы, уготованные побѣдителямъ; христіанинъ у нихъ есть воинъ, отъ колыбели до гроба.

Что же это за брань, которую приводитъ съ собою наша вѣра святая! — Что это за побѣда, къ которой долженъ стремиться каждый христіанинъ? Это — брань человѣка съ самимъ собою; это — побѣда надъ страстями и плотію, надъ всѣмъ, что въ насъ есть враждебнаго Богу и намъ самимъ. Христіанинъ долженъ во-первыхъ побѣдить міръ съ его прелестями, соблазнами, могуществомъ, лукавствомъ и заразительною нечистотою. Онъ долженъ побѣдить духовъ злобы под/с. 153/небесныхъ, съ ихъ невидимыми и видимыми нападеніями. Но главное поле брани для христіанина есть — собственное его сердце. Внѣшніе враги немного значатъ для него, если внутри нѣтъ мятежа; нападенія совнѣ пагубны только тогда, когда въ самомъ человѣкѣ есть предатели. И противъ сего-то домашняго зла должны быть устремлены всѣ силы и все мужество христіанина. Идти противъ своихъ любимыхъ привычекъ, противъ требованій своей плоти, противъ желаній собственнаго сердца, часто труднѣе, нежели идти противъ тьмы враговъ; но — надобно идти! Кто не ведетъ сей внутренней брани, тотъ христіанинъ по одному имени. Только побѣда надъ самими собою дѣлаетъ насъ истинными христіанами. Безъ сего христіанство и человѣкъ остаются чуждыми другъ другу. Безъ сего нѣтъ и не можетъ быть спасенія!

Для совершеннаго убѣжденія въ сей важной истинѣ, стóитъ только вспомнить, въ какомъ состояніи теперь человѣкъ и для чего намъ дана святая вѣра наша. — Она дана для нашего спасенія, для того, чтобы избавить каждаго изъ насъ отъ тѣхъ ужасныхъ золъ, кои обременяютъ всѣхъ и каждаго. Но въ чемъ состоитъ сущность сихъ золъ и бѣдствій, отъ коихъ христіанство должно освободить насъ? — Главнымъ образомъ въ томъ, что мы не свои, что мы въ рабствѣ, въ плѣну, въ крайнемъ утѣсненіи и нищетѣ. Кто врагъ и притѣснитель нашъ? Грѣхъ, чувства и страсти. Они господствуютъ въ насъ, все прочее покорствуетъ имъ и страдаетъ. Страдаетъ умъ, наполняясь ложью, обманами, истощаясь въ служеніи пороку; страдаетъ воля, двигаясь непрестанно по вѣтру чувственныхъ пожеланій и страстей; страдаетъ свобода, не имѣя силы обратиться къ закону и слѣдуя слѣпо за чувствами; страдаетъ самое тѣло отъ неестественныхъ наслажденій, хотя живущій въ насъ грѣхъ всего болѣе грѣетъ и питаетъ оное. Послѣ сего какъ спасти насъ, если не бранію съ самими собою, — съ тѣмъ, что въ насъ есть враждебнаго намъ самимъ? — И что другое остается дѣлать святой вѣрѣ нашей, какъ не доставлять намъ средства къ тому, чтобы выходить изъ сей брани побѣдителями? — Такъ дѣйствительно и есть! — Вникните въ существо и составъ христіанства; и вы тотчасъ увидите, что въ немъ все направлено къ сей необходимой цѣли, — къ тому, чтобы освободить человѣка отъ плѣна страстей, отъ рабства чувствъ, /с. 154/ отъ униженія духа подъ владычествомъ плоти; а поелику источникъ и сѣдалище сего зла въ немъ самомъ, — чтобы содѣлать его побѣдителемъ надъ собою.

По сему самому христіанинъ, какъ мы сказали, на многое смотритъ совершенно иначе, нежели естественный человѣкъ. Чтó для послѣдняго кажется величайшимъ зломъ, напримѣръ, страданія, бѣдность, уничиженіе, ибо все это уязвляетъ его самолюбіе, тó самое для перваго кажется и должно казаться благомъ; ибо освобождаетъ его отъ внутренняго, рабства и возвращаетъ къ свободѣ духа.

По сему-то святому закону совершаемъ мы и настоящее торжество наше, не смотря на то, что событіе, нами воспоминаемое, не совмѣстно съ народнымъ самолюбіемъ. Съ самолюбіемъ оно, подлинно, не совмѣстно; но совершенно совмѣстно съ любовію къ Богу, съ любовію къ ближнему и съ чистою любовію къ самимъ себѣ. Ибо въ лицѣ грековъ, избавленныхъ предстательствомъ Богоматери отъ осады скиѳской, награждена вѣра, упованіе и молитва: а это тѣ самыя добродѣтели, въ коихъ заключено и наше спасеніе. Слухъ о чудесномъ пораженіи воиновъ подъ стѣнами Константинополя, распространившійся между древними предками нашими, безъ сомнѣнія, содѣйствовалъ произведенію въ нихъ уваженія къ вѣрѣ христіанской и предрасположилъ ихъ къ оставленію язычества, чтó потомъ и послѣдовало, — сначала частно, въ нѣкоторыхъ лицахъ, а потомъ и во всемъ народѣ, при святомъ Владимірѣ. Посему самая вѣра наша есть, нѣкоторымъ образомъ, плодъ того пораженія, которое предки наши потерпѣли отъ взбранной Воеводы.

Не тѣмъ ли, братіе, съ бóльшимъ усердіемъ должны мы притекать нынѣ къ пречистому образу сея Воеводы, Которая, избавивъ грековъ отъ злыхъ, и на нашихъ предковъ навела злая для того, чтобы привести на нихъ со временемъ благая (Рим. 3, 8), коими пользуемся мы нынѣ? — Но, благодаря Богоматерь за побѣду надъ нами внѣшнюю, не забудемъ просить о побѣдѣ надъ нами внутренней, будучи твердо увѣрены, что въ сей послѣдней побѣдѣ, — надъ самими собою, — состоитъ и все торжество нашея вѣры, что отъ нея зависитъ самое наше спасеніе. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 151-154.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.