Церковный календарь
Новости


2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ недѣлю 4-ую Великаго поста.

Изъ предшествующихъ собесѣдованій нашихъ вамъ ужъ извѣстно, братіе мои, что настоящій день недѣльный посвященъ Церковію хвалебному воспоминанію памяти св. Іоанна Лѣствичника. Не безъизвѣстно также и то, что великая честь сія воздана ему Церковію преимущественно за то руководство въ духовной жизни, какимъ пользовались отъ него многіе во время житія его на землѣ, и которое онъ, можно сказать, увѣковѣчилъ для всѣхъ насъ въ душеспасительномъ твореніи своемъ, извѣстномъ подъ именемъ «Лѣствицы».

Итакъ, намъ остается, сообразно намѣренію Церкви, познакомить васъ съ сею Лѣствицею, которая, къ сожалѣнію, мало извѣстна даже для тѣхъ, коимъ не противно было бы начать не умозрительный токмо, а и дѣятельный восходъ по священнымъ ступенямъ ея. — Причиной такой неизвѣстности сей превосходной книги, можетъ быть, отчасти и языкъ ея — славянскій, и потому не для всѣхъ понятный. Ибо, мы, учась многимъ языкамъ иностраннымъ, кои большею частію не находятъ у насъ для себя почти никакого употребленія, — небрежемъ, къ стыду нашему, объ изученіи языка славянскаго, не смотря на то, что онъ есть языкъ Священнаго Писанія, языкъ Церкви и корень нашего языка отечественнаго. Но если-бъ была охота, то Лѣствица Іоаннова могла-бъ къ желающимъ явиться и на томъ самомъ языкѣ, который для нихъ сдѣлался одною изъ первыхъ потребностей въ жизни. Ибо твореніе сіе, за его достоинство, давно усвоено всѣми образованными народами. Но мы, жертвуя языку галловъ такъ многимъ, не умѣемъ и не хотимъ извлекать изъ него той /с. 130/ пользы, которую онъ могъ бы доставить намъ духовными твореніями, на немъ находящимися; — а только, подобно неразумнымъ дѣтямъ, сосемъ изъ него ядъ сладкій, посредствомъ чтенія душетлѣнныхъ повѣстей и высокоумныхъ мечтаній.

Но обратимся къ Лѣствицѣ Іоанновой. Такъ названо имъ самимъ собраніе душеполезныхъ размышленій о главныхъ добродѣтеляхъ христіанскихъ, преимущественно тѣхъ, коими подавляется и умерщвляется въ насъ ветхій нашъ человѣкъ, то есть, грѣхолюбивая плоть съ ея страстями и похотями, и оживаетъ вмѣсто его, растетъ и укрѣпляется въ насъ человѣкъ новый, духовный, живущій по Бозѣ вѣрою, любовію и упованіемъ жизни вѣчной. Составлено сіе твореніе для посвятившихъ себя жизни иноческой; но поелику сущность дѣла спасенія для всѣхъ одна и та же, и состоитъ въ очищеніи природы нашей отъ зла, въ ней гнѣздящагося, и въ наполненіи ея благодатію Божіею, а съ нею и всѣми добродѣтелями, то Лѣствица Іоаннова весьма полезна и душеспасительна для всякаго, кто желаетъ быть христіаниномъ не на словахъ токмо и по имени, а на самомъ дѣлѣ.

Число ступеней или духовныхъ размышленій въ Лѣствицѣ — тридесять, по числу лѣтъ земной жизни Господа нашего до Его Крещенія, ибо Господь крестился и исшелъ на дѣло нашего спасенія не прежде тридесяти лѣтъ, и при томъ потому, какъ должно полагать, что въ это время естество человѣческое достигаетъ своего полнаго возраста; а мы всѣ, по наставленію Апостола, должны приходить въ мѣру возраста исполненія Христова, — къ чему ведетъ и способствуетъ Лѣствица Іоаннова. Посему и добродѣтели слѣдуютъ въ ней, одна за другою, въ естественномъ ихъ порядкѣ и преемствѣ, начиная отъ пріуготовительныхъ и низшихъ!

