Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ пятокъ 5-ой недѣли Великаго поста, предъ исповѣдію.

Св. мудрецъ Израилевъ замѣтилъ нѣкогда и изрекъ, что смерть и животъ въ руцѣ языка (Притч. 18, 21). Если когда замѣчаніе сіе исполняется во всей силѣ, то въ настоящіе дни поста и исповѣди. Тутъ подлинно жизнь и смерть человѣка въ руцѣ языка, то есть, зависятъ отъ его устъ. Жизнь и жизнь вѣчная, когда ты отъ сердца сокрушенна и смиренна исповѣдуешь предъ Богомъ свои грѣхи и пріимешь съ вѣрою прощеніе въ нихъ изъ устъ служителя Церкви! Смерть и смерть вѣчная, когда, по стыду ли ложному, или по гордости. или по чему другому, умолчишь предъ духовникомъ о какомъ либо твоемъ студодѣяніи и отыдешь потому не прощенъ и не разрѣшенъ! Жизнь и смерть въ руцѣ языка — то и другое на твоихъ устахъ, избирай любое, но одно изъ двухъ непремѣнно избрать долженъ: или исповѣдь, то есть, смиреніе, преданность, вѣру и вмѣстѣ съ тѣмъ жизнь, или — сомнѣніе, непослушаніе, скрытность и вмѣстѣ съ тѣмъ смерть.

Послѣ сего надлежало бы ожидать, что смерть не найдетъ себѣ между нами ни одной жертвы, что всѣ и каждый улучатъ благодать и жизнь: ибо у кого нѣтъ языка, что легче сказать — и предъ кѣмъ? не предъ человѣкомъ, а предъ Богомъ — что, говорю, легче сказать какъ: согрѣшилъ, прости? Но къ сожалѣнію, есть не мало такихъ, даже между исповѣдниками, кои не пользуются благомъ исповѣди, какъ должно, /с. 149/ кои съ собственнаго языка и устъ берутъ не жизнь, а смерть; берутъ смерть потому, что не хотятъ подвигнуть своего языка, отверсть своихъ устъ, можно сказать, на произнесеніе своего собственнаго спасенія. Такіе люди знаютъ свой грѣхъ, понимаютъ даже, что онъ есть мерзость предъ Господомъ и составляетъ лютую язву на душѣ ихъ; но не могутъ собрать столько силъ, чтобы рѣшиться на исповѣдь его предъ служителемъ алтаря Христова. Иные изъ таковыхъ даже идутъ къ святому налою съ намѣреніемъ не скрывать болѣе своего беззаконія; и однако же возвращаются, не открывъ его, какъ должно.

Кто бы ты ни была, бѣдная душа, страждущая симъ ужаснымъ чревоношеніемъ грѣха, доселѣ еще не исповѣданнаго, позволь обратить и къ тебѣ слова пророка: совлецы узу выи твоея, плѣненая дщи Сіоня (Исаіи 52, 2)! Ноги и руки твои освободились уже отъ узъ и сѣтей вражіихъ; ибо ты не ходишь болѣе на совѣтъ нечестивыхъ, не стоишь на пути грѣшниковъ и не творишь прежнихъ дѣлъ беззаконія; но выя твоя не свободна; врагъ-искуситель держитъ еще ее въ рукахъ своихъ и не даетъ тебѣ отверсть устъ на исповѣданіе грѣха твоего предъ священникомъ, ибо знаетъ, что съ исповѣдію и разрѣшеніемъ потеряетъ всѣ права свои надъ тобою. Итакъ, собери послѣднія силы твои и совлецы узу съ выи твоей; совлецы и воздвигни главу твою; отверзи уста и произнеси слово, повидимому, самоосужденія, а въ самомъ дѣлѣ слово собственнаго спасенія твоего. Ибо въ то время, какъ ты будешь говорить: «я согрѣшилъ, сдѣлалъ то и то беззаконіе», — Ангелъ-хранитель твой будетъ изглаждать это самое беззаконіе изъ книги дѣяній твоихъ.

