Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ пятокъ 4-ой недѣли Великаго поста.

Помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ! (Лук. 23, 42).

Нѣтъ, братіе мои, ни одного самаго сильнаго и дѣйствительнаго врачевства, которое отъ злоупотребленія не могло бы обратиться во вредъ. Даже чѣмъ сильнѣе и лучше лекарство, тѣмъ бываетъ вреднѣе, когда употребляютъ его не какъ должно. Трогательный примѣръ разбойника, покаявшагося на крестѣ и за свое покаяніе удостоившагося слышать изъ устъ Самого Спасителя: днесь со Мною будеши въ раи! — есть одно изъ дѣйствительнѣйшихъ врачевствъ духовныхъ для кающихся грѣшниковъ, къ поддержанію въ нихъ надежды на милость Божію, къ огражденію ихъ отъ унынія и отчаянія. Но и сіе врачевство, вмѣсто пользы, иногда ожесточаетъ болѣзнь душевную и обращается въ пагубу, — когда, по надеждѣ на примѣръ покаявшагося и спасшагося на крестѣ разбойника, отлагаютъ свое покаяніе до послѣднихъ минутъ жизни. Извѣстно, какъ судятъ въ такомъ случаѣ: разбойникъ, говорятъ, за нѣсколько минутъ до смерти успѣлъ принести покаяніе и войти въ рай; тѣмъ паче намъ, кои не разбойники, возможно будетъ раскаяться во грѣхахъ предъ самою смертію, и удостоиться, подобно ему, помилованія. Противъ сего ложнаго умствованія можно бы сказать многое, а паче всего то, что со смертію и адомъ, какъ замѣтилъ еще древній святый мудрецъ, нѣтъ договора и условій, что они не дадутъ намъ предъ кончиною нашею, можетъ быть, и нѣсколькихъ минутъ на покаяніе: ибо многіе, какъ показываетъ опытъ, умираютъ внезапно; но мы, оставивъ все прочее, хотимъ теперь показать наипаче то, что самый примѣръ разбойника нисколько не можетъ служить поводомъ къ отлаганію нашего покаянія до смерти, и что тѣ ошибаются самымъ жестокимъ образомъ, кои думаютъ видѣть въ семъ разбойникѣ образецъ покаянія самаго удобнаго и легкаго. — Да даруетъ Господь, чтобы слово наше о семъ послужило кому-либо на пользу и воздвигло отъ ложной надежды хотя единаго изъ грѣшниковъ.

Итакъ, возлюбленный собратъ, ты ищешь для себя покаянія легкаго, хочешь для сего всю жизнь отдать грѣху и страстямъ, въ надеждѣ послѣдними минутами купить, такъ /с. 126/ сказать, за безцѣнокъ рай Божій. Ищи же примѣра для сего покаянія, гдѣ угодно, только не въ лицѣ разбойника на крестѣ. — Какъ? Легкое покаяніе, когда руки и ноги прободены гвоздями? Легкое покаяніе, когда въ спискѣ самыхъ варварскихъ мученій нѣтъ большаго, какъ быть распяту? Легкое покаяніе, когда отъ мукъ крестныхъ Самъ великій Подвигоположникъ вопіетъ: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ (Матѳ. 27, 46)? Поставь себя на мѣстѣ истаевающаго въ мукахъ разбойника, почувствуй, если можешь, то, чтó онъ, распятый, терпитъ и чувствуетъ, — и тогда воображай, если угодно, что его покаяніе легко и удобно.

