Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ пятокъ 3-ьей недѣли Великаго поста.

Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ!

Одно изъ самыхъ знаменательныхъ священнодѣйствій въ великопостной литургіи то, когда, среди чтенія изъ Ветхаго Завѣта паремій, вдругъ разверзаются царскія врата, является среди ихъ священнодѣйствующій съ свѣщею и кадильницею въ рукѣ, и, знаменуя ими предстоящихъ во образъ креста, возглашаетъ: свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ! Не удивительно, если при этомъ всякъ изъ предстоящихъ преклоняетъ главу свою до земли, ибо разверстіе царскихъ вратъ образуетъ собою отверстіе самихъ небесъ; свѣтильникъ и кадильница знаменуютъ полноту даровъ Духа Святаго, а появленіе священнодѣйствующаго есть яко явленіе Ангела съ неба. Кто будетъ столько надмененъ, чтобы не нреклониться предъ сими знаменіями благодати Божіей?

Но не одного простаго преклоненія главъ, или поверженія себя предъ свѣтомъ Христовымъ долу, ищетъ при семъ отъ насъ святая Церковь. Нѣтъ, въ духовномъ смыслѣ она хощетъ противнаго — восклоненія нашихъ главъ предъ симъ свѣтомъ, открытія предъ нимъ всего существа нашего, дабы такимъ образомъ мы, отъ ногъ до главы, озарились симъ Божественнымъ свѣтомъ, наполнились имъ всецѣло, и чрезъ то сами сдѣлались свѣтоносными, каковыми и были первенствующіе христіане, о коихъ Апостолъ Павелъ пишетъ, что они яко свѣтила въ мірѣ (Филип. 2, 15).

Чтобы войти лучше въ намѣреніе при семъ святой Церкви, разсмотримъ силу и значеніе словъ, произносимыхъ священнодѣйствующимъ.

Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ!

Сими словами предполагается, во-первыхъ, недостатокъ во всѣхъ насъ свѣта истиннаго. Ибо если бы мы были свѣтлы сами по себѣ, то не было бы нужды просвѣщать насъ. И дѣйствительно, человѣкъ, не озаренный Евангеліемъ есть тьма, и тьма глубокая, какъ учитъ святый Павелъ. Не вдругъ согласятся съ симъ тѣ, кои озарены свѣтомъ наукъ и называются людьми просвѣщенными. Но это потому, что сіи люди, занявшись науками, по надеждѣ на мерцаніе, ими проливаемое, рѣдко и мало обращаютъ вниманіе на внутренность своего духа и сердца, и не видятъ, что тамъ, въ /с. 101/ какомъ мракѣ находится ихъ душа и совѣсть. Если, впрочемъ, кто изъ нихъ же вникаетъ хорошо въ свойство своихъ познаній, а съ другой стороны углубляется со вниманіемъ въ истинныя потребности души своей, то скоро начинаетъ видѣть, что свѣта, заимствованнаго отъ наукъ, какъ бы онъ великъ ни былъ, далеко недостаточно для ихъ удовлетворенія; — что въ отношеніи къ нѣкоторымъ самымъ важнымъ предметамъ, безъ познанія коихъ, можно сказать, человѣкъ есть не человѣкъ, они столь же не свѣдущи, какъ и послѣдній простолюдинъ, а потому на ряду съ нимъ имѣютъ нужду въ озареніи свыше.

Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ!

Сими словами, во-вторыхъ, предполагается полнота и преизбытокъ для всѣхъ свѣта Христова. И дѣйствительно, въ немъ нѣтъ недостатка ни для кого. Онъ просвѣщаетъ и самыхъ мудрыхъ, открывая имъ тайны царствія Божія, коихъ никакой умъ самъ собою открыть не могъ, — и самыхъ буіихъ, отверзая имъ, вмѣсто стихійнаго ума, очеса сердца, коими они видятъ утаенная отъ премудрыхъ и разумныхъ вѣка сего. Просвѣщаетъ и самыхъ богатыхъ, научая не превозноситься ради тлѣнныхъ благъ, богатѣть не въ себя, а въ Бога, и сокрывать сокровище тамъ, идѣже ни тля тлитъ, ни татіе подкапываютъ и крадутъ; — и самыхъ бѣдныхъ, показуя имъ внутри ихъ самихъ богатство, коего не стóитъ весь міръ, уча быть нищими не однимъ тѣломъ, но и духомъ, да стяжутъ царствіе. Просвѣщаетъ и самаго перваго властелина, приведя на память, что надъ нимъ есть Владыка, Который потребуетъ строгаго отчета въ каждой слезѣ, отъ него пролитой; — и самого послѣдняго раба, утѣшая его тѣмъ, что внутренней свободы духа и совѣсти никто у него отнять не можетъ, что человѣкъ добродѣтельный въ самыхъ узахъ выше всѣхъ счастливцевъ міра и ближе къ Спасителю, Который, будучи Сыномъ Божіимъ, насъ ради принялъ зракъ не царя, а раба и служителя всѣмъ; — просвѣщаетъ старцевъ, открывая предъ ними жизнь нестарѣющую, призывая отъ земнаго странствія туда, гдѣ успокоеніе отъ всѣхъ трудовъ. Просвѣщаетъ юношей, располагая къ борьбѣ со страстьми и похотьми, — просвѣщаетъ самыхъ младенцевъ, отверзая имъ уста на хваленіе Господа.

/с. 102/ Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ!

