Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ среду 2-ой недѣли Великаго поста.

Душе моя, душе моя, возстани — что спиши? Конецъ приближается и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадитъ тя Христосъ Богъ, вездѣ сый и вся исполняяй!

Кто бы вы думали, братіе мои, обращается къ душѣ своей съ сими словами умилительными? Какой-либо грѣшникъ кающійся? Нѣтъ, это новый святый и блаженный мужъ, /с. 72/ изъ-подъ пера, или лучше сказать, изъ сердца коего истекало то сладко — умилительное пѣснопѣніе, коимъ такъ сильно трогались мы на вечернихъ Богослуженіяхъ прошедшей недѣли, то есть, святый Андрей Критскій. — Его ли чистая и святая душа не бодрствовала выну на стражѣ своего спасенія? Къ нему ли смѣло приблизиться нерадѣніе о своей совѣсти и забвеніе часа смертнаго? Но и онъ не довѣряетъ ни своему уму, ни своей добродѣтели, а старается брать всѣ мѣры, да не поникнетъ мыслями и желаніями долу.

Не тѣмъ ли паче намъ, братіе мои, должно какъ можно чаще обращаться къ душѣ своей съ подобнымъ возбужденіемъ ея отъ сна грѣховнаго, намъ, кои такъ наклонны къ разсѣянію мірскому, къ забвенію Бога и своего вѣчнаго предназначенія? Увы, всѣ мы спимъ тяжкимъ и глубокимъ сномъ иной гордости и честолюбія, другой — роскоши и пресыщенія, тотъ сномъ злобы и лукавства; сей сномъ сребролюбія и любостяжанія, спимъ день и нощь, спимъ отъ колыбели до гроба! Въ самомъ дѣлѣ, возлюбленный собратъ, что мы дѣлаемъ съ тобою для своего спасенія? Святые подвижники проводили для сего всю жизнь въ постѣ и молитвѣ, въ трудахъ и произвольныхъ лишеніяхъ; святые мученики претерпѣли для сего всѣ роды страданій и мукъ; Пророки и Апостолы не имѣли гдѣ подклонить главы и были яко отребіе міра; а мы? мы не посвящаемъ дѣлу спасенія и столько времени, сколько тратимъ на самые ничтожные предметы нашихъ прихотей и удовольствій. Не доказательство противнаго, что посѣтимъ иногда церковь, возьмемъ въ руки какую-либо душеполезную книгу, побесѣдуемъ съ кѣмъ-либо о вѣрѣ и о добродѣтели, подадимъ нищему милостыню, сдѣлаемъ другое какое-либо доброе дѣло; не доказательство, говорю, все это душевнаго бдѣнія и попеченія о нашемъ спасеніи. А спящіе — развѣ не дѣлаютъ различныхъ движеній во снѣ, не подаютъ иногда вида, что они какъ будто не спятъ? И они, по временамъ, и разглагольствуютъ и разсуждаютъ, и ходятъ съ мѣста на мѣсто, и даже совершаютъ иногда нѣкоторыя дѣла, требующія ума и соображеній. Подобное тому — и съ нами: малая часть добрыхъ дѣлъ, нами совершаемыхъ, точно какъ движенія человѣка во время сна. Ибо, какъ совершаются они? не изъ живой и постоянной любви къ Богу и ближнему, не во имя /с. 73/ Спасителя и Господа нашего, не по твердой рѣшимости жить и дѣйствовать, какъ заповѣдуетъ Евангеліе, а случайно, даже иногда невольно, всегда почти безъ мысли о своемъ спасеніи: то выходятъ изъ приличій свѣтскихъ, то изъ минутнаго увлеченія чувства и сердца, то по холодному разсчету самолюбія. При томъ, совершая по временамъ нѣсколько добрыхъ дѣлъ и такимъ образомъ закрашивая свою внѣшность, мы остаемся внутри съ прежними страстями, съ тѣмъ же сердцемъ злымъ и нечистымъ, съ тою же совѣстію спящею и немощною.

Признакъ человѣка бодрствующаго есть полное сознаніе самого себя и предметовъ, его окружающихъ: гдѣ въ насъ это сознаніе? Насъ всѣхъ окружаетъ грѣхъ и смерть, намъ предстоитъ судъ и вѣчность, а мы вовсе не думаемъ о семъ, для насъ все это какъ бы не существуетъ.

Признакъ человѣка неспящаго — ясное ощущеніе своихъ нуждъ и потребностей и постоянная забота объ ихъ удовлетвореніи: гдѣ въ насъ это ощущеніе и эта забота? Умъ нашъ недугуетъ явнымъ невѣдѣніемъ истинъ спасенія, а мы, наполняя его всякаго рода земными познаніями, небрежемъ озарить его нетлѣннымъ свѣтомъ Христовымъ. Совѣсть наша покрыта язвами грѣха; а мы, кои врачуемъ тѣло при первой немощи его, нисколько не заботимся о врачеваніи своего внутренняго судіи. Сердце наше томится по небу и благамъ вѣчнымъ, ищетъ воды живой и не изсякающей, а мы засыпаемъ его прахомъ земныхъ заботъ, заставляемъ пить изъ сокрушенныхъ кладенцевъ или лжеименной мудрости, или чувственныхъ удовольствій.

Признакъ человѣка бодрствующаго — надлежащее исправленіе дѣлъ своего званія, но изъ насъ многіе даже не знаютъ, что самое первое и высшее званіе наше есть званіе христіанина; что истинное, всеобщее наслѣдіе наше на небесѣхъ; что земля для насъ мѣсто странствія, тѣло — темница, смерть — освобожденіе. Что же все это, какъ не сонъ духовный? И долго ли спать намъ такимъ образомъ? Долго ли блуждать намъ, не вѣдая, куда идемъ и чего достигнемъ?

