Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ среду 5-ой недѣли Великаго поста.

Заутра услыши гласъ мой, заутра предстану Ти, и узриши мя (Псал. 5, 4).

Кто это такъ рано хочетъ подняться на молитву? Какой-либо пустынникъ, коему нечего болѣе и дѣлать, какъ воспѣвать въ уединеніи своемъ хвалу Богу? Нѣтъ, не пустынникъ. Такъ служитель алтаря, который самымъ званіемъ своимъ призывается ежедневно во храмъ утро, полудне и вечеръ? Нѣтъ, не служитель алтаря. Стало быть, хотя мірской человѣкъ, но свободный отъ житейскихъ дѣлъ и общественныхъ обязанностей, у котораго всѣ дни и часы въ полной власти, такъ что онъ дѣлаетъ, что и когда захочетъ? Нѣтъ, и не такой человѣкъ. Кто же это такой ранній и неусыпающій молитвенникъ? — Это человѣкъ, у коего тьма дѣлъ всякаго рода, на коемъ лежитъ столько обязанностей, что ихъ трудно перечесть, для коего нѣтъ ни одного часа совершенно свободнаго, словомъ — это царь многочисленнаго народа, святый Давидъ! Онъ-то говоритъ: заутра услыши гласъ мой, Царю мой и Боже мой! заутра предстану Ти, и узриши мя! И не подумайте, что такъ случилось съ нимъ одинъ разъ, по какому-либо особенному случаю, когда и не привыкшіе и самые лѣнивые дѣлаютъ себѣ понужденіе и /с. 136/ являются, и не предъ лице Божіе, а и предъ лица человѣческія, отъ коихъ чаютъ милости, утру глубоку; нѣтъ, въ псалмахъ Давидовыхъ есть и другія мѣста, свидѣтельствующія о его святомъ обычаѣ утренневать къ мѣсту селенія Бога Іаковля. На утреннихъ, говоритъ онъ въ другомъ псалмѣ къ Господу, на утреннихъ, поучахся въ Тя (Псал. 62, 7). Самая ночь не мѣшала ему заниматься богомысліемъ и молитвою: поминахъ Тя, говоритъ онъ, на постели моей. И не только поминалъ, но и что дѣлалъ? Вставалъ съ постели, повергался на землю и молился: въ полунощи востахъ исповѣдатися Тебѣ о судьбахъ правды Твоея (Псал. 118, 62). Когда вся природа безмолвствуетъ и когда въ самой скиніи свидѣнія тишина и покой, ложница царя Израилева оглашается — исповѣданіемъ имени Божія! Такъ-то достигалось высокое званіе пророка! Такъ-то низводилась благодать Божія на царство! Такъ-то заслужено то несравнимое преимущество, что о домѣ Давидовѣ глаголано вдалеко (2 Цар. 7, 19), и отъ плода чрева его обѣщано воздвигнуть обѣтованнаго Избавителя не Израилю токмо, а всему міру.

Но, можетъ быть, такая близость къ небу куплена была съ ущербомъ въ чемъ-либо для земли; можетъ быть, когда царь Израилевъ утренневалъ такимъ образомъ ко храму святому, страдали отъ сего другія его обязанности; останавливалось или замедлялось теченіе дѣлъ царственныхъ; приходили въ слабость воинства; не соблюдалась правда и нелицепріятіе въ судахъ; опускалось изъ виду благосостояніе градовъ и весей; не дѣлалось улучшеній, не вводилось того, что требовалось новыми нуждами народа и обстоятельствами? Нѣтъ, напротивъ! Царство Израилево никогда, ни прежде, ни послѣ, не было въ такой силѣ, не цвѣло такъ и не возвышалось, какъ при томъ царѣ, который не только дни, но и ночи посвящалъ на прославленіе имени Божія. Преемникъ Давида, Соломонъ, пошелъ, какъ извѣстно, противными путями: забывъ завѣты отца, пересталъ ходитъ въ оправданіяхъ Господнихъ непорочно; вмѣсто святой арфы Давидовой, на коей утро и вечеръ бряцалась слава Іеговы, завелъ поющихъ и играющихъ на пирахъ его во удовольствіе плоти; и — что же? — подъ конецъ царствованія, не смотря на всю его прежнюю мудрость, богатство и славу, престолъ Израилевъ началъ поникать долу, — доколѣ при преемникахъ его /с. 137/ превосходившихъ одинъ другаго нечестіемъ, не сравнялся съ землею.

