Церковный календарь
Новости


2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ недѣлю 2-ую Великаго поста.

Извѣстно ли вамъ, братіе мои, что въ продолженіе Великаго поста каждый день недѣльный посвященъ Церковію воспоминанію какого-либо великаго событія. Такъ, въ воскресенье, непосредственно предъ постомъ, воспоминается въ церкви паденіе Адамово, дабы мы, приведши себѣ на память, какъ родъ человѣческій изгнанъ изъ рая сладости за невоздержаніе, тѣмъ усерднѣе облобызали святый постъ, яко дверь въ рай потерянный. Въ первую недѣлю самаго поста совершается торжество Православія, показующее, чего стоило нѣкогда сохраненіе сокровища вѣры во всей его неприкосновенности, и симъ самымъ научающее насъ дорожить имъ по надлежащему. На срединѣ поприща постнаго предложится для поклоненія всечестный Крестъ, въ ободреніе насъ къ дальнѣйшимъ подвигамъ и для услажденія имъ горькихъ водъ покаянія. Пятая седмица огласится именемъ святаго Іоанна Лѣствичника, яко величайшаго изъ подвижниковъ благочестія, который не токмо самъ, какъ орелъ, воспарилъ надъ всѣмъ дольнимъ, но, въ твореніяхъ своихъ, начерталъ и для другихъ лѣствицу къ небу. Послѣдняя недѣля четыредесятницы начнется ублаженіемъ памяти преподобной Маріи Египетской, яко трогательнѣйшаго образца покаянія: ибо первою половиною жизни своей, она, какъ извѣстно, превзошла едва не всѣхъ грѣшниковъ; а въ продолженіе послѣдней — удивила чистотою своею самихъ Ангеловъ. Въ нынѣшній день недѣльный, по уставу святой Церкви, прославляются подвиги святаго Григорія Паламы, архіепископа Ѳессалонитскаго.

/с. 86/ При такомъ распорядкѣ въ уставѣ церковномъ, въ каждую седмицу нынѣшняго поста первый источникъ для душевнаго назиданія нашего есть воспоминаніе, вмѣстѣ съ Церковію, того лица или событія, коему посвящена недѣля. Мы тѣмъ съ большею охотою воспользуемся нынѣ симъ источникомъ — и для васъ и для себя, что онъ, какъ ни близко протекаетъ отъ каждаго, но, къ сожалѣнію, весьма мало употребляется въ дѣло, такъ что для многихъ почти вовсе неизвѣстенъ. Такимъ образомъ, слова и бесѣды наши съ вами, если не будутъ имѣть другаго какого дѣйствія, то, по крайней мѣрѣ, приведутъ сколько-нибудь въ извѣстность сей святый источникъ.

Итакъ, нынѣ, какъ мы сказали, совершается хвалебная память иже во святыхъ отца нашего Григорія Паламы. Чѣмъ заслужилъ онъ почесть столь великую? Не тѣмъ ли, что былъ пастырь знаменитой, особенно въ древности, паствы ѳессалонитской? Но мы имѣемъ пространный списокъ пастырей сея Церкви, и ни одинъ изъ нихъ не раздѣляетъ сей чести со святымъ Григоріемъ. Или, можетъ быть, онъ прославляется за то, что былъ просвѣщеннѣйшій святитель своего времени и оставилъ намъ много своихъ поучительныхъ твореній? Но и за это отличіе надлежало бы прославлять не его одного, а и многихъ другихъ, чего однако же не дѣлаетъ святая Церковь. Можно еще подумать, что святый Григорій ублажается такъ за свою особенную святость. Это гораздо ближе къ дѣлу; ибо, безъ святости жизни, онъ никоимъ образомъ не содѣлался бы предметомъ похвалы для Церкви; но и сія причина не изъясняетъ всего, такъ какъ и святостію жизни отличался не онъ одинъ, а многіе. Если цѣлая седмица святаго поста украшается именемъ святаго Григорія: то должно быть въ самыхъ дѣяніяхъ его нѣчто такое, почему онъ особенно приходитъ на память во время поста, и вслѣдствіе чего воспоминаніе о немъ служитъ къ особенному назиданію для постящихся. Чтó бы это было такое? — То, какъ видно изъ житія его, что онъ, во-первыхъ, былъ одинъ изъ величайшихъ подвижниковъ въ монашескомъ и, слѣдовательно, постническомъ и труженическомъ образѣ жизни, на святой горѣ Аѳонской. Тамъ провелъ онъ большую часть своихъ дней въ постѣ, молитвѣ и безмолвіи. и тамъ возросъ онъ до той чистоты сердца и высоты духа, /с. 87/ что содѣлался видимымъ и ощутительнымъ для всѣхъ сосудомъ благодати Божіей. — То, во-вторыхъ, что святый Григорій былъ ревностнѣйшій поборникъ житія пустыннаго и, слѣдовательно, постнаго противъ тѣхъ, кои хотѣли очернить и унизить его разными клеветами. Послѣднее обстоятельство сіе требуетъ поясненія: посему мы войдемъ въ нѣкоторыя подробности, кои, впрочемъ, таковы, что могутъ послужить къ назиданію и въ наше время.

