Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ среду 4-ой недѣли Великаго поста.

Помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ! (Лук. 23, 42).

Святая Церковь поступаетъ съ нами, какъ матери поступаютъ съ младенцами, когда учатъ ихъ говорить. Матери заставляютъ для сего младенцевъ повторять за собою имена лицъ и названіе предметовъ, кои всего нужнѣе для разговора: такъ дѣлаетъ и Церковь. Поелику для насъ, грѣшниковъ, всего нужнѣе покаяніе, то чтобы научить каяться во грѣхахъ нашихъ, она заставляетъ насъ въ настоящіе дни повторять, въ слѣдъ за нею, то покаянный псаломъ Давидовъ: Помилуй мя, Боже, по велицѣй милости Твоей; то умилительную пѣснь израильтянъ: На рѣкахъ Вавилонскихъ — тамо сѣдохомъ и плакахомъ; то сокрушенную молитву св. Ефрема Сирина: Господи /с. 121/ и Владыко живота моего; то настоящее трогательное воззваніе къ Спасителю покаявшагося на крестѣ разбойника: Помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ!

Поелику за сіи послѣднія слова тому, кто произнесъ ихъ, сказано отъ Самого Спасителя: днесь со Мною будеши въ раи; то неудивительно, что они сдѣлались особенно драгоцѣнными для всѣхъ грѣшниковъ, и всякій разъ, когда возглашаются въ церкви, производятъ всеобщее видимое впечатлѣніе, выражающееся осѣненіемъ себя крестомъ и преклоненіемъ главы. Каждый чувствуетъ, что въ семъ воззваніи кающагося разбойника содержится какъ бы нѣкій ключъ ко вратамъ рая. И подлинно, это ключъ къ царствію; только для того, дабы отверзать имъ, что хотятъ, надобно не имѣть только его въ своихъ рукахъ, а умѣть дѣйствовать имъ, какъ должно. Иначе мы сами чтó подумали бы о царствіи небесномъ, если бы для входа въ него стоило только произнести нѣсколько словъ? Если они отверзли рай разбойнику, то потому, что съ сими малыми словами въ устахъ, у него крайне много соединено было въ сердцѣ. Безъ сего и разбойникъ, сколько бы ни повторялъ ихъ на крестѣ своемъ, не услышалъ бы того вожделѣннаго отвѣта, коимъ благоволилъ удостоить его Спаситель міра.

Кому же, спросите, могутъ они отверзть рай? — Тому, во-первыхъ, кто имѣетъ такую же живую и твердую вѣру въ Господа Іисуса, какую имѣлъ разбойникъ на крестѣ. Посмотрите, какъ онъ вѣруетъ! Вѣруетъ такъ, какъ не вѣровали въ часъ смерти Господа многіе изъ ближайшихъ учениковъ Его. Ибо самъ Петръ отвергся Его въ это время трижды, и притомъ съ клятвою. Петръ отвергается, а разбойникъ сего отверженнаго всѣми, сего умученнаго, распятаго вмѣстѣ съ злодѣями, оставленнаго, повидимому, Самимъ Отцемъ Его, признаетъ не сотворшимъ ни единаго зла, именуетъ Господомъ своимъ и Владыкою и приноситъ Ему смиренную молитву о томъ, чтобы не быть забытымъ отъ Него въ Его будущемъ царствіи!... Что можно представить себѣ выше и сильнѣе такой вѣры? — Суди же послѣ сего самъ, въ состояніи ли ты усвоить себѣ исповѣданіе разбойника? Если чувствуешь въ себѣ присутствіе его вѣры; если вопреки всѣхъ мудрованій лжеименнаго разума, который и донынѣ, ослѣпленный, продолжаетъ видѣть въ Іисусѣ Сына не Божія, а /с. 122/ только Маріи, — ты постоянно видишь въ Немъ Христа, Божію силу и Божію премудрость; если ты готовъ остаться съ Нимъ и тогда, когда бы всѣ оставили Его; если ни Его крестъ, за тебя несомый, ни твой, для Него подъемлемый, нисколько не соблазняютъ тебя, а еще болѣе привязываютъ къ Нему твою душу и сердце: то смѣло отверзай уста и произноси: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ! Гласъ твой будетъ услышанъ, и двери рая не затворятся для твоей вѣры!

