Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ четвертокъ 5-ой недѣли Великаго поста.

Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа въ третій часъ Апостоломъ Твоимъ ниспославый, Того, Благій, не отыми отъ насъ, но обнови насъ молящихтися.

Но не слишкомъ ли уже много просимъ мы себѣ въ этой молитвѣ у Господа? Апостоламъ предстояла борьба съ цѣлымъ міромъ, съ князьями и владыками, съ самыми міродержителями тьмы вѣка сего; имъ надлежало идти противъ тысячи заблужденій и предразсудковъ, на тьму опасностей, мукъ и смертей, посему имъ нужно было облещися силою свыше; для нихъ требовались не только огненные языки, но еще болѣе пламенныя души и сердца. А намъ-что предстоитъ? Борьба преимущественно съ собственнымъ сердцемъ, сраженіе съ своими страстями и похотями, необходимость стоять противъ нѣкоторыхъ токмо мнѣній и ложныхъ правилъ свѣта. Не довольно ли посему ограничиться намъ собственными нашими силами, и не тревожить, такъ сказать, напрасно благодати Духа Святаго, тѣмъ паче, что, на Апостоловъ, по чистотѣ собственнаго ихъ духа, легко и пріятно было нисходить Духу Святому, а въ насъ, нечистыхъ и плотскихъ, какъ вселиться пречистой благодати Его?

Признаемъ, братіе, со смиреніемъ собственное наше недостоинство: въ сравненіи съ такими избранными сосудами благодати, каковы Апостолы Христовы, мы всѣ, яко малые ночные свѣтильники предъ звѣздами, сіяющими на тверди небесной. Но отречься отъ молитвы о благодати Духа намъ не возможно уже по самой слабости нашей. Напротивъ, если для слабѣйшихъ необходима и помощь сильнѣйшая то мы не только въ правѣ, но и въ необходимости просить о ней.

Впрочемъ, и подвигъ, намъ предлежащій, хотя по наружности своей малъ, и незначителенъ, въ сравненіи съ подвигомъ Апостоловъ; но въ существѣ своемъ также невозможенъ для насъ къ прохожденію его съ успѣхомъ безъ помощи свыше. Правда, Апостоламъ предстояла борьба съ цѣлымъ міромъ, а намъ съ однимъ нашимъ сердцемъ, но загляните пристальнѣе въ это единое сердце — здѣсь цѣлый міръ не только со всѣми его соблазнами, но и со всею злобою, со всѣмъ упорствомъ. Чего нѣтъ въ этомъ нашемъ грѣхолюбивомъ сердцѣ? — Идоловъ и кумировъ? — Стократъ болѣе, нежели /с. 141/ въ какомъ-либо капищѣ языческомъ. Есть здѣсь и кумиръ гордости житейской, и кумиръ похоти плотской; есть здѣсь и истуканъ брани и вражды, и истуканъ сребролюбія. Различіе развѣ токмо въ томъ, что въ капищѣ идольскомъ эти кумиры и истуканы стоятъ бездушны и неподвижны, очи имутъ и не узрятъ, руки — и не осяжутъ, а въ сердцѣ нашемъ всѣ сіи истуканы исполнены силы и движенія. Доколѣ мы падаемъ предъ ними и куримъ ѳиміамъ имъ, они молчатъ; но прикоснись имъ, обнаружь намѣреніе сокрушить ихъ, даже сдвинуть только съ мѣста: и отъ каждаго полетятъ громы и молніи, такъ что неукрѣпленный благодатію ты падешь во прахъ.

Какъ же послѣ сего тому, кто хочетъ сражаться съ своимъ сердцемъ и съ его кумирами, не призвать на помощь Духа Божія, Того Духа, Который единъ можетъ создать сердце чисто и обновить духъ правый во утробѣ нашей?