Пустынножители горы Аѳонской, ведя образъ жизни подвижнической, до того очищали себя отъ всего плотскаго и до того утончались и возвышались въ духѣ, что многіе изъ нихъ сподобляемы были откровеній и видѣній духовныхъ, — особенно осіянія свѣтомъ небеснымъ, подобнымъ тому, который видѣнъ былъ окрестъ Спасителя на Ѳаворѣ. Въ событіи семъ, не только не было ничего противнаго духу Евангелія, но, можно сказать, оно было доказательствомъ и залогомъ того, чтó обѣщается въ немъ праведникамъ: то есть, что они сами просвѣтятся яко солнце въ царствіи небесномъ. Ибо, удивительно ли, что тѣ, кои предназначены быть нѣкогда, яко солнце, и нынѣ уже, на землѣ еще, озаряются яко луна свѣтомъ отъ духовнаго Солнца, еже есть Христосъ Господь? Но иначе смотрѣли на сей духовный опытъ враги Православія. Вмѣсто того, чтобы признать съ благоговѣніемъ въ немъ успѣхъ подвижниковъ въ духовной жизни, они смотрѣли на него, какъ на плодъ воображенія. Мало сего: начали разглашать всюду, что аѳонскіе пустынники впали не только въ самообольщеніе, но и въ ересь; что они, усвояя сему пренебесному свѣту божественность, вводятъ якобы въ Божество два начала — сотворенное и несотворенное, — что подобнымъ ученіемъ нарушается даже вѣра правая.

Можете представить, братіе, какъ горька была клевета сія для обитателей святой горы и какъ тяжела для всей Церкви православной! Среди тогдашнихъ треволненій еретическихъ, Аѳонъ всегда былъ яко духовный Араратъ, на коемъ находилъ себѣ пристанище и спасался ковчегъ Православія; — и вотъ, на семъ самомъ Араратѣ, какъ утверждали зломыслящіе, является ересь, является подъ видомъ самымъ благочестивымъ и, слѣдовательно, наиболѣе опаснымъ! Такая мысль могла привести въ смущеніе и тѣхъ, коихъ чувствія обучены, по выраженію Апостола, долгимъ ученіемъ на раз/с. 88/личеніе добра и зла (Евр. 5, 14); тѣмъ паче не могли оставаться въ покоѣ души простыя и малоопытныя въ жизни духовной: вся Церковь греческая пришла въ сильное волненіе!...