Ахъ, возлюбленный собратъ, если бы намъ для освобожденія себя отъ проклятія и вѣчной казни за грѣхи наши предложено было и что-либо самое трудное, напримѣръ, всю жизнь просидѣть въ темницѣ, или быть осужденными на труды самые тяжкіе; не должны ли бы мы съ благодарностію принять сіе предложеніе, какъ милость, дабы временнымъ злостраданіемъ стяжать свободу отъ мученій вѣчныхъ? Но вотъ, здѣсь при исповѣди, требуютъ отъ насъ не подвиговъ великихъ, не жертвъ тяжкихъ, а единаго смиреннаго признанія своихъ грѣховъ: и мы еще будемъ при семъ медлить и отрицаться! — Не явный ли это знакъ, что мы или не вѣримъ /с. 150/ Самому Господу, Который пастырямъ Церкви говоритъ въ Евангеліи: вся, елика разрѣшите на земли, будутъ разрѣшена на небеси (Матѳ. 16, 19), или такъ упорны во грѣхахъ, что не хотимъ промѣнять ихъ даже на собственное спасеніе?

Но какъ, скажешь, исповѣдать мнѣ свой грѣхъ, когда онъ ужасенъ и отвратителенъ? А какъ же, возлюбленный, носить его неисповѣданнымъ такъ долго въ душѣ и совѣсти своей, когда онъ ужасенъ и отвратителенъ? — Какъ ни отвратительна рана на тѣлѣ; однако же когда начинаютъ лечиться, то непремѣнно показываютъ ее врачу, и онъ старается узнать всю глубину ея. А душу твою ты думаешь излечить не показывая, а скрывая ея раны! — Но, мое сердце, скажешь еще, такъ чувствительно, что я не могу разверсть устъ на признаніе въ тяжкомъ грѣхѣ моемъ. Ахъ, если оно, это чувствительное сердце, не спасло тебя отъ сего грѣха: то это знакъ, что въ немъ нѣтъ той крайней чувствительности, для которой дѣйствительно несносна и одна мысль объ извѣстныхъ грѣхахъ. Кто могъ учинить какое-либо беззаконіе, тотъ, будь увѣренъ, уже можетъ признаться въ немъ и исповѣдать его предъ служителемъ алтаря, какъ требуетъ святая Церковь. Но допустимъ, что эта исповѣдь съ твоей стороны будетъ стоить тебѣ усилій и принужденія себѣ, что это жертва, и при томъ не малая. Что же? — Принеси эту жертву и докажи тѣмъ, съ одной стороны, благодарность за милость, тебѣ оказываемую, а съ другой — искренность твоего покаянія, и что ты дѣйствительно возненавидѣлъ грѣхъ. Исповѣдію грѣха, доселѣ таимаго въ сердцѣ, ты несказанно облегчишь собственную душу. Это все равно, какъ бы ты извергнулъ устами то, чтó тяготило, возмущало и портило твою внутренность. А вмѣстѣ съ тѣмъ исповѣдь грѣха, доселѣ утаиваемаго, послужитъ для тебя въ ограду отъ него на будущее. Ибо стыдъ, который ты почувствуешь отъ признанія, будетъ удерживать тебя отъ повторенія сего грѣха, дабы снова не имѣть нужды въ немъ исповѣдываться.

Впрочемъ, какъ хочешь, возлюбленный, но мы должны рѣшительно сказать тебѣ въ заключеніе, что если ты явишься на исповѣдь съ намѣреніемъ утаить нѣкоторые грѣхи, то лучше не приступай къ святому налою. Ибо, ты приступаешь не къ человѣку токмо, а и къ Богу. Духовникъ твой, не видя, чтó въ твоей душѣ, дастъ тебѣ разрѣшеніе; но Господь /с. 151/ сердцевѣдецъ не дастъ; и ты отыдешь еще болѣе связанный, нежели какъ пришелъ, отъ чего да спасетъ тебя Господь. Своею всемощною благодатію! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 148-151.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.