Вотъ краткое, внѣшнее очертаніе творенія Іоаннова! Хотите ли ознакомиться съ его внутреннимъ духомъ? Для сего, сообразно нынѣ чтенному Евангелію (Марк. 9, 29), гдѣ въ одномъ изъ событій изображена чудотворная сила молитвы, прочитаемъ изъ его Лѣствицы размышленіе о молитвѣ.

«Молитва, такъ начинаетъ св. Лѣствичникъ, — въ разсужденіи своего качества, есть сообщеніе и соединеніе человѣка съ Богомъ, а въ разсужденіи дѣйствія есть ходатайство о благосостояніи міра, Божіе примиреніе, матерь и дщерь слезъ, очищеніе грѣховъ, надежный мостъ для прехожденія /с. 131/ волнъ искушеній, средостѣніе, защищающее отъ всякихъ злоключеній, пресѣченіе внутреннихъ браней, ангельское упражненіе, всѣхъ безтѣлесныхъ существъ пища, будущее веселіе, непрерывное дѣйствіе, источникъ добродѣтелей, ходатаица благодатныхъ дарованій, невидимое преспѣяніе, душевное брашно, просвѣщеніе мысли, сѣкира отчаянія, утвержденіе надежды, разрушеніе печали, монашеское богатство, безмолвническое сокровище, утоленіе гнѣва, зерцало духовнаго успѣванія, учительница умѣренности, живое представленіе человѣческаго состоянія, будущихъ вещей вѣстница, предзнаменованіе грядущія славы. Молитва, для молящагося истинно, есть судъ и истязаніе Господне, прежде будущаго онаго страшнаго судища».

Скажите, кто бы изъ насъ могъ лучше и полнѣе изобразить свойство и силу молитвы? Сколько тутъ, не говорю мыслей и чувствъ молитвенныхъ, а тайнъ и чудесъ молитвы! И какъ ощутительно, что все это изображеніе молитвы составлено не по воображенію, какъ нерѣдко бываетъ у насъ, а по дѣйствительному опыту! Оттого какъ полно жизни каждое слово и выраженіе!

Вотъ что повѣствуетъ потомъ св. Лѣствичникъ о различныхъ видахъ молитвы.

«Предстояніе на молитвѣ едино, но многіе и различные виды. Ибо, иные съ Богомъ, яко съ другомъ своимъ и Владыкою бесѣдуютъ, и не столько для своего, сколько для другихъ заступленія, пѣснь и молитву Ему возсылаютъ. Другіе просятъ духовнаго богатства, славы и священнаго къ Богу дерзновенія. Иные молятъ избавиться вовсе отъ своего супостата. Другіе молятся о полученіи какого-нибудь достоянія; иные, дабы совершенно освободиться отъ безпокойства о долгѣ грѣховномъ; другіе, чтобъ изведеннымъ быть изъ скучныя житія сего темницы; иные, наконецъ, чтобъ разрѣшены были ихъ преступленія».

Какъ и здѣсь видно не умозрительное какое-либо соображеніе, а духовная опытность! И мы могли бы говорить о родахъ молитвы; но какъ? гадая и предполагая, собирая, подобно нищимъ, лепты чуждыхъ сказаній и опытовъ, не смѣя утвердить, что дѣло происходитъ такъ, а не иначе. Иной: языкъ у Іоанна; онъ говоритъ твердо и рѣшительно, ибо прошелъ то дѣломъ, о чемъ говоритъ словомъ.

/с. 132/ Одинъ изъ важнѣйшихъ вопросовъ о молитвѣ состоитъ въ томъ, какъ предстоять на ней?

«Ежели случилось тебѣ, — отвѣчаетъ Лѣствичникъ, — когда ни есть, быть обвиненнымъ предъ земнымъ судіею, то не для чего искати тебѣ другаго образа предстоянія на молитвѣ. Если же ты ни самъ ни предъ какимъ не предстоялъ судіею, ниже другихъ истязуемыхъ не видывалъ, то по крайней мѣрѣ научися сему отъ примѣра тѣхъ прошеній, коими больные врачей умоляютъ, когда врачи хотятъ у нихъ рѣзати или жещи какіе-нибудь члены».

Отвѣтъ краткій, но вполнѣ обнимающій все дѣло.

Нужны ли въ молитвѣ многія слова и краснорѣчіе?