Кто можетъ достойно произнести слова разбойника? Тотъ, кто, подобно ему, не только искренно сознаетъ свои грѣхи, но и благодушно переноситъ ихъ несчастныя послѣдствія. Разбойникъ, не смотря на свое покаяніе, подвергся на землѣ всему, чтó преступникъ закона можетъ потерпѣть отъ правосудія человѣческаго: онъ умираетъ теперь на крестѣ въ ужасныхъ мукахъ. Но смотри, какъ терпитъ эти муки! Когда злополучный клевретъ его предается безполезному ропоту, онъ смиренно проповѣдуетъ, яко по дѣломъ наю воспріемлева. Какъ бы такъ говорилъ: «что ты ропщешь? съ нами происходитъ именно то, чтó должно: подобные намъ грѣшники по необходимости должны мучиться и страдать». — Это показываетъ, что въ немъ произошла рѣшительная перемѣна мыслей, что онъ почувствовалъ всю худость своихъ поступковъ, получилъ сердечное омерзеніе ко грѣху и смотритъ на него, какъ на такого врага человѣку, отъ котораго немного значитъ освободиться даже муками крестными. Не потому ли, можетъ быть, онъ не проситъ у Спасителя даже облегченія своихъ страданій, даже мужества для перенесенія ихъ; хочетъ, то-есть, испить чашу мученій до дна, дабы горечію ея очиститься отъ всѣхъ прежнихъ тлетворныхъ сладостей грѣха? Взоръ его весь устремленъ въ одно будущее, къ жизни вѣчной за гробомъ. Тамъ хочетъ онъ начать новое бытіе и новую дѣятельность, чистую и святую; и молитъ Іисуса о томъ, дабы грѣхи его не воспрепятствовали ему въ семъ благомъ намѣреніи: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ! — То есть, покрой грѣхи мои предъ судомъ правды Божіей, дополни, отъ заслугъ Твоихъ, чего не достанетъ въ казни, мной претерпѣнной: да буду и въ царствіи Твоемъ не отринутъ отъ лица Твоего такъ же, какъ теперь удостоенъ приблизиться къ Тебѣ крестомъ моимъ! Таковы смиреніе, преданность и упованіе кающагося разбойника!

/с. 123/ Хочешь ли убо, грѣшникъ, и ты улучить благую частч его? Улучи же прежде его чувства. — Не ограничивайся слабымъ признаніемъ, что ты грѣшникъ: — кто изъ грѣшниковъ не имѣетъ его? — Но покажи, что ты чувствуешь всю мерзость грѣховъ твоихъ. Чѣмъ показать? Во-первыхъ тѣмъ, чтобы навсегда бросить грѣхъ; а во-вторыхъ, благодушнымъ терпѣніемъ тѣхъ бѣдствій, кои, какъ тѣнь за тѣломъ, всегда слѣдуютъ за грѣхомъ. Подвергло ли тебя правосудіе человѣческое заслуженному наказанію? — Неси его безъ ропота, говоря, подобно разбойнику: по дѣломъ наю воспріемлева. Произошелъ ли отъ грѣховной жизни твоей самъ собою вредъ и зло, напримѣръ, болѣзнь, лишеніе имущества, безчестіе? — Терпи благодушно, говоря: по дѣломъ наю воспріемлева. Истинно кающійся, почувствовавъ мерзость грѣха, не только не старается избѣгать наказанія за него, а ищетъ, и не рѣдко проситъ его, какъ милости; не находя у другихъ, самъ изобрѣтаетъ для себя наказаніе. Когда и ты поставишь себя въ такое расположеніе духа, то отверзай уста съ вѣрою и говори: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ! Гласъ твой услышится, и ты не будешь забытъ Владыкою рая.

