Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ четвергъ 1-ой недѣли Великаго поста.

Постимся постомъ пріятнымъ, благоугоднымъ Господеви: истинный постъ есть злыхъ отчужденіе, воздержаніе языка, ярости отложеніе, похотей отлученіе, глаголанія, лжи и клятвопреступленія (Стихира въ понед. Вел. поста).

Церковный стихъ сей справедливо можно назвать поученіемъ церковнымъ на всѣ святые посты. Наши слова и проповѣди, по самой слабости ихъ, бываютъ нерѣдко продолжительны, а поученіе Церкви столь же кратко, сколько сильно и дѣйствительно. Тѣмъ нужнѣе посему обратить на него все вниманіе и размыслить о томъ, чему учитъ въ отношеніи къ посту святая Церковь.

Постимся постомъ пріятнымъ, благоугоднымъ Господеви! Значитъ, есть постъ непріятный и неблагоугодный Господу!

Какой это постъ?

Тотъ, когда ты не вкушаешь обыкновенной, а можетъ быть, и никакой пищи, а своимъ гнѣвомъ и строптивостію изъядаешь душу и тѣло подручныхъ твоихъ, слугъ или домашнихъ. Тотъ постъ, когда ты во храмѣ падаешь на землю и просишь себѣ отпущенія грѣховъ, говоришь, чтобы они прощены были такъ же, какъ ты прощаешь всѣ прегрѣшенія противу тебя, а, вышедъ изъ храма, пойдешь въ судъ, чтобы преслѣдовать бѣднаго должника твоего, взыскать съ него до послѣдней лепты, посадить его въ противномъ случаѣ въ темницу, разорить весь домъ его и семейство. Тотъ постъ не благопріятенъ Господу, когда ты по внѣшности какъ будто смиряешь себя и говоришь, что ты первый изъ грѣшниковъ, а внутренно не знаешь мѣры своимъ мнимымъ достоинствамъ, ставишь себя въ мысляхъ выше всѣхъ, творишь изъ себя судію вселенскаго, готоваго судить и пересуждать всѣхъ и все. Тотъ постъ не пріятенъ и не угоденъ Богу, когда ты хочешь и ожидаешь, чтобы за малые поклоны и нѣсколько воздыханій твоихъ отверзлись для тебя /с. 34/ всѣ сокровища благодати Божіей, уврачеваны были всѣ язвы твоей совѣсти, чтобы тебя ввели на самую вечерю царскую и напитали Тѣломъ и Кровію Христовою; а самъ, при всѣхъ стонахъ и вопляхъ нищихъ братій твоихъ, не расположенъ удѣлить имъ и малой части отъ избытковъ твоихъ, хладнокровно оставляешь безъ всякой помощи больныхъ и страждущихъ, медлишь ввести подъ кровъ твой странныхъ, скупишься раздѣлить съ алчущими — не тѣло и кровь твою (пусть они остаются съ тобою), а тѣ горы и холмы снѣдей, отъ коихъ едва не распадаются житницы твои. Тотъ постъ не пріятенъ и не угоденъ Господу, когда ты боишься поднести къ устамъ твоимъ чашу горячей воды; а не боишься, что изъ этихъ устъ продолжаютъ, попрежнему, выходить, какъ дымъ изъ пещи, слова праздныя и гнилыя, насмѣшки горькія и уязвляющія, намеки полные соблазна и заразы душевной. Всѣ таковые и имъ подобные постники да не дерзаютъ надѣяться милости отъ Господа; постъ ихъ не только не благоугоденъ, но, по выраженію Пророка, есть мерзость предъ лицемъ Божіимъ.

Лучше бы ты вкушалъ что угодно, но въ то же время питалъ тѣхъ, кои и не въ постъ едва не умираютъ отъ глада; лучше бы ты продолжалъ украшаться твоими одеждами попрежнему, но въ ту же пору излишнимъ, праздно висящимъ и снѣадемымъ отъ моли, одѣяніемъ твоимъ прикрылъ наготу нищихъ братій, кои стонутъ отъ хлада; даже лучше, когда бы ты не прерывалъ обычныхъ твоихъ забавъ и увеселеній, но, прохлаждаясь самъ, доставлялъ бы утѣшеніе и отраду тѣмъ, кои давно забыли, есть ли какая радость на землѣ.

Истинный постъ есть злыхъ отчужденіе, воздержаніе языка, ярости отложеніе, похотей отлученіе, оглаголанія, лжи и клятвопреступленія.

Удаленіе отъ всѣхъ сихъ пороковъ должно бы составлять для насъ не постъ, не принужденіе и трудъ, а дѣло самое естественное, покой и радость, но, проникнутая еще въ предкахъ нашихъ грѣхомъ и своеволіемъ, пріученная нами самими къ нарушенію законовъ воздержанія, природа наша до того сроднилась со страстями и похотями, что слѣдовать страстямъ и злой волѣ для нея сдѣлалось почти также естественнымъ, какъ тѣлу принимать ежедневную /с. 35/ пищу. Посему, кто хочетъ быть свободнымъ отъ грѣховъ, для того надобно непрестанно удерживать себя отъ зла и принуждать къ добру, также какъ постящіеся воздерживаютъ себя отъ пищи и понуждаютъ къ богомыслію. Сіе-то воздержаніе отъ страстей и пороковъ, по ученію Церкви. составляетъ постъ истинный и благопріятный Господу. Внѣшніе посты не всегда необходимы, а сей внутренній постъ необходимъ во всякое время. Внѣшніе посты преходятъ и оканчиваются; а этотъ духовный постъ безпрерывенъ и долженъ окончиться только съ нашею жизнію, когда мы, совлекшись бренной и грѣхолюбивой плоти, облечемся въ нетлѣніе и безстрастіе.

