Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ недѣлю Православія.

Священнодѣйствіе, намъ теперь предстоящее, такъ разительно само по себѣ, столько содержитъ въ себѣ силы и назиданія, что не имѣетъ никакой нужды въ помощи отъ нашего слова. Думать, что ему можно придать что-либо посредствомъ витійства, значило бы то же, какъ если бы, при наступленіи тучи, кто-либо вообразилъ, что силу небесныхъ громовъ можно увеличить шумомъ своихъ устъ. Но, можетъ быть, не безполезно будетъ для нѣкоторыхъ, если мы объяснимъ кратко и скажемъ, откуда возникла сія, благотворная сама по себѣ, но страшная и громоносная туча, и почему она ежегодно появляется въ настоящій день на ясной и мирной тверди Церкви Христовой.

Когда богопротивныя ереси, возставшія безумно противъ божественности Лица Сына Божія и Пресвятаго Духа, пали и принуждены были возвратиться въ свое ничтожество, то врагъ Бога и человѣковъ, не могши уязвить самыхъ достопоклоняемыхъ Лицъ Божества, вздумалъ напасть на Ихъ священныя изображенія въ Церкви и, во утѣшеніе себя, измыслилъ злочестивую ересъ иконоборства. Для успѣха въ злобномъ замыслѣ, онъ, по обыкновенію своему, преобразился въ Ангела свѣтла, принялъ личину святой ревности, якобы по чистотѣ вѣры христіанской, внушая, что поклоненіе святымъ иконамъ поставляетъ христіанина наряду съ идолопоклонниками. Напрасно богомудрые пастыри Церкви учили и утверждали, что святыя иконы отнюдь не то, что истуканы идольскіе, — что почесть, имъ воздаваемая, воздается не бездушному веществу, не древу и краскамъ, а переходитъ на первообразное, то есть, на святыя лица, ими изображаемыя. Ослѣпленные духомъ тьмы, иконоборцы не хотѣли видѣть и слышать истины. Улучивъ въ свои руки власть, они не замедлили отъ слабыхъ и ничтожныхъ возраженій своихъ обратиться къ насиліямъ и гоненію на православныхъ, кои лучше соглашались разстаться съ жизнію, /с. 66/ нежели съ святыми иконами. Начались жестокости и казни, напоминавшія собою первыя времена мученичествъ за Христа. Однимъ изъ любимыхъ варварствъ у гонителей святыхъ иконъ было — начертывать ихъ изображенія, посредствомъ раскаленнаго желѣза, на лицѣ ихъ почитателей: — отсюда въ ликѣ святыхъ Ѳеодоры и Ѳеофаны, такъ называемые. Начертанные.

Можетъ быть, насиліе и обольщеніе взяли бы, наконецъ, верхъ надъ слабостію человѣческою. Но Тотъ, Кто основалъ и утвердилъ Церковь Свою не чуждыми заслугами, а кровію Своею, и ввѣрилъ судьбу ея не мудрости и произволу человѣческому, а вседѣйствующему промышленію Духа истины. Тотъ не попустилъ чадамъ ея искуситься паче, нежели могли понести, но со искушеніемъ сотворилъ и избытіе (1 Кор. 10, 13). Послѣ долговременной и упорной борьбы истины съ заблужденіемъ, власть и могущество гражданскія перешли, наконецъ, изъ рукъ еретиковъ; вмѣстѣ съ тѣмъ исчезла и вся сила ереси. Святыя иконы, омытыя кровію святыхъ исповѣдниковъ, явились въ большей прежняго красотѣ. Чтобы увѣковѣчить побѣду Православія надъ его врагами, святая Церковь постановила ежегодно воспоминать и праздновать возстановленіе святыхъ иконъ въ настоящій день, яко день перваго, по сему случаю, торжества ея. А для того, чтобы посѣченныя мечемъ слова Божія и прежнія ереси не дерзнули со временемъ поднять снова мрачной главы своей, положено ежегодно же въ настоящій день поражать каждую изъ нихъ снова анаѳемою.

Такимъ образомъ, воздвигнутое духомъ злобы гоненіе на святыя иконы обратилось къ величайшему его посрамленію и послужило на утвержденіе не только святыхъ иконъ, но и всѣхъ истинъ вѣры христіанской. Не безъ важной посему причины и не безъ благотворной цѣли гремитъ нынѣ анаѳема. Она гремитъ для того, дабы вѣрныя чада Церкви еще болѣе утвердились въ своей вѣрѣ, дабы невѣрные и легкомысленные имѣли побужденіе придти въ себя и возвратиться на путь правый.

Будемъ же, братіе, присутствовать при семъ священнодѣйствіи въ томъ самомъ духѣ, съ коимъ установила его святая Церковь. Обратимъ вниманіе на свой образъ мыслей о предметахъ вѣры, и если онъ въ чемъ-либо не согласенъ /с. 67/ съ правиломъ вѣры, указуемымъ Церковію, поспѣшимъ оставить неправое. А тѣ, у коихъ драгоцѣнный залогъ вѣры обрящется цѣлъ и невредимъ, да проліютъ вмѣстѣ съ Церковію теплыя молитвы о возвращеніи на путь правый заблудшихъ братій своихъ. Ибо Церковь Христова, яко нѣжная матерь, не хочетъ погибели никому изъ самыхъ строптивыхъ чадъ своихъ, но да вси пріидутъ въ покаяніе и единство вѣры и любви. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 65-67.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.