Что мы должны заключить изъ всего этого въ назиданіе себѣ? То, во-первыхъ, что благочестіе, какъ говоритъ святый Павелъ, на все полезно есть, имущи обѣтованіе живота (1 Тим. 4, 8) не грядущаго токмо, а и настоящаго, и что тѣ ошибаются самымъ жестокимъ образомъ, кои на время, проведенное въ богомысліи и въ дѣлахъ благочестія, смотрятъ какъ на потерянное для успѣха въ дѣлахъ мірскихъ. Почему ошибаются? Потому что и успѣхъ въ этихъ послѣднихъ дѣлахъ, какъ и во всѣхъ другихъ, наиболѣе всего зависитъ отъ благословенія Божія: кому же наиболѣе можетъ принадлежать это благословеніе, какъ не тѣмъ, кои сами благословляютъ Господа и мыслями и дѣлами своими? Если и земные владыки особенно любятъ и отличаютъ тѣхъ, въ коихъ замѣчаютъ особенное къ себѣ усердіе, то Владыка ли земли и неба забудетъ вѣрныхъ рабовъ Своихъ? Азъ любящія Мя люблю, глаголетъ Онъ, и прославляющія Мя прославлю (Притч. 8, 17; 1 Цар. 2, 30). Кромѣ сего, благочестивое настроеніе мыслей и страхъ Божій, дѣлая человѣка степеннымъ, разсудительнымъ, скромнымъ и ко всѣмъ благорасположеннымъ, симъ самымъ уже спасаютъ его отъ множества искушеній и несчастій, кои постигаютъ міролюбцевъ за ихъ гордость, самонадѣянность и презорство.

Въ частности, примѣръ святаго Давида научаетъ насъ быть прилежными къ молитвѣ и посѣщенію храмовъ Божіихъ, и употреблять на это, когда можно, самыя ночи, тѣмъ паче утро. Въ самомъ дѣлѣ, день, начинающійся усердною молитвою, всегда будетъ гораздо счастливѣе того дня, коего начало не освящено ею. Въ такой день и сдѣлается, что нужно, лучше, и избѣгнется, что нужно, вѣрнѣе. Православная Церковь наша, зная это, преставляетъ намъ всѣ удобства къ тому. Нѣтъ дня, въ который бы она не сопровождала восхода солнца слышнымъ для всѣхъ зовомъ на молитву утреннюю. Но многіе ли внимаютъ сему зову?! Онъ большею частію праздно раздается въ воздухѣ; и грады, самые обильные жителями, бываютъ похожи въ это время на кладбище, гдѣ, сколько ни возглашай и ни звучи, никого не поднимешь изъ утробы земной.

Будемъ ли винить безъ разбору въ семъ случаѣ всѣхъ /с. 138/ за неусердіе? Нѣтъ, многіе не только утромъ, но и весь день, можно сказать, прикованы къ мѣстамъ своимъ. За таковыхъ святая Церковь сама молится, яко за труждающихся и благословною виною отшедшихъ. Но сколько такихъ, коимъ вовсе нечего дѣлать дома, кои могутъ изъ своего времени дѣлать все, что захотятъ, и кои однакоже въ самый большой праздникъ, то есть, небольшое число разъ въ году, почли бы за невыносимый подвигъ для себя встать рано утромъ и явиться въ церковь вмѣстѣ съ другими на молитву! Препятствія къ сему со стороны ихъ другаго нѣтъ, кромѣ того, что въ такомъ разѣ надобно сдѣлать нѣкоторое принужденіе себѣ и оставить ложе не въ урочный часъ; а они издавна привыкли отдавать все утро сну, ибо бóльшую часть ночи проводятъ въ бдѣніи. Но, спросите: надъ чѣмъ проводятъ? Надъ дѣлами важными, не терпящими отсрочки? Нѣтъ, надъ тѣмъ, что называется — на ихъ же языкѣ — проводить и убить время. Подлинно — убить, ибо нѣтъ ничего вредоноснѣе сихъ ночныхъ занятій: ими убивается не одно время, а вмѣстѣ съ нимъ нерѣдко совѣсть и душа. Хотя бы, бѣдные, пожалѣли при семъ своего здоровья, коимъ такъ дорожатъ во всѣхъ другихъ случаяхъ, ибо и оно ни отъ чего такъ не гибнетъ, какъ отъ этого неестественнаго превращенія ночи въ день, а дня въ ночь. Ибо, думаете ли, что напрасно велѣно въ извѣстный часъ восходить и заходить солнцу? Нѣтъ, въ этомъ начертанъ законъ нашей жизни и нашихъ занятій. Нарушать его можно, сколько угодно, но это нарушеніе никогда не останется безъ вредныхъ послѣдствій для нарушителей.