«Не мудрствуй, вразумляетъ Лѣствичникъ, при молитвѣ своими словами, ибо часто простая и нехитростная дѣтская нѣмота небесному Отцу пріятна бываетъ. Не пецыся такожде при ней быть многословнымъ, дабы пріискиваніемъ рѣчей не разсѣяти своей мысли. Едино мытарево слово умилостивило Бога, и едино съ вѣрою произнесенное реченіе спасло разбойника. Многоглаголаніе бо при молитвѣ часто разныя въ умъ нашъ мечтанія приводитъ, и расхищаетъ оный, а краткое и едино слово не рѣдко разсѣянную мысль нашу во едино собираетъ. Не зѣло буди при молитвѣ дерзновененъ, хотя бы ты и чистоту нѣкоторую стяжалъ; но паче приступай къ Богу съ великимъ смиренномудріемъ, то болѣе получишь у Него дерзновенія. Хотя бы ты взошелъ на всю добродѣтелей лѣствицу, однако всегда молися о оставленіи своихъ прегрѣшеній, слушая Апостола Павла, о грѣшникахъ глаголющаго: отъ нихъ же первый есмь азъ».

Какъ ни полезны и вѣрны сіи совѣты касательно образа моленія, но ихъ все еще можно найти и у другихъ наставниковъ, писавшихъ о молитвѣ. Но вотъ драгоцѣнный совѣтъ, который преподанъ, касательно сего предмета, однимъ Лѣствичникомъ, и безъ сомнѣнія, взятъ изъ опыта.

«Когда при какомъ ни есть молитвы своея изреченіи почувствуешь внутреннее услажденіе, либо умиленіе, то остановись на ономъ, ибо тогда Ангелъ Хранитель вкупѣ съ нами молится».

Есть ли степени въ молитвѣ? Есть, отвѣтствуетъ Лѣствичникъ.

«Начатіе молитвы состоитъ въ томъ, чтобы приходящія къ намъ постороннія мысли, при первой ихъ встрѣчѣ, еди/с. 133/нымъ своимъ умомъ отражати. Средина оныя есть, когда мысль наша въ томъ единственно углубляется, что мы читаемъ и о чемъ разсуждаемъ. Совершенство же ея заключается въ восхищеніи души нашея къ Богу».

О, если бы сподобилъ насъ Господь и сей послѣдней высоты!

Что дѣлать тѣмъ, кои не стяжали еще умѣнія молиться?

«Доколѣ мы достодолжнымъ образомъ молиться еще не можемъ, дотолѣ походимъ на тѣхъ, кои малыхъ дѣтей учатъ ходити. Старайся всегда мысль свою горѣ возносити, или, лучше сказать, въ разумѣніе молитвенныхъ словъ углубляти; и хотя-бъ она по младенчеству своему утомилась, паки возставляй ее. Ибо непостоянство есть свойственно нашей мысли, но могущій вся утвердити, конечно, и оную можетъ возставить. Ежели ты неупустительно въ подвигѣ семъ пребудешь, то конечно и къ тебѣ пріидетъ Тотъ, Иже положитъ предѣлы морю твоея мысли и речетъ къ оному: во время твоея молитвы доселѣ гряди и не преходи далѣе! Не возможно духа никакими узами связати, но идѣже присутствуетъ Творецъ духовъ, тамо вся Ему повинуются».

Премудро успокоиваетъ святый Іоаннъ тѣхъ, кои думаютъ, что молитва ихъ безплодна, и тѣмъ смущаются.

«Моляся чрезъ долгое время, и прошенія своего не получая не говори, что будто ничего не стяжалъ ты своею молитвою, ибо уже получилъ ты и такъ много. Какое бо добро можетъ быти величественнѣе, какъ прилѣплятися Господу и въ безпрерывномъ съ Нимъ союзѣ пребывати?»

Премудро также отвѣчаетъ святый Подвижникъ на вопросъ: можно ли дерзать молиться за другихъ, не имѣя еще дара молитвы?

«Когда тебя просятъ, чтобы ты помолился о спасеніи другаго, то ты не отрицайся, хотя и не стяжалъ еще дара молитвы. Ибо часто вѣра того, который проситъ, и молящагося въ сокрушеніи сердца спасаетъ. Моляся же о другихъ и бывъ отъ Бога услышанъ, не возносися, потому что вѣра ихъ въ томъ тебѣ содѣйствовала и помогала».

