Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ недѣлю Православія.

Что бы это значило, что, возглашаемыя нынѣ Церковію анаѳемы, всѣ упадаютъ на суемудріе и ереси, и ни одна не поражаетъ нечестія и порока? Ужели жизнь нечестивая менѣе противна Евангелію, нежели вѣра неправая? — Нѣтъ, порокъ нераскаянный еще преступнѣе невѣрія упорнаго. Если же онъ не поражается нынѣ анаѳемою, то потому, что о преступности его никогда не было и спору; ибо всѣ и всегда, и православные, и самые еретики, единодушно признавали, что жизнь беззаконная и нечестивая, сама по себѣ, есть уже анаѳема.

Не довлѣетъ ли убо по сему одному обстоятельству поразиться стыдомъ и ужасомъ всякому нераскаянному грѣшнику? Но, чтобы спасительный страхъ сей былъ тѣмъ сильнѣе и дѣйствительнѣе, раскроемъ святое Писаніе и прочитаемъ изъ него тѣ мѣста, въ коихъ изрекается горе и проклятіе на грѣхъ и пороки.

Послушаемъ, во-первыхъ, вождя народа Божія, законодателя синайскаго, Моисея. Онъ, по свидѣтельству слова Божія, былъ человѣкъ кротчайшій, паче всѣхъ, сущихъ на земли (Числ. 12, 3). Что же говоритъ сія кротость грѣшникамъ? Проклятъ безчестяй отца своего, или матерь свою. И рекутъ вси людіе: буди. Проклятъ прелагаяй предѣлы ближняго своего! Проклятъ прельщаяй слѣпаго въ пути! Проклятъ, иже уклонитъ судъ пришельцу и сиротѣ и вдовѣ. Проклятъ біяй ближняго съ лестію! Проклятъ, иже возьметъ дары поразити душу крове неповинныя! Проклятъ всякъ человѣка, иже не пребудетъ во всѣхъ словесѣхъ закона, еже тво/с. 62/рити я́. И рекутъ вси людіе: буди (Второзак. 27, 16-26). Вотъ что и въ другомъ мѣстѣ говоритъ Моисей, или лучше, его устами Самъ Господь ко всему народу Израильскому: и будетъ, аще не послушаеши гласа Господа Бога твоего, хранити и творити вся заповѣди Его, яже азъ заповѣдаю тебѣ днесь, и пріидутъ на тя вся клятвы сія и постигнутъ тя. Проклятъ ты во градѣ и проклятъ ты на селѣ: прокляты житницы твои, и останки твои: проклята исчадія утробы твоея, и плоды земли твоея, стада воловъ твоихъ, и паствы овецъ твоихъ: проклятъ ты, внегда входити тебѣ, и проклятъ ты, внегда исходити тебѣ (Второзак. 28, 15-19).

Видите, сколько анаѳемъ, и за что онѣ? Не за ереси и расколы, а за нарушеніе закона Божія, за жизнь, во грѣхахъ нераскаянную.

Но, можетъ быть, такая строгость противъ порока была принадлежностію одного Ветхаго Завѣта, который сообразно строгому внутреннему характеру своему, и данъ былъ на Синаѣ, среди молній, бурь и громовъ; можетъ быть, въ Завѣтѣ Новомъ, яко Завѣтѣ милости и благодати, менѣе ужаса и страха для грѣшника нераскаяннаго, такъ что, по надеждѣ на заслуги Христовы, можно до конца жизни предаваться безпечно своимъ похотямъ и страстямъ? Но, братіе мои, мыслить такимъ образомъ не значило ли бы не понимать, унижать, оскорблять достопоклоняемую благодать Божію, и, по страшному выраженію Апостола Христова, прелагать ее въ скверну (Іуд. 4)? Ибо, скажемъ и мы вмѣстѣ со святымъ Павломъ: Христосъ грѣху ли служитель? да не будетъ (Гал. 2, 17)! Если въ Новомъ Завѣтѣ благодать преизбыточествова тамъ, идѣже умножися грѣхъ (Рим. 5, 20): то не для того, чтобы симъ преизбыточествомъ своимъ питать и укрѣплять въ человѣкахъ беззаконіе, а чтобы подавить его, изгладить и упразднить. Кровь Іисуса Христа очищаетъ и спасаетъ отъ всякаго грѣха; но кого? не всякаго грѣшника, а только тѣхъ, кои, сокрушаясь о своихъ грѣхахъ и пріемля во имя Искупителя прощеніе въ нихъ, употребляютъ и съ своей стороны всѣ средства къ освобожденію себя отъ постыднаго плѣна страстей. Для грѣшниковъ же нераскаянныхъ и въ Новомъ такъ же, какъ и въ Ветхомъ Завѣтѣ, нѣтъ ни благодати, ни помилованія.

