Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ пятокъ 5-ой недѣли Великаго поста.

Иже въ шестый день же и часъ на крестѣ пригвождей въ раи дерзновенный Адамовъ грѣхъ, и согрѣшеній нашихъ рукописаніе раздери, Христе Боже, и спаси насъ!

Не въ шестый ли посему день, по сотвореніи человѣка, и не въ шестый ли часъ дня послѣдовало и грѣхопаденіе прародителей нашихъ? — Не можемъ утвердить сего за подлинно; но не можемъ и не признать сего вѣроятнымъ. Не утверждаемъ за подлинно, ибо день и часъ смерти Господа, хотя не вполнѣ, опредѣленъ у Евангелистовъ, а о днѣ и часѣ паденія Адамова ничего не сказано въ бытописаніи Моисеевомъ, какъ бы для того, чтобы сіе мрачное событіе вмѣстѣ съ грѣхомъ навсегда изгладилось изъ свитка временъ. Между тѣмъ весьма вѣроятно, какъ замѣтили мы, что день и часъ паденія Адамова суть тѣ самые, въ кои послѣдовало распятіе на крестѣ Господа нашего, то есть, день и часъ шестый. И во-первыхъ, что касается часа, къ сей послѣдней мысли препровождаетъ насъ, хотя не прямо самое сказаніе Моисеево, ибо въ немъ, между прочимъ, говорится, что для обличенія прародителей нашихъ во грѣхѣ Господь явился пополудни; слѣдовательно, самое грѣхопаденіе послѣдовало до полудня. Въ какой часъ? Очевидно не въ раннее утро, ибо въ такомъ случаѣ древо не показалось бы такимъ добрымъ въ снѣдь; это бываетъ въ то время, когда, по закону естества, ощущается потребность въ пищѣ, то есть, около полудня, и слѣдовательно въ то самое время, когда послѣдовало распятіе Господа, ибо часъ шестый, въ который послѣдовало оно, по нашему счисленію часовъ, равенъ полудню. Можно убѣдиться въ томъ же и другимъ путемъ тому, кто способенъ взирать на страданія Господа окомъ вѣры возвышеннымъ, а именно изъ Евангелій видно, что день и часъ смерти Господа не были предоставлены случаю, а предопредѣлены и избраны, посему и говорится напримѣръ не у пріиде часъ Его (Іоан. 7, 30). Если же сей день и сей часъ избраны, то нѣтъ сомнѣнія, что избраны между прочимъ въ соотвѣтствіе дню и часу паденія Адамова. Ибо, Господь, какъ вторый Адамъ, пришедшій загладить грѣхъ Адама перваго, по тому самому и дѣйствовалъ, гдѣ можно, примѣнительно къ дѣяніямъ Адамовымъ. Такъ Онъ прошелъ побѣдо/с. 144/носно искушеніе отъ діавола въ тѣхъ же видахъ обольщенія, какимъ уловленъ былъ Адамъ. Самый родъ смерти избранъ въ соотвѣтствіе грѣхопаденію эдемскому: отъ древа мы пострадали и потеряли рай; на древѣ, а не иначе, пострадалъ Господь и возвратилъ намъ рай. Не должно ли ожидать послѣ сего, что Искупитель міра, такъ расположившу обстоятельствами Промыслу Божію, простретъ на крестѣ руцѣ Свои въ ту самую минуту, когда несчастная праматерь наша простерла свою руку къ плоду запрещенному? Если мы не можемъ сказать, что такое соотвѣтствіе, по времени, было необходимо въ дѣлѣ спасенія нашего, то съ другой стороны, нельзя не признать, что оно въ семъ случаѣ такъ прилично, такъ трогательно и такъ поучительно, что ему вѣришь невольно, не ища на то другихъ доказательствъ.

Видите, однакожъ, съ какою рѣдкою осторожностію поступаетъ святая Церковь! Въ молитвѣ, нами разсматриваемой, она наводитъ на сію мысль, но не утверждаетъ ее. Почему не утверждаетъ? Потому, какъ мы замѣтили, что на сіе нѣтъ явнаго указанія въ словѣ Божіемъ. Такъ поступаетъ святая Церковь и во всѣхъ другихъ случаяхъ: она никогда и ничего не выдаетъ за истину, кромѣ того, что содержится въ словѣ Божіемъ. Потому мы можемъ быть совершенно покойны, слѣдуя ученію Церкви, ибо слѣдуемъ не человѣческому мнѣнію, которое, какъ бы оно ни было осмотрѣно, всегда можетъ подлежать ошибкѣ, а гласу Самого Бога, Который вѣренъ и не ложенъ во всѣхъ словесѣхъ Своихъ.