Душе моя, душе моя , ты, которая у меня одна, такъ что если потеряю тебя, то лишусь всего, — ты, которая будучи создана по образу Божію, по тому самому уже превыше всего міра, и даже по паденіи твоемъ искуплена драго/с. 74/цѣнною кровію Сына Божія, и, предназначена къ вѣчному блаженству съ Богомъ на небѣ, — душе моя, душе моя, что спиши? Для чего забываешь свою природу и достоинство, и такъ жалко отдаешь себя въ рабство плоти и крови, — въ плѣнъ міру и діаволу — врагамъ твоимъ? Почто, созданная служити Богу живу и истинѣ, кланяешься до земли всякому кумиру страстей? Почто, предназначенная къ вѣчности, расточаешь безумно и время и таланты, тебѣ ввѣренные, на суету, не помышляя объ ожидающемъ тебя за все это отчетѣ?

Душе моя, душе моя, возстани, что стиши? Тутъ ли спать, когда предъ тобою небо и вѣчность съ разверстыми вратами? Тутъ ли спать, когда подъ тобою геенна съ духами отверженными? Тебѣ ли спать, когда вокругъ и внутрь тебя брань, когда за тебя сражается небо съ адомъ; когда всезлобный врагъ назираетъ всѣ пути твои, напрягаетъ всѣ силы свои, чтобы настигнуть и поглотить тебя на вѣки?

Душе моя, душе моя, возстани! Оттряси сонъ отъ вѣждей твоихъ, собери разсѣянныя по суетамъ міра мысли твои, и обрати ихъ на себя самую и на твое великое предназначеніе! Возстани! — сбрось постыдныя узы злыхъ навыковъ, коими, какъ плѣнница, привязана ты къ землѣ и тлѣнію! Возстани и посмотри, какъ все ожидаетъ твоего пробужденія: — ожидаетъ Ангелъ хранитель, дабы не всуе находиться при тебѣ и не плакать безутѣшно о твоемъ ожесточеніи во грѣхѣ; ожидаетъ Церковь Божія, дабы начать врачевать тебя своими молитвами и таинствами; ожидаетъ совѣсть, дабы воспринять надъ тобою права свои и вести тебя по стезямъ правды; ожидаетъ сама смерть, дая мѣсто покаянію, дабы не быть принужденною восхитить тебя, наконецъ, со грѣхами твоими предъ страшный судъ Божій.

Ты спишь, бѣдная душа моя, а время благодати и помилованія течетъ и уходитъ невозвратно. Ты спишь, а бремя грѣховъ твоихъ растетъ и множится безъ числа и мѣры. Ты спишь, а врагъ твой бдитъ и опутываетъ тебя съ ногъ до головы новыми сѣтями. Ты спишь, а Ангелъ смерти грядетъ, и конецъ твой приближается. Приблизится, настанетъ, застигнетъ, поразитъ: и что будетъ тогда съ тобою? — Помогутъ ли тебѣ блага земныя, для собиранія коихъ забывала ты Бога и жертвовала всѣмъ? — Защитятъ ли тебя отъ гнѣва /с. 75/ Божія легкомысленные друзья и клевреты, съ коими ты проводила и губила время? Въ мудрости ли мірской и невѣріи будешь искать отрады и утѣшенія на ложѣ смертномъ? Ахъ, тогда-то узнаешь во всей силѣ, какъ праведно говорили тебѣ, что никая польза человѣку, аще пріобрящетъ весь міръ, и погубитъ душу свою (Марк. 8, 36)! Познаешь, — но что выйдетъ изъ сего познанія? Одна скорбь лютая, оно смущеніе и отчаяніе: и имаши смутитися! Смутитися и отъ прошедшаго, которое предстанетъ тебѣ со всѣми грѣхами и нечистою жизнію твоею; — смутитися и отъ настоящаго, которое будетъ исполнено ужаса, мукъ смертныхъ и отчаянія; — смутитися, наконецъ, и отъ грядущаго, которое, такъ долго забываемое, отвергаемое, явится предъ тебя во всемъ грозномъ и низлагающемъ величіи своемъ.

Для чего же, бѣдная душа моя, ждать намъ съ тобою безпечно нашей погибели? Для чего, смеживъ умныя очи, идти всю жизнь къ пропасти адской? Что мѣшаетъ намъ остановиться, подумать и возвратиться вспять, когда еще есть время къ тому? Душе моя, душе моя, воспряни убо! Раскрой глаза и поднимись съ грѣховнаго ложа; стань на путь закона Господня, и простри руки къ добру; рѣшись служить Богу живу и истинну, какъ ты служила доселѣ идоламъ страстей, а все прочее уже готово къ твоему спасенію. Готово Евангеліе для озаренія твоихъ мыслей во всѣхъ случаяхъ жизни; готова драгоцѣнная одежда заслугъ Христовыхъ для прикрытія твоей духовной наготы; готово Тѣло и Кровь Сына Божія для насыщенія твоего глада; готовъ елей и бальзамъ для уврачеванія твоихъ ранъ; готова всемогущая благодать Духа Святаго для подкрѣпленія твоихъ слабыхъ силъ; готовъ самый вѣнецъ для увѣнчанія твоихъ малыхъ подвиговъ. Воспряни убо, да пощадитъ тя Христосъ Богъ! Слышишь ли, какъ Онъ гласомъ Евангелія вѣщаетъ съ пренебесной вечери Своей: и еще мѣсто есть (Лук. 14, 22)? Это мѣсто для насъ съ тобою, душа моя. Поспѣшимъ же сдѣлаться его достойными, доколѣ не наступила полночь, не затворились двери чертога, не угасъ елей во свѣтильникѣ нашей жизни! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 71-75.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.