Церковный календарь
Новости


2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 66-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 65-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 64-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 63-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 62-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 61-я (1956)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 38-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 37-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 36-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 35-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 24-я (1921)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 23-я (1921)
2019-07-17 / russportal
Якобій. "Имп. Николай II и революція". Екатеринбург. трагедія (§4-6) (1938)
2019-07-17 / russportal
Якобій. "Имп. Николай II и революція". Екатеринбург. трагедія (§1-3) (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Миссія ген. Иванова (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Измѣна, трусость и обманъ (1938)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ субботу 1-ой недѣли Великаго поста, по причащеніи Святыхъ Таинъ.

Кто дастъ, еже тако быти сердцу ихъ въ нихъ, яко боятися Мене и хранити заповѣди Моя во вся дни, да благо будетъ имъ и сыномъ ихъ во вѣки (Втор. 5, 29).

Такъ предъ Синаемъ вѣщалъ Моисею Самъ Господь о народѣ израильскомъ. Явленія чудесныхъ знаменій при горѣ святѣй съ такою благотворностію подѣйствовали на духъ и сердце строптивыхъ сыновъ Израиля, до того содѣлали ихъ богобоязненными и усердными къ закону, что для самого Законодателя синайскаго ничего не оставалось желать болѣе, какъ только, чтобы сіе прекрасное расположеніе духа и сердца осталось навсегда въ народѣ избранномъ: кто дастъ, еже тако быти сердцу ихъ въ нихъ — во вся дни?

Бывъ свидѣтелями во всю прошедшую седмицу вашего неослабнаго усердія ко храму Божію, зная, что вы омылись вчера отъ всѣхъ нечистотъ грѣховныхъ въ купели покаянія и, вѣроятно, собственныхъ слезъ вашихъ, видя теперь радость, блистающую на лицахъ вашихъ, отъ таинственнаго соединенія съ божественнымъ Женихомъ душъ и сердецъ, и заключая изъ того о благомъ состояніи всего существа вашего, и мы, братіе, не можемъ не имѣть теперь и не изречь въ слухъ вашъ благожеланія синайскаго: кто дастъ, еже тако быти сердцу, вашему въ васъ, не нынѣ токмо, но и во вся дни? Кто сдѣлаетъ, чтобы вы навсегда остались такими, каковы теперь: съ тою же чистотою души и сердца, съ тою святостію мыслей и желаній, съ тѣмъ же смиреніемъ и преданностію?

И кто можетъ дать намъ это кромѣ Тебя, отъ Коего исходитъ всякое даяніе благо и всякъ даръ совершенъ? Ты ниспослалъ благодать положить намъ начало покаянія: Ты же даруй силу продолжать и совершить начатое. Самъ утверди, еже сотворилъ еси въ насъ.

Но, за Господомъ и благодатною помощію Его не станетъ дѣло, возлюбленные! Если и земледѣлецъ не оставляетъ поля трудовъ своихъ, доколѣ не созрѣетъ на немъ все посѣянное и не будетъ собрано въ житницу, тѣмъ паче Премудрость Божія не оставитъ душъ и сердецъ вашихъ осо/с. 45/бенною помощію, не возрастивъ на нихъ всего жита правды (2 Кор. 9, 10) и не собравъ съ нихъ всѣхъ плодовъ вѣры и любви.

Все сомнѣніе, вся опасность отъ насъ самихъ: сохранимъ ли мы сѣмена вѣры и любви? Дадимъ ли имъ безпрепятственно возрастать въ насъ и плодоносить? Не попустимъ ли потоптать ихъ безсловеснымъ животнымъ — низкимъ страстямъ плоти, или позобать птицамъ небеснымъ — суетнымъ превозношеніямъ ума и гордости житейской.

Посему-то, возносивъ доселѣ молитвы и прошенія о васъ, теперь мы почитаемъ за долгъ обратиться съ прилежнымъ моленіемъ къ вамъ самимъ о томъ, чтобы вы, оставивъ видимое и временное говѣніе, не прекращали духовнаго бодрствованія надъ собою и попеченія о душѣ своей, чтобъ употребили всѣ возможныя средства продлить и укрѣпить навсегда въ себѣ то святое расположеніе духа и сердца, въ коемъ находитесь теперь, и чтобы занялись симъ святымъ дѣломъ немедленно, по выходѣ изъ сего храма, ибо что было бы съ растеніемъ, возращеннымъ съ великимъ трудомъ въ теплицѣ, если бъ его вдругъ вынести на холодъ зимній? Оно потеряетъ всѣ цвѣты и увянетъ въ нѣсколько минутъ. То же будетъ и съ цвѣтомъ чистоты и невинности душевной, расцвѣтшимъ во время покаянія и исповѣди, если исшедъ отсюда, вы начнете продолжать прежній образъ жизни, и предадитесь грѣховнымъ привычкамъ, или пойдете тѣми же стропотными путями, коими ходили, или паче, на коихъ непрестанно падали прежде.

Но, вы не поступите такъ, возлюбленные, и не будете врагами самимъ себѣ! А потому, возвратясь въ свои домы, прилежно размыслите, какъ вамъ начать вести себя отселѣ, что совершенно оставить изъ прежняго образа жизни, что вновь принять и что измѣнить? Обдумавъ будущее поведеніе свое, вы тотчасъ, не отлагая до другаго времени, начнете вести себя такъ, какъ рѣшились. Живя новою жизнію, вы не оставите по временамъ подвергать себя строгому испытанію въ успѣхѣ и немедленно исправлять всякое уклоненіе отъ цѣли.

Настоящій великій и святый постъ есть самое лучшее время для таковаго утвержденія себя навсегда въ вѣрѣ и благихъ нравахъ уже потому, что въ продолженіе его многіе /с. 46/ соблазны міра вовсе не существуютъ для насъ, или теряютъ силу. Посему вы будете имѣть всю удобность немедля заняться великимъ дѣломъ вашего спасенія, и, при помощи Божіей, совершить его, какъ должно.

Не пренебрегите же симъ, возлюбленные! Оставьте, если возможно, всѣ прочія дѣла, и займитесь симъ единымъ, ибо что пользы, если вы пріобрѣтете весь міръ, а погубите душу свою? Лучше потерять все, даже потерпѣть все, нежели умереть во грѣхахъ. А кто знаетъ, далеко ли каждый изъ насъ отъ своего часа послѣдняго? О, какъ отрадно будетъ съ чистою душею и сердцемъ вступить въ великую седмицу страданій Христовыхъ! Съ какою неизъяснимою радостію срѣтится праздникъ Воскресенія Господня! Ибо вы будете тогда праздновать не возстаніе токмо Господа изъ гроба, какъ было прежде, а и свое собственное воскресеніе отъ смерти грѣховной, которая доселѣ не давала вамъ вкусить ни одной истинной радости.

Мы же, какъ въ продолженіе сея седмицы молились, такъ и во все продолженіе святаго поста будемъ молитвенно взывать къ Господу, да Онъ Самъ, начный дѣло благо въ васъ, и совершитъ е Своею всемощною благодатію! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 44-46.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.