Въ сіе-то опасное для Церкви время, пастырь ѳессалонитскій является яко ангелъ тишины для укрощенія бури. — Обладая обширнымъ и глубокимъ познаніемъ Св. Писанія, онъ показуетъ всѣмъ и каждому, что ученіе о свѣтѣ ѳаворскомъ, коего видѣнія сподобляются подвижники аѳонскіе, совершенно согласно съ духомъ Евангелія, что тѣ, кои сомнѣваются въ бытіи сего свѣта и въ озареніи имъ избранныхъ Божіихъ еще на землѣ, обнаруживаютъ симъ только недостатокъ своей чистоты и своихъ духовныхъ подвиговъ. — Какъ ученикъ и воспитанникъ Аѳона, коему не по слухамъ только, а на опытѣ извѣстенъ былъ образъ жизни тамошнихъ подвижниковъ, св. Григорій входитъ во всѣ подробности спорнаго предмета, преслѣдуетъ каждую клевету зломыслящихъ отъ перваго ея начала и до послѣдняго конца и, разсѣявъ такимъ образомъ тьму, наведенную на святую гору, показуетъ ее во всемъ, дотолѣ еще не такъ извѣстномъ, величіи духовномъ. Самый плѣнъ у сарацынъ не связываетъ устъ св. Григорія: онъ и въ узахъ продолжаетъ разитъ враговъ Православія и утверждать въ истинѣ колеблющихся чадъ Церкви.

Въ благодарность за сіи-то апостольскіе подвиги, доставившіе миръ Церкви православной и пріобрѣтшіе Григорію наименованіе — сынъ свѣта Божественнаго, вскорѣ по святой кончинѣ его, единодушно положено пастырями Церкви, чтобы память о немъ украшала собою настоящій день недѣльный. И праведно! Поелику имъ ограждена и защищена честь не жителей токмо Аѳона, а всей жизни подвижнической; спасена честь святаго поста, яко первѣйшаго изъ средствъ, коимъ св. подвижники аѳонскіе достигали озаренія свѣтомъ Божественнымъ: то воспоминаніе подвиговъ св. Григорія всего болѣе потому приличествовало не другому какому-либо времени, а именно днямъ Великаго поста.

Мы, благодареніе Господу, свободны отъ еретическихъ треволненій, смущавшихъ Церковь во время св. Григорія; но память о немъ весьма поучительна и для насъ. Чѣмъ? — Тѣмъ, чтобы мы, содержа въ умѣ древній примѣръ, не позво/с. 89/ляли себѣ увлекаться тѣми легкомысленными сужденіями о жизни подвижнической и, въ частности, о святомъ постѣ, кои, къ сожалѣнію, можно слышать по временамъ и изъ устъ людей, нечуждыхъ уваженія къ Церкви. Тѣмъ паче, чтобы заграждали слухъ свой отъ безумнаго глумленія въ семъ родѣ тѣхъ, кои берутся судить о всемъ и отвергать все, сами не вѣдая, какъ должно, ничего. Не удивительно, если духовные опыты св. подвижниковъ всего чаще подвергаются нареканію у таковыхъ лжеумниковъ; ибо они слишкомъ удалены отъ ихъ скуднаго и слабаго понятія о предметахъ духовныхъ и совершенно противоположны ихъ оплотянѣлому взгляду на все и на самый духъ человѣческій.

Если встрѣтите подобныхъ людей, если услышите подобныя рѣчи: то вспомните о святомъ Григоріи и его подвигѣ; вспомните, какъ онъ разсѣялъ и низложилъ клеветы на святую жизнь подвижниковъ. Такое воспоминаніе послужитъ для васъ всегда готовымъ щитомъ противъ соблазна. — Не въ первый и не въ послѣдній разъ жизнь по духу подвергается нареканіямъ отъ людей плотскихъ. Апостолъ давно сказалъ, что плотскій человѣкъ не пріемлетъ, яже Духа Божія, и не можетъ разумѣти: юродство бо ему есть (1 Кор. 2, 14). Примѣтьте выраженіе Апостола: и не можетъ разумѣти; какъ же судить о томъ, чего не разумѣемъ? Чтобы судить о духовныхъ предметахъ, тѣмъ паче о духовныхъ опытахъ, надобно самому судящему сподобиться Духа, чего да достигнемъ всѣ мы благодатію Господнею и молитвами св. Григорія! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 85-89.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.