Итакъ, хочешь ли поститься воистину? Воздержи первѣе всего языкъ твой отъ всякаго слова празднаго, тѣмъ паче гнилаго и неподобнаго. Начни постъ духовный съ сего малаго члена тѣлеснаго, который однакоже есть великій врагъ и упорный противникъ. Побѣдивъ его упорство, ты силенъ будешь обуздать и все тѣло (Іак. 3, 2). Въ противномъ случаѣ, языкъ твой, какъ дикій и свирѣпый конь, будетъ влачить тебя, вмѣстѣ и съ постомъ твоимъ, по дебрямъ лжи, злобы и лукавства.

Хочешь ли поститься воистину? Оставь вмѣстѣ съ пищею всякую ненависть, досаду, ропотъ и пререканіе; сдѣлайся во всемъ и ко всѣмъ тихимъ, кроткимъ, смиреннымъ, благоснисходительнымъ и любовнымъ. Этого требуетъ во время поста уже самое приличіе. Иначе, если ты, попрежнему, будешь стропотенъ и сварливъ, то иной и нехотя подумаетъ, что ты, какъ малое дитя, сердишься за то, что тебѣ возбранено Церковію употребленіе любимыхъ тобою яствъ.

Хочешь ли поститься воистину? Удали отъ себя вмѣстѣ съ снѣдями и всѣ прочія прихоти плотскія. Ибо ветхій и грѣховный человѣкъ твой ослѣпляетъ и губитъ тебя не однимъ пресыщеніемъ тѣла. Излишество въ пищѣ наноситъ еще вредъ только тебѣ одному, а прочіе виды плотоугодія и сладострастія вредятъ, кромѣ тебя и многимъ другимъ. Оставь же ихъ всѣ, удали отъ ложа твоего дышащую сладострастіемъ и вольнодумствомъ книгу; со стѣнъ комнатъ твоихъ соблазнительныя изображенія, а затѣмъ выбрось изъ самаго ума и памяти (сколько можно на первый разъ, ибо вдругъ сего нельзя сдѣлать: умъ не то, что стѣны дома), /с. 36/ выбрось, говорю, всѣ любострастные образы и утверди вмѣсто ихъ въ памяти и воображеніи твоемъ крестъ Христовъ и образъ твоей смерти.

Хочешь ли поститься воистину? Раздери, если есть у тебя, всякое неправедное писаніе на завладѣніе чужимъ имуществомъ; прекрати дѣло, по сему случаю заведенное въ судѣ; уступи, сколько можно, даже изъ собственныхъ правъ, чтобы не влачиться по судамъ, подобно еврею и магометанину. Надобно же, чтобъ христіанинъ отличался чѣмъ-либо не въ храмѣ только, а и на судѣ.

Хочешь ли поститься воистину? Обозри, чѣмъ можешь служить, во имя Господа, меньшей братіи твоей о Христѣ, и немедля приступи къ дѣлу благотворенія: дозволь входъ въ житницы твои для тѣхъ, кои, безъ всякой вины своей, едва не умираютъ отъ глада, — одѣнь нагаго, прими сираго, призри недужнаго, посѣти заключеннаго. Ибо надобно же произойти какимъ-либо плодамъ отъ такого великаго древа, каковъ Великій постъ. Какимъ же лучше, если не плодамъ человѣколюбія, когда ты самъ посредствомъ поста ищешь милости Божіей?

Такой постъ будетъ благопріятенъ для Господа! Соединяющій такимъ образомъ воздержаніе душевное съ тѣлеснымъ не погубитъ мзды своея. Или лучше сказать, онъ уже пріемлетъ ее здѣсь и теперь. Ибо для чего мы постимся? Безъ сомнѣнія, не для того, чтобы сберечь у себя нѣсколько неупотребленныхъ снѣдей, а чтобы укротить свою плоть, облегчить душу, оживить совѣсть, приблизить къ себѣ благодать Божію. Но когда мы сдѣлаемся въ мысляхъ чище и цѣломудреннѣе, въ словахъ правдивѣе и назидательнѣе, въ нравахъ кротче и великодушнѣе, въ дѣлахъ справедливѣе и благотворнѣе, то цѣль поста симъ самымъ, при помощи благодати Божіей, будетъ въ насъ уже достигнута, — сначала, конечно, слабо и несовершенно, а потомъ болѣе и совершеннѣе, — доколѣ не сдѣлаемся во всѣхъ отношеніяхъ таковы, каковыми должно быть послѣдователямъ Христовымъ.

Въ противномъ случаѣ постъ нашъ будетъ подобенъ лекарству, при употребленіи коего больной, по неразумію и невоздержности, предается всѣмъ прежнимъ привычкамъ, произведшимъ его болѣзнь. Чего ожидать отъ такого лекарства, кромѣ ожесточенія болѣзни, тѣмъ опаснѣйшаго, что мы, по надеждѣ на врачеваніе, будемъ думать, что выздо/с. 37/равливаемъ? Въ такомъ случаѣ лучше уже не поститься вовсе, ибо тогда, по крайней мѣрѣ, не будемъ обольщать себя тѣмъ, что мы находимся внѣ опасности. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 33-37.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.