Но, что же молитва? что въ ней содержится и что испрашивается? Испрашивается величайшая милость, а именно, чтобы распятымъ на крестѣ Господомъ раздрано было и уничтожено рукописаніе и нашихъ грѣховъ такъ же, какъ пригвождено ко кресту и уничтожено преступленіе въ раю нашего прародителя. Иже въ шестый день же и часъ на крестѣ пригвождей въ раи дерзновенный Адамовъ грѣхъ, и согрѣшеній нашихъ рукописаніе раздери, Христе Боже, и спаси насъ!

Раздери рукописаніе согрѣшеній нашихъ — выраженіе сіе взято изъ посланія Апостола Павла къ Колоссаемъ, гдѣ онъ, разсуждая о благодѣяніи, доставленномъ роду человѣческому страданіями Господа, говоритъ, что Онъ истребилъ еже на /с. 145/ насъ рукописаніе, взявъ é отъ среды и пригвоздивъ на крестѣ (Кол. 2, 14). У Апостола же употреблено сіе выраженіе сравнительно, то есть, въ томъ значеніи, что каждый грѣхъ нашъ предъ Богомъ подобенъ долгу, на который есть долговая собственноручная запись должника. Доколѣ существуетъ такая запись, дотолѣ должникъ, какъ извѣстно, безотвѣтенъ по закону, и долгъ подлежитъ къ непремѣнному взысканію: а когда запись уничтожается, то и отвѣтственность престаетъ. И вотъ, сего-то уничтоженія испрашиваемъ мы въ молитвѣ, нами разсматриваемой! Раздери рукописаніе согрѣшеній нашихъ, Христе Боже, и спаси насъ! То есть, говоря безъ сравненія, прости и оставь намъ грѣхи наши, да будемъ свободны отъ всякаго отвѣта за нихъ предъ судомъ правды Твоея!

Видите теперь, какъ велико прошеніе наше! Ибо если для насъ важно, когда кто проститъ намъ долгъ и денежный, особенно когда мы не можемъ уплатить за него: то кольми паче важно, чтобы отпущены были намъ всѣ грѣхи наши, изъ коихъ ни за одинъ и ничѣмъ не въ состояніи мы уплатить правдѣ Божіей.

И Господь премилосердый всегда готовъ оказать намъ эту величайшую милость. Для сего самаго Онъ и восшелъ на крестъ, и претерпѣлъ за насъ смерть, чтобы изгладить всѣ наши грѣхи и избавить насъ отъ всякаго отвѣта за нихъ. Почему Онъ еще въ ветхомъ завѣтѣ устами пророка не только позволилъ обращаться къ Себѣ съ прошеніемъ о семъ, но, можно сказать, призывалъ къ сему всѣхъ и каждаго, даже требовалъ его настоятельно. Пріидите, говорилъ Онъ, и истяжимся, то есть, сочтемся въ долгахъ, и аще будутъ грѣси ваши яко багряное, яко снѣгъ убѣлю: аще же будутъ яко червленое, яко волну убѣлю (Исаіи 1, 18).

Послѣ сего нѣтъ причины сомнѣваться: смѣло приступай ко кресту Христову; съ дерзновеніемъ приноси всѣ рукописанія грѣховъ твоихъ. Какъ бы они ни были велики и разнообразны, все будетъ уплачено, прощено все заглаждено и уничтожено. Ибо кровь Сына Божія, за насъ умершаго, имѣетъ предъ очами Божіими цѣну безпредѣльную. Въ ней такая сила, что она можетъ очистить отъ всякаго грѣха. Посему прочь уныніе и отчаяніе! Хотя бы ты грѣхами своими превзошелъ всѣхъ грѣшниковъ; хотя бы сравнился не/с. 146/чистотою и беззаконіями съ самимъ духомъ отверженнымъ: коль скоро станешь подъ крестъ Христовъ, оросишься въ духѣ вѣры кровію Спасителя, то ты безопасенъ и помилованъ, и не только помилованъ, но и будешь награжденъ, яко невинный и злопострадавшій.

Но, братіе мои, такая милость преподается со креста Христова не безусловно; иначе злоупотребленію ея не было бы конца; иначе грѣшникъ могъ бы то и дѣлать, что ежедневно грѣшить и ежедневно получать прощеніе. Такимъ образомъ самое милосердіе Спасителя служило бы не во спасеніе ему, а въ пагубу, располагая его къ безчувствію въ грѣхахъ и къ продолженію жизни беззаконной. Посему Спаситель нашъ готовъ принять грѣшниковъ, готовъ всякому даровать не только миръ и прощеніе, но и новую жизнь, и освященіе благодатію Святаго Духа: только отъ всѣхъ и каждаго изъ прощаемыхъ Онъ требуетъ исполненія нѣкоторыхъ условій. Какія это условія? Самыя необходимыя и нужныя не столько для Него, а для насъ же самихъ; потому что безъ исполненія ихъ, самое прощеніе, намъ даруемое, не поможетъ. А именно, Онъ требуетъ, чтобы, сложивъ у креста Его бремя грѣховъ нашихъ, мы не возвращались болѣе за ними, не впадали въ тѣ же или новые грѣхи, а старались провождать жизнь свою уже въ чистотѣ и правдѣ. Безъ сего нѣтъ ни прощенія, ни помилованія. Ибо, къ чему бы послужило то и другое, если бы прощенные намѣрены были паки предаваться грѣху? Къ чему лечить рану, которую ты нанесъ себѣ безумно, если ты же на другой день по исцѣленіи намѣренъ нанести себѣ ту же рану?