Апостолы должны были, среди своей проповѣди, давать отвѣты предъ князьями и владыками. Тебя, когда ты начнешь дѣло покаянія и спасенія твоего, можетъ быть не спросятъ князья и владыки; но за то сколько придется тебѣ дать отвѣтовъ не князьямъ и не владыкамъ! На всѣхъ, какія есть у, такъ называемаго, большаго или малаго, свѣта судилища или собранія, ты долженъ стать — въ лицѣ или заочно, — но стать, яко подсудимый и виновный. Въ одномъ собраніи донесутъ, что ты содѣлался лицемѣромъ и ханжею и имѣешь различные тайные виды; въ другомъ, — что ты впалъ въ меланхолію и близокъ къ помѣшательству ума; въ самомъ снисходительномъ объявятъ за тайну, что съ тобою начинаетъ происходить что-то странное и достойное сожалѣнія. Такъ будутъ судить чужіе; отъ самыхъ ближнихъ и домашнихъ ты не разъ услышишь: что съ тобою? — здоровъ ли ты? не тревожитъ ли тебя что? не оскорбленъ ли ты чѣмъ? — И думаешь ли ты, что удовлетворишь, успокоишь всѣхъ и каждаго, когда скажешь, что ты занятъ дѣломъ своего спасенія, что у тебя печаль по Бозѣ? Увы, этотъ языкъ не вѣдомъ хорошо никому! За сіи-то самыя слова еще болѣе возьмутъ противъ тебя подозрѣній; и ты не разъ, или, лучше сказать, всякій разъ самъ, не зная что сказать и какъ образумить на твой счетъ другихъ, невольно будешь обращаться къ Тому, Кто научилъ Апостоловъ, да вразумитъ тебя, что подобаетъ творити и глаголати.

/с. 142/ Апостоламъ за ихъ проповѣдь повсюду предстояли опасности, угрожали гоненія и мучители. Тебя, начинающій дѣло спасенія, не будутъ мучить видимо, но въ замѣнъ того, что мучимые страдали нѣсколько дней, иные нѣсколько часовъ, твои страданія продолжатся всю жизнь. Міръ, тобою оставленный, никогда не оставитъ тебя въ покоѣ. Поелику ты пойдешь не тѣмъ путемъ, коимъ идутъ почти всѣ, а противнымъ, то всякій, встрѣчающійся на пути, почтетъ тебя заблуждшимъ и будетъ покивать главою. Самыя благія дѣйствія твои будутъ казаться обидою для многихъ, потому что будутъ мѣшать ихъ дѣйствіямъ. И сколько готовится тебѣ отсюда огорченій, явныхъ и тайныхъ! Сколько клеветъ, большихъ и малыхъ! Самое смиреніе и терпѣніе твое послужатъ поводомъ для нѣкоторыхъ презирать и оскорблять тебя! А если ты, яко человѣкъ, погрѣшишь въ чемъ-либо, то и малый грѣхъ твой поставится въ преступленіе непростительное. Все это, порознь взятое, не такъ велико и важно; но въ сложности своей изъ сего составится такой крестъ, что ты не разъ будешь падать подъ нимъ и искать Симона Киринейскаго на помощь; и горе тебѣ, если не предстанетъ съ помощію благодать Духа Утѣшителя, которая одна только можетъ подкрѣпить тебя и усладить горесть твоего положенія.

И все это однакоже еще не послѣдняя борьба и не послѣдній крестъ. Сущность дѣла въ томъ, чтобы измѣнить сердце свое, и изъ сердца плотскаго сдѣлать духовнымъ, изгнать изъ него духъ самолюбія, умертвить въ немъ похоть, возвратить ему ту чистоту, съ какою оно вышло изъ рукъ Божіихъ, и безъ коей нельзя явиться намъ предъ лице Божіе. Но кто можетъ сдѣлать это? — Мы сами — рѣшительно не можемъ. Ибо здѣсь надобно быть превыше самихъ себя, сдѣлаться чуждымъ себѣ, быть вмѣстѣ и жрецомъ и жертвою. Для сего необходима сила высшая, божественная, сила Пресвятаго Духа, Который, яко начало жизни, единъ можетъ проникнуть во всѣ глубины нашего духа, во всѣ изгибы сердца, дабы все очистить, исправить и освятить.

Воззовемъ же, возлюбленный, воззовемъ вмѣстѣ съ Церковію: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа въ третій часъ Апостоломъ Твоимъ ниспославый, Того, Благій, не отыми отъ насъ, но обнови насъ молящихтися! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 140-142.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.