Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ недѣлю Православія.

Если бы кто изъ непочитающихъ святой иконы принялъ трудъ быть свидѣтелемъ настоящаго нашего Богослуженія и видѣть, чтó совершается нынѣ въ храмахъ нашихъ въ честь святыхъ иконъ, то, вѣроятно, не усомнился бы признать, что нельзя оказать имъ почтенія болѣе того, какое оказывается нами. Ибо, мы не только воспѣваемъ нынѣ въ честь святыхъ иконъ множество пѣсней хвалебныхъ; не только износимъ ихъ съ торжествомъ на среду храма и совершаемъ предъ ними благоговѣйное поклоненіе, но и возглашаемъ, наконецъ, грозную анаѳему противъ тѣхъ, кои дерзаютъ, по неразумію, сравнивать святыя иконы съ истуканами языческими.

Но, братіе мои, среди нашего торжества въ честь святыхъ иконъ, мнѣ слышится нѣкая жалоба на насъ отъ сихъ же святыхъ иконъ. Возносится она, правда, не изъ храмовъ, а изъ домовъ, и при томъ не всѣхъ, но жалоба святыхъ иконъ, откуда бы она ни происходила, стóитъ быть выслушанною, особенно въ день настоящій.

Въ чемъ состоитъ она? — Въ томъ, отвѣчаютъ святыя иконы, что изъ нѣкоторыхъ христіанскихъ домовъ мы уже вовсе изгнаны, а въ нѣкоторыхъ, хотя и остаемся до времени, но приведены въ такое стѣсненное положеніе, что почти лучше намъ не быть въ нихъ, дабы избавить и себя отъ уничиженія, и владѣльца дома отъ тяжести, которую мы составляемъ для него.

Хотя жалоба отъ святыхъ иконъ могла бы быть принятою и уваженною безъ особеннаго предварительнаго раз слѣдованія, но, чтобы явить совершенное безпристрастіе, /с. 68/ пойдемъ въ сіи домы — войдемъ, напр., въ этотъ. Но, тутъ, кажется, должно быть противное, ибо домовладыка любитъ изображенія; ими увѣшаны всѣ стѣны; даже мнимыя побѣды надъ нами галловъ нашли себѣ тамъ, и не малое, мѣсто. Ужели не найдется его тутъ хотя для одной святой иконы? Увы, смотрю на всѣ стороны и не нахожу ни единой! Что бы значило это? Не перемѣнилъ ли хозяинъ дома своей вѣры? Нѣтъ, онъ попрежнему пишется православнымъ христіаниномъ. Такъ, можетъ быть, у него недостатокъ въ иконахъ... Но, кто пріобрѣлъ десять Наполеоновъ, тотъ могъ пріобрѣсть одного Спасителя или Матерь Его... Навожу справку: оказывается, что многими иконами снабдило хозяина дома еще благочестіе предковъ его. Куда же онѣ дѣвались? Проданы или сокрыты. — Отъ чего и для чего? Потому, что недавно послѣдовало строгое запрещеніе имѣть, тѣмъ паче показывать въ домѣ святыя иконы. Отъ кого? Отъ новой повелительницы — моды... Ей, всевластной, не угодно видѣть въ домахъ иконъ; и ихъ нѣтъ!

Горе сему дому — моды! Не долго цвѣсти и стоять ему твердо съ ея преиспещреннымъ ликомъ!..