Чтобы сіи грозныя истины не показались кому-либо на/с. 63/шимъ собственнымъ разсужденіемъ, обратимся паки къ Писанію, и послушаемъ, что въ Новомъ Завѣтѣ говорится противъ пороковъ. Горе вамъ, книжницы и фарисее, лицемѣри, яко одесятствуете мятву, и копръ, и киминъ, и остависте вящшая закона: судъ и милость и вѣру (Матѳ. 23, 23)! Вотъ анаѳема противъ ложной набожности! Горе вамъ, книжницы и фарисее, лицемѣри, яко подобитеся гробомъ повапленымъ, иже внѣуду убо являются красны, внутрьуду же полни костей мертвыхъ и всякія нечистоты (Матѳ. 23, 27)! Вотъ судъ на лицемѣріе! Горе, имже соблазнъ приходитъ! Уне есть человѣку тому, да обѣсится жерновъ осельскій на выи его, и потонетъ въ пучинѣ морстѣй (Матѳ. 18, 6. 7)! Вотъ анаѳема на соблазнителей! Горе вамъ, богатымъ, яко отстоите утѣшенія вашего! Вотъ судъ на богачей неправедныхъ и жестокосердныхъ! Горе вамъ, насыщенніи нынѣ: яко взалчете! Вотъ приговоръ противъ сыновъ роскоши и нѣги! Горе вамъ, смѣющіися нынѣ, яко возрыдаете и восплачете! Вотъ громъ противъ безумныхъ радостей мірскихъ! Горе, егда добрѣ рекутъ вамъ вси человѣцы (Лук. 6, 24-26)! Вотъ стрѣла противъ тщеславія и суетной похвалы человѣческой!

Видите, съ какою силою и строгостію поражается въ Новомъ Завѣтѣ даже то, чтó, по суду міра, не только не ставится въ порокъ, но почитается иногда за добродѣтель. И изъ чьихъ устъ исходитъ столько горя и осужденія? Изъ устъ сладчайшаго Іисуса, изъ устъ Того, Кто Самъ есть и единственный виновникъ, и податель всякой благодати. Онъ ли произнесетъ горе излишнее?

Хотите ли еще выслушать, что говоритъ о грѣшникахъ Ап. Павелъ, тотъ Апостолъ, который столько исполненъ былъ любви къ ближнимъ, что желалъ за спасеніе погибавшей братіи своей самъ быть отлученнымъ отъ Христа? Павелъ поражаетъ анаѳемою не только явный порокъ и явную нераскаянность, но и самую холодность къ вѣрѣ, недостатокъ сердечнаго расположенія и любви къ Господу и Спасителю нашему. Аще кто не любитъ Господа Іисуса, говоритъ онъ, да будетъ проклятъ (1 Кор. 16, 12)! Послѣ сего, какой грѣхъ и какой порокъ будутъ свободны отъ анаѳемы? Ибо, любитъ ли Господа Іисуса тотъ пастырь, который служитъ алтарю потому только, что питается отъ алтаря, и нерадитъ о спасеніи душъ, ему ввѣренныхъ? Итакъ, онъ подъ анаѳе/с. 64/мою Павловою! Любитъ ли Господа Іисуса тотъ судія, для котораго на судѣ дóроги не правда и невинность, а мзда и лицепріятіе? Итакъ, онъ подъ анаѳемою Павловою! Любитъ ли Господа Іисуса тотъ властелинъ, который кровавые труды подвластныхъ себѣ расточаетъ на роскошь и прихоти? Итакъ, онъ подъ анаѳемою Павловою! Любитъ ли Господа Іисуса тотъ богачъ, который, имѣя всю возможность облегчить участь меньшей братіи своей и вмѣстѣ Христовой, жестокосердо затворяетъ утробу свою (1 Іоан. 3, 17), при видѣ брата требующаго? Итакъ, онъ подъ анаѳемою Павловою! Любитъ ли Господа Іисуса отецъ, нерадѣющій о воспитаніи дѣтей и подающій имъ примѣръ худой? Супругъ, не соблюдающій взаимной вѣрности и не переносящій взаимныхъ недостатковъ? Дѣти, не оказывающія уваженія родителямъ и старшимъ? Любятъ ли Господа Іисуса всѣ невоздержные, всѣ гнѣвливые, всѣ злорѣчивые, всѣ гордые, всѣ грѣшники? Итакъ, всѣ они подъ анаѳемою; ибо, аще кто не любитъ Господа Іисуса, тотъ, по словамъ святаго Павла, проклятъ! И что же обѣщать таковымъ душамъ нераскаяннымъ? Ужели рай и блаженство на небесахъ?

Скажетъ ли кто-либо, что жестоко есть слово сіе (Іоан. 6, 60)? Но для кого оно жестоко? Для тѣхъ, кои не хотятъ любить Того, Кто Самъ есть весь любовь. Кто умеръ за грѣхи наши и воскресъ для оправданія нашего. И что же остается таковымъ, какъ не судъ и осужденіе за грѣхи ихъ? — Для кого жестоко сіе слово? Для тѣхъ, кои до того прилѣпились къ соблазнамъ міра, до того заглушили въ себѣ гласъ совѣсти и закона, что рѣшились, какъ видно, навсегда продолжать жизнь нечистую и богопротивную.

Возблагодаримъ лучше Господа, что отъ насъ не сокрыта ужасная участь, ожидающая грѣшниковъ, и ясно показано, чтó, въ случаѣ нераскаянности, постигнетъ насъ за гробомъ. Если сама любовь небесная гремитъ надъ нами громомъ анаѳемы, то — для того, чтобы возбудить насъ отъ смертнаго сна грѣховнаго. Будемъ признательны къ сей заботливости о насъ; и, возвратившись въ домы наши, вмѣсто того, чтобы предаваться празднымъ разговорамъ о томъ, какъ возглашалась во храмѣ анаѳема, разсмотримъ, не подлежитъ ли анаѳемѣ что-либо въ нашихъ нравахъ и нашей жизни: и, если найдемъ что-либо таковое, поспѣшимъ удалить отъ себя, /с. 65/ какъ бы то ни казалось намъ любезнымъ и драгоцѣннымъ; дабы въ противномъ случаѣ не подпасть наконецъ той страшной анаѳемѣ, отъ коей уже не будетъ спасенія — въ самомъ покаяніи и заслугахъ Христовыхъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 61-65.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.