Церковный календарь
Новости


2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 20-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 19-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 40-е (1975)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 39-е (1975)
2019-07-19 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 36-я (1908)
2019-07-19 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 35-я (1908)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 18-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 17-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 16-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 15-я (1922)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 66-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 65-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 64-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 63-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ субботу 2-ой недѣли Великаго поста по причащеніи Св. Таинъ.

Съ чѣмъ привѣтствовать васъ, возлюбленные? Съ окончаніемъ, или съ началомъ добраго подвига? Можно привѣтствовать и съ окончаніемъ; но, кажется, лучше съ началомъ. Ибо, — ссылаемся на васъ самихъ, — можете ли вы сказать, что дѣло спасенія вашего кончено? Нѣтъ, оно кончится не нынѣ, не завтра, а, если дастъ Господь, вмѣстѣ съ нашею жизнію!...

Что же кончилось теперь? Окончилось обыкновенное и видимое, такъ называемое, говѣніе; окончилось урочное хожденіе въ церковь на богослуженіе; окончилось приготовленіе къ таинству Исповѣди и св. Причастія; — а дѣло спасенія, это великое и святое дѣло, ахъ, оно еще не кончено, не кончено!...

Если бы хотя началось теперь во всѣхъ, какъ должно! И начало спасенія дѣло не малое, больше всѣхъ, такъ называемыхъ, великихъ дѣлъ міра. Ибо, чтó имъ предполагается? Предполагается, что душа, спавшая доселѣ сномъ смертнымъ, бывшая добычею врага Божія, воспрянула, пробудилась, пришла въ чувство и начала жить и дѣйствовать по законамъ истины и правды; — предполагается, что узы грѣха разорваны, плѣнъ страстей кончился, идолы плоти сокрушены, знамя вѣры и любви чистой поднято, путь изъ Египта въ Ханаанъ начатъ: о, есть съ чѣмъ привѣтствовать того, въ коемъ положено это начало!

Есть ли же оно въ васъ? Вѣруемъ, что есть; ибо, не вы ли исповѣдали вчера свои грѣхи, дали обѣтъ не возвращаться /с. 84/ на прежнія беззаконія и вести отнынѣ мужественную брань съ порокомъ и соблазнами вѣка? Откуда могли произойти эта исповѣдь и сіи святые обѣты, какъ не изъ отвращенія ко грѣху и беззаконію? Не вы ли, вслѣдствіе вашей исповѣди, пріяли вчера отпущеніе вашихъ грѣховъ, вступили въ миръ съ Богомъ и своею совѣстію? Что это, какъ не возвращеніе вамъ первобытнаго состоянія невинности, не дарованіе свободы духа и совѣсти, не новое рожденіе для новой жизни въ Богѣ, для новаго образа мыслей, чувствъ и дѣйствій? Не вы ли, наконецъ, пріобщились нынѣ самаго божественнаго Тѣла и Крови Спасителя? Но чтó можетъ служить лучше сего и къ укрѣпленію въ духовной жизни, и въ борьбѣ со страстями, и залогомъ обѣтованій вѣчныхъ?

Итакъ, въ васъ есть теперь все, изъ чего слагается начало нашего спасенія — и желаніе быть добрыми, и силы на добро, и рѣшимость сражаться съ пороками, и свобода отъ нихъ, и вожделѣніе жизни вѣчной, и самый залогъ и обрученіе ея. Съ симъ-то благимъ началомъ привѣтствуемъ мы теперь васъ; привѣтствуемъ и молимъ хранить и продолжать начатое, воспользоваться преимуществами новаго благодатнаго состоянія, устремиться по пути правды, къ вамъ приближенному и для васъ открытому, употребить въ дѣло благодать помилованія и освященія, а для сего — немедленно размыслить, какъ вамъ вести себя отселѣ, чтó оставить, чтó начать и чтó продолжать. Ибо отчего погибали плоды прежнихъ говѣній, исповѣдей и причащеній? Именно отъ того, что не было взято необходимыхъ мѣръ для ихъ охраненія; — отъ того, что, съ окончаніемъ говѣнія, думали, кончилось самое дѣло спасенія; — отъ того, что, вышедъ изъ храма по причащеніи, паки тотчасъ предавались прежнему образу мыслей и дѣйствій. Погибнутъ сіи драгоцѣнные плоды и теперь, если поступимъ такъ же, какъ поступали прежде; погибнутъ и теперь, если не поспѣшимъ удалиться отъ всего, чтó соблазняло и губило насъ; погибнутъ, если не будемъ бодрствовать надъ собою, хранить свое сердце и совѣсть, ограждать себя непрестанно страхомъ Божіимъ и тайною молитвою.

Стойте же, возлюбленные, трезвитесь, бодрствуйте, мужайтесь, укрѣпляйтесь, возрастайте, усовершайтесь! Преподавъ вамъ вчера — отпущеніе грѣховъ, а нынѣ — Тѣло и /с. 85/ Кровь Господа, мы уже ничего болѣе не можемъ сдѣлать для васъ, какъ только продолжить наши молитвы о спасеніи вашемъ и быть готовыми руководить васъ на пути къ небу. А вамъ надобно изыти на дѣло и на дѣланіе свое до вечера вашей жизни. Господь всещедрый, подавшій вамъ духа покаянія и молитвъ, да даруетъ вамъ и духа постоянства и терпѣнія въ дѣлѣ блазѣ, и да предохранитъ отъ пагубнаго возвращенія вспять! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 83-85.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.