«Но все же, — подумаетъ кто-либо, — рай стоилъ разбойнику только нѣсколькихъ часовъ мученія и нѣсколькихъ словъ». И что же бы, скажи, можно было сдѣлать ему теперь болѣе въ его положеніи? Если бы онъ сошелъ со креста, тогда мы въ правѣ были бы требовать отъ него дальнѣйшихъ плодовъ покаянія, новыхъ различныхъ подвиговъ добродѣтели; и онъ, безъ сомнѣнія, удивилъ бы насъ чистотою своей жизни и самоотверженіемъ: но теперь остаются у него свободны однѣ мысли и уста; и смотри, какъ онъ употребляетъ ими! Правда, что изъ его устъ исходитъ только нѣсколько словъ; но прислушайтесь къ симъ словамъ: — въ нихъ вся полнота вѣры, любви и надежды. — все, чтó можно требовать при смерти не только отъ грѣшника, но и отъ самаго праведника. Чего стоило одно то, чтобы назвать въ эту минуту Господомъ и Владыкою рая того, Кто висѣлъ на крестѣ? — Если бы разбойникъ видѣлъ Іисуса, вызывающимъ Лазаря изъ гроба, то не трудно было бы воскликнуть подобно Ѳомѣ: Господь мой и Богъ мой (Іоан. 20, 28)! Если бы онъ зрѣлъ Его на Ѳаворѣ во славѣ между Моисеемъ и Иліею, то легко было бы съ Петромъ сказать: добро здѣ быти (Матѳ. 17, 4)! Ты еси Христосъ, Сынъ Бога живаго (Матѳ. 16, 16)! Если бы онъ слышалъ, по крайней мѣрѣ, Его бесѣдующимъ во храмѣ, то на благодать, льющуюся изъ устъ Его, можетъ быть, невольно бы отвѣчалъ: къ кому идемъ? глаголы живота вѣчнаго имаши (Іоан. 6, 68). Теперь же, что предъ очами разбойника? Единъ крестъ Іисусовъ и Его муки! Что слышитъ онъ? Отовсюду хулу и насмѣшки надъ Страждущимъ. Обѣтованный Мессія отличается отъ него только однимъ вѣнцемъ терновымъ!.. И въ семъ-то /с. 127/ отверженномъ, повидимому, не только людьми, но и Самимъ Богомъ, человѣкѣ, разбойникъ узнаетъ Искупителя всѣхъ человѣковъ, Сына Божія!.. Какой вѣры требовалось, чтобы не ослѣпнуть среди всеобщей тьмы, не увлечься бурнымъ потокомъ общаго мнѣнія, вознестись надъ всѣми соблазнами? Но разбойникъ возносится!.. Іисусъ и на крестѣ для него то же, какъ если бы онъ видѣлъ Его на престолѣ славы. Подлинно, если о сотникѣ капернаумскомъ сказано, что вѣрѣ его подобной не было въ цѣломъ Израилѣ: то о разбойникѣ въ настоящую минуту должно сказать, что его вѣры нельзя было обрѣсти тогда въ цѣломъ мірѣ.

И сей-то примѣръ мы беремъ въ возглавіе нашей лѣности въ дѣлѣ спасенія? И на семъ-то крестѣ разбойника, на сихъ-то гвоздяхъ мы думаемъ спокойно опочить во грѣхахъ до самой смерти? Увы, намъ ли, при нашемъ маловѣріи, при нашемъ разслабленіи духовномъ, намъ ли, говорю, надѣяться, что мы въ часъ смерти возъимѣемъ ту силу вѣры, коей не было въ часъ смерти Господа въ нѣкоторыхъ изъ самыхъ Апостоловъ?