Кто можетъ достойно произносить слова разбойника?

Тотъ, кто, подобно сему разбойнику, не только самъ чувствуетъ отвращеніе отъ грѣха, перестаетъ грѣшить, но и старается привесть къ покаянію подобныхъ себѣ грѣшниковъ, особенно тѣхъ, съ коими участвовалъ въ беззаконіяхъ. Это — святая обязанность кающагося грѣшника: онъ долженъ употребить все, чтобы не самому только возвратиться на путь правый, но и возвратить на него тѣхъ, кои совращены имъ съ него его страстями. Какъ трогательно исполняетъ сію обязанность кающійся на крестѣ разбойникъ въ отношеніи къ распятому собрату своему! Можетъ быть, не онъ соблазнялъ его на грѣхъ, а самъ былъ соблазненъ имъ; но поелику злодѣянія были общія, то онъ хочетъ раздѣлить съ нимъ и свое покаяніе. Ни ли ты боишися Бога? говоритъ онъ, услышавъ хулу его на Іисуса: мы убо по дѣломъ наю воспріемлева, Сей же ни единаго зла сотвори. Не много словъ, но какого самоотверженія стоило произнести ихъ тому, кто самъ раздираемъ былъ муками отъ креста? Посему-то кающійся разбойникъ не оканчиваетъ даже своей проповѣди собрату своему, а, прервавъ ее, слабѣющими устами обра/с. 124/щается къ Спасителю съ молитвою: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ! — желая уже не словами одними, а и примѣромъ своимъ досказать бѣдному собрату, чтó и ему надобно сдѣлать.

Итакъ, кающійся грѣшникъ, если хочешь усвоить себѣ сію молитву, то не останавливайся на своемъ обращеніи. Ты грѣшилъ не одинъ, и каяться долженъ не одинъ. Не скрывай убо обращенія своего, какъ дѣлаютъ нѣкоторые, предъ другами и клевретами твоего беззаконія: всѣ видѣли, что ты грѣшникъ, пусть всѣ увидятъ, что ты грѣшникъ кающійся. Какъ бы кто изъ прежнихъ клевретовъ твоихъ, подобно распятому клеврету кающагося разбойника, безумно ни издѣвался надъ дѣломъ спасенія: ты не долженъ симъ огорчаться, а дѣлать свое дѣло. Совѣтуй, проси, умоляй, заклинай, — но старайся возвратить на путь правый соучастниковъ твоихъ. Ибо такимъ токмо образомъ ты будешь подобенъ благоразумному разбойнику и можешь непостыдно говорить съ нимъ ко Спасителю твоему: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ!

Вообще, братіе мои, не должно думать, что когда мы произнесемъ нѣсколько словъ со вздохомъ — Давидовыхъ ли, мытаря ли, разбойника ли кающагося, то уже имѣемъ право на помилованіе и можемъ продолжать грѣшить безпечно, попрежнему. Нѣтъ, это было бы заблужденіе самое грубое. Въ такомъ случаѣ сіи же самыя слова послужатъ намъ въ осужденіе. Ты зналъ и вѣдалъ, скажутъ намъ нѣкогда, какъ должно каяться; ибо твои же уста произносили слова покаянія Давидова, или разбойника на крестѣ. Зачѣмъ же, употребляя ихъ слова, не подражалъ ихъ дѣйствіямъ? Для чего принималъ ихъ образъ, и не стяжалъ ихъ духа и сердца? — Итакъ, умоляя вмѣстѣ съ разбойникомъ Господа, чтобы Онъ воспомянулъ насъ во царствіи Своемъ, позаботимся о томъ, чтобы было что воспомянуть о насъ Господу, дабы намъ, и воспомянутымъ, не сдѣлалось хуже отъ самаго воспоминанія о насъ, то есть, отъ нашихъ неправдъ и нашего нераскаянія во грѣхѣ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 120-124.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.