Можетъ быть, инымъ кажется, что уже поздно возвращаться въ семъ отношеніи къ порядку природы (а мнѣ кажется, къ порядку возвращаться никогда не поздно); не отвращайте насильно по крайней мѣрѣ отъ него дѣтей своихъ. Не стыдитесь признаваться предъ ними въ своемъ недостаткѣ и говорите прямо, что вы имѣли несчастіе увлечься худыми примѣрами, — что теперь видите зло, и готовы были бы возвратиться назадъ, но трудно. Такимъ образомъ ваша исповѣдь послужитъ во благо вамъ и чадамъ вашимъ.

Что же, скажетъ кто-либо, ужели ты хочешь, чтобы всѣ каждый день ходили къ утрени? Нѣтъ, возлюбленный, мы не требуемъ сего, ибо многіе, хотя бы и хотѣли, не могутъ того сдѣлать, по разнымъ причинамъ. Но нѣтъ человѣка, /с. 139/ который бы, во-первыхъ, не могъ вставать рано, тѣмъ паче не спать до-полудня; нѣтъ, далѣе, человѣка, который бы не могъ и не долженъ былъ освящать свое утро и начинать свой день молитвою, хотя краткою. И сіе-то непремѣнно должно дѣлать всѣмъ и каждому; сего-то требуемъ мы отъ христіанина. Великое ли требованіе? А между тѣмъ выполненіе его крайне полезно не только для нашего спасенія и для нашей души и совѣсти, а и для самаго успѣха въ дѣлахъ земныхъ и житейскихъ. Ибо не напрасно сказано, что благочестіе на все полезно, что оно созидаетъ грады и домы; какъ, напротивъ, невѣріе и вольнодумство, ведя за собою роскошь и развратъ, разоряютъ не только домы, цѣлыя царства. Доказательствъ на все это такъ много вокругъ насъ, что надобно быть слѣпымъ, чтобы не видѣть ихъ. Отчего, напримѣръ, палъ и разорился такой-то домъ, коему, еще не такъ давно, не было равнаго по богатству, миру внутреннему и радостямъ семейнымъ? Отъ того, что вмѣстѣ съ благочестивыми родителями, коихъ трудами пріобрѣтено все, похоронены въ землю и ихъ благіе обычаи и усердіе къ вѣрѣ и церкви, и страхъ Божій, и любовь къ бѣднымъ. Иностранные языки и мода не могли замѣнить сихъ добродѣтелей; такъ называемое умѣнье жить въ свѣтѣ не съумѣло не только нажить что-либо вновь, но и не потерять готоваго; и тѣ, кои величались на великолѣпныхъ колесницахъ, должны ходить теперь, какъ еще предсказалъ древній мудрецъ, пѣшкомъ и едва не простирать руки за милостынею. Не въ упрекъ кому-либо говоримъ это (нашъ долгъ и самыхъ виновныхъ не столько упрекать, сколько плакать о нихъ и съ ними), а въ предостереженіе всѣхъ. Трудно быть счастливымъ безъ вѣры, и если бываютъ, то на краткое время, и то болѣе повидимому, нежели на самомъ дѣлѣ. А не погибнуть безъ вѣры нельзя, — что бы впрочемъ ни защищало отъ погибели, ибо, какъ нѣтъ другаго Бога, кромѣ Всемогущаго, Правосуднаго и Всесвятаго, такъ нѣтъ и другаго способа быть блаженнымъ, какъ хожденіе во святыхъ заповѣдяхъ Его и вѣрность преблагой волѣ Его. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 135-139.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.