Пойдемъ въ другой дворъ, напр. вотъ въ этотъ. — Есть ли въ семъ домѣ святыя иконы? — Есть и не мало. Укажите же. гдѣ онѣ? — Вонъ тамъ. — Но ихъ не видно. — Подойдите ближе, присмотритесь и увидите. Точно, это икона, но что значитъ такая ея малость? Скудость способовъ хозяина дома? Всего менѣе; его домъ похожъ на чертоги владѣльческіе. Недостатокъ мѣста въ помѣщеніи? Но его, явно, стало бы не на одну икону. Тайна въ другомъ: хотятъ имѣть иконы, — чтобы не показаться вовсе отставшими отъ святаго обычая предковъ, — но имѣть въ такомъ видѣ, чтобы это, какъ говорятъ, не бросалось въ глаза. Но, что же худаго, если святая икона будетъ замѣтна? О, вы не знаете, это значило бы подвергнуться крайней опасности. Отъ кого? Отъ той же всевластной повелительницы — моды. Малую, непримѣтную икону, она еще можетъ стерпѣть и покрыть своимъ великодушіемъ, а большой, замѣтной, уважаемой — этого преступленія она не проститъ никогда. Имѣющаго такую икону тотчасъ безъ суда и справокъ, почтутъ и провозгласятъ человѣкомъ худаго тона, не знающимъ вкуса, не умѣющимъ жить въ свѣтѣ. — Что же послѣ сего долго думать? Прочь прежнія, большія, видимыя /с. 69/ иконы! Надѣлаемъ малыхъ, невидимыхъ! Мы — люди образованные!..

Судите послѣ сего сами, братіе мои, есть ли причина подозрѣвать, что и у насъ не безъ нѣкоего гоненія на святыя иконы. Не трудно видѣть — и гдѣ источникъ его, и кого должно назвать у насъ врагомъ святыхъ иконъ. Это не человѣкъ какой-либо, какъ бывало прежде во времена иконоборства, а одно пустое и праздное имя, праздное, но ужасное по своему дѣйствію на тѣхъ, кои не имѣютъ и столько, не говоримъ усердія къ вѣрѣ и святой Церкви, а простой и обыкновенной твердости духа, чтобы не убояться стать противъ моды!..

Что же намъ дѣлать?

Поелику нынѣ день суда церковнаго, то, призвавъ на помощь здравый смыслъ, не усомнимся произнести хотя краткое сужденіе касательно сего предмета, — не съ тѣмъ, чтобы осуждать и упрекать кого-либо, а чтобы предоставить случай нѣкоторымъ, не до конца ослѣпленнымъ модою, возвратиться изъ добровольнаго, и по тому самому еще болѣе постыднаго, плѣна ея.

Скажи намъ, всевластная повелительница — мода, что сдѣлали тебѣ святыя иконы, что ты такъ враждуешь противъ нихъ? Отнимали у тебя въ жилищахъ православныхъ христіанъ мѣсто, предназначенное тобою для чего-либо, тебѣ нужнаго? Но мѣсто, которое занималось иконами, при всей изобрѣтательности твоей, доселѣ остается пусто, и ты ничѣмъ не можешь занять его съ приличіемъ. Значитъ, ты враждуешь противъ святыхъ иконъ напрасно. — Или, можетъ быть, присутствіе на своемъ мѣстѣ святыхъ иконъ отняло бы часть совершенства у твоихъ украшеній комнатныхъ, придуманныхъ по послѣднему вкусу? Но что препятствуетъ сей же самый вкусъ приложить благоговѣйно къ размѣщенію и украшенію святыхъ иконъ? Тогда онѣ, кромѣ назиданія, послужили бы еще къ полнотѣ благолѣпія, о коемъ столько у тебя заботы. Или, можетъ быть, ты, домовладыка, опасаешься, что какой-либо иновѣрецъ изъ иконъ въ домѣ твоемъ заключитъ, что ты почитаепь святыя иконы и принадлежишь къ Церкви Православной? А кто же изъ иновѣрцевъ и безъ того не знаетъ о семъ? Для избѣжанія сей опасности (если она уже существуетъ для тебя), надобно было оставить не /с. 70/ иконы, а самую вѣру и Церковь. Или наконецъ не боишься ли, чтобы кто-либо среди увеселеній, бывающихъ въ чертогахъ твоихъ, не остановилъ своего взора на святой иконѣ и не опустилъ потомъ очей долу? А развѣ не бываетъ сего и отъ другихъ причинъ? Какъ бы не умножалъ ты трубы и тимпаны, не можешь удалить сихъ причинъ отъ души человѣческой. Потерпи же на ряду съ другими и благое впечатлѣніе отъ святыхъ иконъ, кои, можетъ быть, твоего же сына или дочь въ подобномъ случаѣ оградятъ невидимо отъ паденія душевнаго.