Долго ли надобно стоять на молитвѣ?

«Не отходи отъ молитвы дотолѣ, дондеже, по Божію мановенію, огнь усердія твоего нѣсколько угасати и вода слезъ твоихъ истощатися будетъ. Ибо, можетъ статься, таковаго /с. 134/ другаго времени, къ прощенію грѣховъ твоихъ толь способнаго, во всю жизнь не получиши».

Выслушаемъ еще нѣкоторые, особенно примѣчательные, совѣты святаго Іоанна касательно молитвы.

«Не опредѣляй на молитву того времени, которое ты на отправленіе дѣлъ нужнѣйшихъ и духовныхъ употребити долженъ».

Совѣтъ весьма нужный для нѣкоторыхъ. Ибо какъ есть люди, кои небрегутъ вовсе о молитвѣ и готовы промѣнять ее на занятіе предметами самыми маловажными и ненужными, такъ есть и такіе, кои, по нѣкоему пристрастію къ молитвѣ устной, бросаютъ для ней дѣла самыя важныя, и такимъ образомъ производятъ разстройство въ исполненіи своихъ обязанностей, и кладутъ нареканіе на молитву. Апостолъ заповѣдуетъ непрестанно молиться: но какъ? не устами, а сердцемъ, — не во храмѣ токмо, или предъ образомъ, а и занимаясь дѣлами своего званія, — вездѣ и во всякое время.

«Не исчисляй подробно, продолжаеть Лѣствичникъ, при молитвѣ своей всѣхъ тѣлесныхъ пороковъ, каковы они сами въ себѣ суть, дабы тебѣ самому себѣ навѣтникомъ не содѣлаться».

Опять важный совѣтъ! Коль скоро душа, по милосердію Господа, очистится покаяніемъ отъ грѣховъ и просвѣтлѣетъ благодатію Святаго Духа, то одно воображеніе грѣховъ и беззаконій, особенно плотскихъ, отъемлетъ уже у ней часть чистоты умственной, посему и должно быть избѣгаемо. Всегда памятуй, что ты былъ великимъ грѣшникомъ, дабы сохранить смиреніе и избѣжать мечтаній о своемъ достоинствѣ; но подробности грѣховъ старайся забыть, дабы мысль о нихъ какъ искра, не произвела паки въ грѣхолюбивой природѣ твоей пожара.

Можно ли по чему-либо узнать о дѣйствіяхъ своей молитвы?

Можно, отвѣтствуетъ святый Іоаннъ, «при всякой молитвѣ бываетъ нѣкоторое знаменіе о услышаніи Богомъ нашего прошенія: знаменіе сіе состоитъ въ разрѣшеніи нашего сомнѣнія и въ твердомъ объявленіи намъ неизвѣстнаго».

Значитъ, надобно только умѣть наблюдать сіе знаменіе, и для сего имѣть тонкость слуха внутренняго.

Какія дѣйствія молитвы въ тѣхъ, кои умѣютъ молиться?

«Нѣкоторые, воставъ отъ молитвы, какъ бы изъ нѣкото/с. 135/рой распаленной пещи исходятъ, чувствуя себя отъ грѣховной нечистоты очищенными, а другіе, какъ бы нѣкіимъ свѣтомъ озарены будучи и въ одежду смиренія и веселія облечены, отъ молитвеннаго подвига возвращаются».

Довольно на сей разъ и сихъ краткихъ приводовъ.

Не правда ли, братіе мои, что твореніе, въ коемъ содержатся такіе рѣдкіе духовные опыты и такіе превосходные душеспасительные совѣты, стóитъ того, чтобы обратить на него вниманія и прочесть его, хотя изъ любопытства, въ сіи дни поста и покаянія? Кто можетъ сдѣлать это и не сдѣлаетъ, тотъ накажетъ самъ себя, ибо лишитъ душу свою пищи самой здравой и сладкой. А тѣмъ, кои не могутъ имѣть Лѣствицы Іоанновой сами, постараемся пособить мы, показуя ее по временамъ и предлагая для общаго употребленія съ сего священнаго мѣста. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 129-135.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.