Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ пятокъ 2-ой недѣли Великаго поста, предъ исповѣдію.

Благо есть исповѣдатися Господеви! (Псал. 91, 2).

Такому лицу, каковъ былъ святый Давидъ, — царю, ущедренному отъ Господа и дарами природы, и дарами благодати, и однако же глубоко падавшему иногда съ высоты своего сугубаго, царепророческаго, достоинства, безъ сомнѣнія не легче насъ, братіе мои, было исповѣдывать свои грѣхи и признаваться въ своихъ беззаконіяхъ. Между тѣмъ видите, какъ онъ смотритъ на исповѣдь: — какъ на великую милость, какъ на драгоцѣнный даръ, какъ на услажденіе души и сердца: благо есть исповѣдатися Господеви!

А изъ насъ многіе идутъ къ духовному отцу на исповѣдь, какъ на нѣкое истязаніе, стыдясь учинить признаніе во грѣхахъ своихъ. Откуда эта разность? Отъ того, что святый Давидъ ясно видѣлъ, какъ вреденъ и пагубенъ для человѣка грѣхъ, а мы не видимъ сего. Ибо кто видитъ смертоносную ядовитость грѣха, тотъ естественно старается освободиться отъ него, и потому любитъ исповѣдь, яко вѣрнѣйшее къ тому средство. А кто не увѣренъ въ заключающейся во грѣхѣ пагубѣ, тотъ по тому самому не дорожитъ и исповѣдію, а напротивъ тяготится ею; ибо она заставляетъ его раскрывать предъ служителемъ алтаря всю срамоту своихъ грѣховныхъ дѣяній. Посему предъ исповѣдію крайне нужно каждому исповѣдующемуся пріобрѣсть увѣренность въ томъ, что грѣхъ есть величайшее зло для человѣка, такъ /с. 82/ что, если онъ не освободится отъ него посредствомъ покаянія исповѣди, то, рано или поздно, погибнетъ на вѣки.

Трудно ли увѣриться въ семъ? Нѣтъ, для сего довольно обратить вниманіе даже на одну, такъ сказать, поверхность грѣха.

Ибо, что есть грѣхъ? — Нарушеніе пресвятой воли Творца. Теперь судите: малое ли дѣло стать противникомъ и врагомъ Существа всемогущаго, того Существа, въ рукахъ Коего мы и весь міръ, наша жизнь и дыханіе, наше время и наша вѣчность!

Что есть грѣхъ? Уклоненіе на сторону врага Божія — діавола. Опять судите, малое ли дѣло стать заодно съ симъ человѣкоубійцей, сдѣлаться похожимъ на него въ измѣнѣ истинѣ, заразиться его ядомъ зміинымъ!

Что есть грѣхъ? Ослѣпленіе ума, развращеніе воли, искаженіе совѣсти, растлѣніе тѣла. Бездѣлица ли — испортить такимъ образомъ все богоподобное существо свое, уклонить его отъ цѣли бытія въ противную сторону и внести въ него сѣмя тли и смерти вѣчной!

Что ожидаетъ грѣшника въ будущемъ? Ожидаетъ еще бóльшая тьма, еще бóльшее изможденіе силъ, еще бóльшее горе и пагуба, ожидаетъ конечное лишеніе всѣхъ благъ, душевныхъ и тѣлесныхъ, конечное отверженіе отъ лица Божія, осужденіе на вѣчное мученіе въ адѣ, съ діаволомъ и аггелами его.

Довольно и сихъ самыхъ простыхъ понятій о грѣхѣ, чтобы затрепетать всѣмъ сушествомъ своимъ при одной мысли, что ты грѣшникъ!

А трепеща при мысли о своихъ грѣхахъ, какъ не поспѣшить къ исповѣди, когда въ ней, силою Премудрости Божіей, открытъ способъ къ примиренію насъ съ Богомъ и своею совѣстію? Когда въ ней за одно чистосердечное признаніе своихъ беззаконій и раскаяніе въ нихъ подается совершенное прощеніе? По истинѣ, мы должны были бы спѣшить къ исповѣди и тогда, если бы въ ней требовалось что-либо самое тяжкое для насъ и неудобоисполнимое: ибо лучше все претерпѣть и всего лишиться, нежели оставаться врагомъ Богу и другомъ діаволу. Но отъ насъ ничего подобнаго не требуется, а только самое необходимое — чтобы мы исповѣдали свои грѣхи, показали отвращеніе къ нимъ, рѣшились /с. 83/ оставить ихъ навсегда и вознаградить прошедшее, чѣмъ можемъ, въ настоящемъ. И отъ этого удаляться? и это почитать труднымъ? — и ради этого оставаться во грѣхахъ? — Что же значитъ послѣ сего наше покаяніе? Гдѣ ненависть ко грѣху? Гдѣ любовь къ Богу, къ самимъ себѣ?

Скажемъ же, братіе, и мы со святымъ Давидомъ: благо есть исповѣдатися Господеви; и поспѣшимъ къ святому налою, какъ преступники спѣшатъ къ тому мѣсту, гдѣ объявляется прощеніе и милость царская. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 81-83.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.