Какъ вамъ, братіе, а мнѣ, сколько я ни думаю, кажется, что причинъ къ удаленію и даже къ умаленію святыхъ иконъ въ домахъ нашихъ нѣтъ; съ другой стороны, сколько побужденій къ возстановленію ихъ въ прежнемъ надлежащемъ видѣ! Ибо скажи намъ еще, мода, давно ли ты появилась на свѣтъ и захватила въ свои нечистыя руки скипетръ домашняго самодержавія? Вся твоя жизнь исчисляется немногими десятками лѣтъ; а святыя иконы существуютъ у насъ отъ начала христіанства. Какъ же ты, малолѣтнее и малограмотное дитя, не усрамишься священныхъ сѣдинъ тысящелѣтняго старца? И не ты ли притворяешь въ себѣ любовь къ древности и всякой, тѣмъ паче отечественной, роешься съ примѣрнымъ терпѣніемъ подъ землею, дабы достать, какъ сокровище, то, что за нѣсколько вѣковъ брошено было, можетъ быть, на землю, какъ негодное къ употребленію? Не слѣдовало ли бы тебѣ уже по одному этому хранить благоговѣйно святой иконы, предъ коими молились, и въ часы счастія и въ годину искушеній, отцы и праотцы наши? Далѣе, мода — скажи намъ, кого когда спасла ты и отъ какой избавила опасности? Гдѣ царство, тобою утвержденное? Гдѣ домъ, отъ тебя процвѣтшій? Многіе, напротивъ, погибли и, вѣроятно, еще множайшіе погибнутъ отъ твоихъ прихотей. Посмотри же, что сдѣлали святыя иконы? Икона суда страшнаго обратила великаго князя Владиміра, и съ нимъ всю Россію, отъ идоловъ къ Богу истинному; икона Спасителя доставила Андрею Боголюбскому побѣду надъ болгарами; икона Знаменія Богоматери защитила беззащитный Новгородъ; икона Богоматери Владимірскія обратила вспять Тамерлана съ его воинствомъ; икона Богоматери Казанскія избавила царствующій градъ Москву отъ плѣна литовскаго /с. 71/ и спасла Россію. Видишь ли, мода, что сдѣлали святыя иконы? Въ нихъ исторія, въ нихъ спасеніе нашего отечества. Укажи же намъ, что ты сдѣлала? А мы тотчасъ можемъ указать тебѣ на домы, прежде цвѣтущіе, а теперь, по милости твоей, покрытые стыдомъ и бѣдностію; — на семейства, прежде мирныя и благословенныя, а теперь, отъ рабства тебѣ, дошедшія до того, что сынъ возстаетъ на отца, братъ не можетъ видѣть сестры.

Но, что спорить съ бездушнымъ словомъ и убѣждать вѣтръ? — Обратимся къ владыкѣ дома.

Итакъ, ты, возлюбленный, стыдишься показать, въ твоемъ домѣ святую икону, а матерь твоя не стыдилась, когда, рождая тебя, для облегченія мукъ смертныхъ, взирала на святую икону и поручала тебя ей въ охраненіе на всю жизнь. Ты стыдишься теперь показать въ своемъ домѣ святую икону, а въ ту самую минуту, когда все оставляло тебя и ты казался погибающимъ, не ты ли становился предъ нею на колѣна, со слезами просилъ Бога о помощи, и давалъ обѣты вести себя по-христіански? Стыдишься показать въ своемъ домѣ святую икону, а не она ли, эта икона, теперь заброшенная во мракъ, станетъ у главы твоей на стражѣ, когда ты будешь лежать во гробѣ — мертвъ и бездыханенъ.

Не продолжимъ пренія — дѣло ясно! справка вѣрна; свидѣтели съ обѣихъ сторонъ выслушаны; возраженія разсмотрѣны; остается произнести судъ. Куда клонится ваше мнѣніе? На сторону моды или святыхъ иконъ? Избирайте, что хотите. Не могущій выйти изъ плѣна моды, пусть лобызаетъ ея узы, а мы начнемъ сейчасъ же поклоняться съ благоговѣніемъ святымъ иконамъ и лобызать съ любовію изображенія Спасителя нашего и Его Пречистой Матери. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 67-71.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.