Произнося слова сіи устами служителя своего, святая Церковь какъ бы говоритъ: можетъ быть, нѣкоторые жребіемъ ли рожденія или обстоятельствами жизни, будучи удалены отъ свѣта наукъ и мудрости земной, окаяваютъ свое мнимо-несчастное положеніе, и думаютъ, что они, находясь съ однимъ природнымъ смысломъ, не могутъ, подобно людямъ просвѣщеннымъ, достигнуть цѣли бытія своего, и должны навсегда оставаться позади ихъ не только во времени, но и въ вѣчности. Да не унываютъ таковые напрасно, и да не теряютъ мужества! Тотъ, Кто въ мірѣ чувственномъ повѣсилъ на небѣ солнце и луну, да освѣщаютъ равно всѣхъ, — Тотъ не забылъ и въ мірѣ духовномъ разлить свѣтъ для озаренія всѣхъ и каждаго безъ исключенія. Посѣщай церковь, слушай Евангеліе, Пророковъ и Апостоловъ; и кто бы ты ни былъ, земледѣлецъ или воинъ, дитя или старецъ, слуга или поденьщикъ, узнáешь все, что нужно человѣку знать для своего спасенія, для того, то-есть, чтобы явиться въ вѣчности, куда мы всѣ должны идти, способнымъ къ своему великому предназначенію.

Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ!

Можетъ быть, нѣкоторые, — какъ бы такъ еще говоритъ Церковь, — наполнившись сіяніемъ отъ свѣтильника наукъ и мудрости земной, воображаютъ, что имъ уже не нужно никакого просвѣщенія, что они знаютъ все, что нужно, и могутъ спокойно оставаться съ своимъ запасомъ познаній. Да выйдутъ таковые изъ своего опаснаго предубѣжденія, доколѣ они не изучили Евангелія и креста Христова, не уразумѣли, какъ должно, что вѣщаютъ о человѣкѣ Пророки и Апостолы, доколѣ они не знаютъ самаго необходимаго! Только во свѣтѣ Христовомъ можно видѣть Бога, себя и міръ въ истинномъ ихъ видѣ; только по указанію откровенія небеснаго можно найти стезю, ведущую въ животъ вѣчный.

Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ!

Посему, — какъ бы такъ говорила Церковь, всѣмъ и каждому должно ходить во свѣтѣ и творить дѣла свѣта. Бѣдный язычникъ можетъ сказать еще, что онъ не зналъ, какъ ему вести себя въ мірѣ, ибо не имѣлъ въ рукахъ Евангелія; христіанинъ — безотвѣтенъ! Свѣтъ Христовъ озарялъ для него все, показывалъ ему и его собственную бѣдность, /с. 103/ и богатство къ нему милости Божіей, и прошедшее наше состояніе въ раю, и будущее состояніе въ царствіи небесномъ, и путь узкій, ведущій въ животъ вѣчный, и путь широкій, вводящій въ пагубу, и силу креста Христова, и необходимость крестоношенія собственнаго. Все освѣщено, раскрыто, указано всѣмъ и навсегда! Посему и должно всѣмъ ходить во свѣтѣ, избѣгать дѣлъ тьмы, не предаваться сну и безпечности.

Таковъ, братіе мои, смыслъ священныхъ словъ: Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ! Церковь повторяетъ ихъ, и въ наученіе, и въ предостереженіе наше.

Наше дѣло, послѣ сего осмотрѣться и узнать, какимъ свѣтомъ водимся мы въ жизни — Христовымъ, или какимъ-либо другимъ? Какой бы ни былъ свѣтъ сей, но если онъ не Христовъ, то въ отношеніи къ вѣчному спасенію нашему все равно, что тьма и даже еще иногда хуже тьмы. Ибо, застигнутый тьмою человѣкъ, по крайней мѣрѣ, или останавливается, или идетъ тихо и ощупью, и старается, если можно, выйти на свѣтъ. А при сіяніи ложнаго свѣта человѣкъ бываетъ спокоенъ, идетъ не останавливаясь, позволяетъ себѣ всякаго рода движенія, смѣло перемѣняетъ пути и направленія; и поелику водится ложнымъ свѣтомъ, какъ пловецъ на морѣ, то или подвергается неминуемымъ опасностямъ, или заходитъ туда, откуда нѣтъ возврата. Не сіе ли самое случается со многими умниками, кои, въ надеждѣ на мудрость мірскую, пренебрегаютъ свѣтомъ Христовымъ! — Куда обыкновенно приходятъ они наконецъ и приводятъ идущихъ за ними? Приходятъ и приводятъ въ такую бездну нечестія и разврата, на которую одинъ взглядъ исполняетъ трепетомъ сердце, не потерявшее чувствъ человѣческихъ.

Блюдитесь, братіе мои, сего ложнаго свѣта, который въ наши времена особенно началъ ослѣплять собою очи у многихъ. Памятуйте твердо, что единъ Христосъ есть истинный свѣтъ нашъ, просвѣщающій всякаго человѣка, грядущаго въ міръ и исходящаго изъ міра; и если срѣтите какого-либо наставника, то первѣе всего старайтесь узнать, какого онъ свѣта есть. Если не Христова, то, кто бы онъ ни былъ, заграждайте отъ него слухъ и сердце ваше. Ибо, какъ въ мірѣ чувственномъ солнце одно, и нѣтъ другаго свѣта, кромѣ его, такъ и въ мірѣ духовномъ едино истин/с. 104/ное и животворное свѣтило — Господь и Спаситель нашъ, Іисусъ Христосъ, Ему же слава, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 100-104.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.