Теперь понятно, кто можетъ вмѣстѣ съ Церковію достойно произносить молитву, нами разсматриваемую. Ее можетъ произносить каждый грѣшникъ; ибо она сложена, очевидно, не для праведниковъ, а для грѣшниковъ; — но какой грѣшникъ? Вѣрующій въ Господа Іисуса и въ силу креста Его воистину; раскаявающійся во грѣхахъ своихъ воистину; — имѣющій твердое намѣреніе, получивъ прощеніе, вести себя далѣе не такъ, какъ жилъ прежде, во грѣхахъ и нечистотѣ, а въ страхѣ Божіемъ, въ повиновеніи своей совѣсти и закону Господню, стараясь не только не повторять прежнихъ беззаконій и неправдъ, но и заглаждать ихъ, сколько возможно, дѣлами вѣры и любви христіанской. Такому проси/с. 147/телю не будетъ отказано: къ такому Самъ Господь простираетъ со креста руцѣ, ибо Онъ взошелъ на него не за праведныхъ, а за грѣшныхъ.

А кто молится и проситъ, не подумавъ хорошо, о чемъ молится и проситъ; кто не имѣетъ расположенія оставить грѣхъ и душевредные навыки свои: тотъ не столько молится, сколько оскорбляетъ своего Спасителя и подобенъ тѣмъ, кои, когда Онъ страдалъ на крестѣ, говорили: спаси себе и наю! И эти люди повидимому молились, ибо говорили: спаси наю! Но что значили эти слова? Одну злобную насмѣшку. — Въ твоей молитвѣ, нераскаянный грѣшникъ, нѣтъ, положимъ, такой злобы, но есть такое же безуміе. Ибо скажи самъ, какъ спасти тебя, доколѣ ты не отстанешь отъ грѣха? Это значило бы спасти тебя со грѣхомъ, спасти не тебя только, но и грѣхъ твой, то есть, самое беззаконіе твое признать за добродѣтель. Возможно ли это?

Есть и еще одно частное условіе, безъ исполненія коего также нельзя просить у Господа уничтоженія рукописанія грѣховъ нашихъ. Это прощеніе съ нашей стороны нашихъ ближнихъ. Ибо, не напрасно сказано: аще принесеши даръ твой ко алтарю и ту помянеши, яко братъ твой имать нѣчто на тя: остави ту даръ твой и шедъ прежде смирися съ братомъ твоимъ (Матѳ. 5, 23-24). Если предъ алтаремъ и съ даромъ Господь не принимаетъ тѣхъ, кои ведутъ распри и неправедныя тяжбы съ ближними своими: то кольми паче не пріиметъ насъ, когда мы явимся въ видѣ грѣшниковъ — не съ дарами, а съ мольбою о прощеніи намъ долговъ нашихъ!

Что же мнѣ дѣлать? — Скажешь: если я прощу всѣмъ должникамъ моимъ, то самъ останусь ни съ чѣмъ и сдѣлаюсь нищимъ. Этого не требуютъ отъ тебя (хотя бы и этого можно потребовать: и лучше нищему войти въ рай, нежели, оставаясь богатымъ, попасть потомъ въ одно мѣсто съ богачемъ евангельскимъ); по крайней мѣрѣ не будь жестокъ и притѣснителенъ; не требуй лишняго; отпусти, сколько можешь и изъ слѣдующаго тебѣ; дай время управиться съ обстоятельствами, помоги выйти изъ затрудненія; вообще, пожалѣй о должникѣ, какъ о собратѣ, и вмѣстѣ смотри на долгъ твой, какъ на средство къ собственному твоему спасенію, къ тому, чтобы и тебѣ получить милость отъ Господа. Когда будешь такъ смотрѣть, то есть представлять, /с. 148/ что ты самъ величайшій должникъ предъ Богомъ: то ты не сдѣлаешь ничего съ отягощеніемъ судьбы ближняго, а скорѣе окажешь ему всякое снисхожденіе, дабы и самому заслужить милость. А въ этомъ именно и состоитъ цѣль условія и заповѣди.

Послѣ сего къ вамъ особенно надобно обратиться, богачи вѣка сего! Вѣрно у васъ лежитъ не одно рукописаніе на ближнихъ вашихъ; и вѣрно между должниками вашими есть, кои не имѣютъ чѣмъ воздать вамъ. Смотрите же, не опускайте драгоцѣннаго случая къ изглажденію грѣховъ вашихъ. Возьмите и повергните сіи рукописанія у подножія креста Христова: Господь воздастъ вамъ сторицею! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 143-148.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.