Но въ разбойникѣ, какъ мы видѣли въ прошедшемъ собесѣдованіи, открылась на крестѣ не одна вѣра чрезвычайная: открылась во всей силѣ и любовь къ ближнимъ, которая заставила его, забывъ собственныя муки, пещись о спасеніи своего несчастнаго собрата. Многіе ли способны къ такому высокому самоотверженію? И если бы кто былъ къ сему способенъ, то мы, кои хочемъ продолжать грѣховную жизнь до смерти, мы именно по тому самому всего менѣе будемъ способны. Ибо, думаешь ли, нераскаянный грѣшникъ, что окаменѣвшее во грѣхѣ сердце твое вдругъ въ состояніи будетъ источить сію святую воду любви? Увы, если бы предъ симъ камнемъ сталъ самъ Моисей съ жезломъ своимъ, то и онъ сказалъ бы: еда изъ камене сего изведемъ вамъ воду (Числ. 20, 10)? Въ самомъ дѣлѣ, сколько духовные отцы ни употребляютъ увѣщаній надъ умирающими грѣшниками, но чтó большею частію видятъ и слышатъ? Видятъ одну сухость сердца и отчаяніе; слышатъ одинъ вопль болѣзни, или даже ропотъ, нисколько не похожій на гласъ кающагося разбойника. Перестанемъ же обольщать себя примѣромъ Голгоѳскаго разбойника, который, если правильно понять его, скорѣе долженъ устрашить насъ, нежели расположить кого-/с. 128/либо къ безпечности въ дѣлѣ спасенія. Если, — такъ надлежитъ разсуждать въ семъ случаѣ, — если и изъ двухъ грѣшниковъ, кои были распяты и умирали вмѣстѣ со Спасителемъ, одинъ содѣлался добычею ада: то кто можетъ въ безпечности ожидать своего спасенія? Правда, другой спасся и улучилъ рай; но сколько самыхъ рѣдкихъ совершенствъ обнаружилось въ душѣ его! Если токмо такое покаяніе пріемлется, какъ сего разбойника, то хотя бы всѣмъ предъ смертію былъ отверстъ рай, въ него войдутъ весьма немногіе. Чѣмъ ожидать въ себѣ такихъ чудесъ благодати, — кои, можетъ быть, еще прежде были заслужены разбойникомъ, — стократъ благоразумнѣе и лучше — заранѣе вступить на путь покаянія и приготовить свою душу къ вѣчности.

Къ чему же, наконецъ, спроситъ кто-либо, долженъ служить намъ примѣръ спасшагося на крестѣ разбойника? Къ тому, во-первыхъ, чтобы не соблазняться ничѣмъ въ лицѣ и ученіи Спасителя нашего, Который и доселѣ, какъ на Голгоѳѣ, для сыновъ погибели служитъ предметомъ хулы и недоумѣній преступныхъ. Когда ты услышишь гдѣ-либо подобныя безумныя насмѣшки не только надъ лицемъ Спасителя, но и надъ чѣмъ-либо священнымъ, касающимся вѣры и Церкви Его, — вспомни разбойника и скажи: помяни, мя Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ!

Къ тому, во-вторыхъ, дабы не думать, что если ты за твои грѣхи потерпѣлъ наказаніе на землѣ, то уже совершенно чистъ и правъ предъ Богомъ и можешь смѣло ожидать смерти, дабы идти прямо въ рай. Когда придетъ къ тебѣ сія обманчивая мысль, то вспомни разбойника, который претерпѣлъ на землѣ самую ужасную казнь и, однако же, не думалъ чрезъ то быть правымъ, а ожидалъ помилованія отъ милосердія Господня, и скажи съ нимъ же: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ!

Къ тому, въ-третьихъ, чтобы не отчаяваться отъ множества своихъ грѣховъ въ милосердіи Божіемъ и, призвавъ на помощь Спасителя, бодрственно вести брань съ злыми навыками — въ надеждѣ, что Тотъ, Который не отвергъ кающагося на крестѣ разбойника, не отвергнетъ и твоихъ слезъ и твоего смиреннаго гласа, когда ты возопіешь къ Нему съ вѣрою и любовію. Посему, когда врагъ-искуситель будетъ располагать тебя къ унынію и отчаянію, говоря, что тебѣ /с. 129/ не возможно быть помиловану, представь разбойника на крестѣ и молись его словами: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ!

Къ тому, наконецъ, что если прилучится тебѣ быть застигнутымъ смертію совершенно внезапно, и ты не имѣешь возможности уже ничего сдѣлать на пользу бѣдной души твоей, то, по крайней мѣрѣ, старайся предать Господу духъ твой съ сими словами: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 125-129.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.