Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ среду 1-ой недѣли Великаго поста.

Опять время поста и покаянія! Опять ближайшее къ намъ спасеніе, нежели егда вѣровахомъ! И нынѣ это драгоцѣнное время наступило гораздо скорѣе обыкновеннаго, такъ что самый міръ въ дни немногіе принужденъ былъ кончить то, чтó любилъ прежде продолжать до послѣдней возможности. Какъ будто Тотъ, Кто управляетъ кругомъ временъ, провидѣлъ для насъ особенную нужду въ покаяніи и поспѣшилъ послать для сего къ намъ святый постъ. Не тѣмъ ли паче мы должны вступить въ него съ большимъ усердіемъ и любовію?

Есть и другое знаменіе во благо. Прохожденіе поприща постнаго начинается, какъ извѣстно, отъ вратъ потеряннаго рая; ибо рай потерянный и паденіе Адамово воспоминается Церковію ежегодно въ прошедшій день недѣльный. Нынѣ, въ сей же самый день, какъ бы у самыхъ вратъ потеряннаго рая срѣтилъ насъ Спаситель нашъ, Матерію носимый, Симеономъ пріемлемый, Анною пѣснославимый. Для чего срѣтилъ при самомъ вступленіи въ святый постъ? Дабы мы охотнѣе вступили въ него, бодрственнѣе проходили и, смиренно видя, какъ Онъ, Господь и Владыка всѣхъ, подчи/с. 31/няетъ Себя исполненію ветхозавѣтнаго закона обрядовъ, научились быть послушными матернему водительству и уставамъ святой Церкви.

Итакъ, пріимемъ постъ не какъ врага и противника, не какъ мучителя и истязателя, а какъ наставника, какъ друга, какъ врача, какъ освободителя, какъ приносящаго намъ блага. Въ самомъ дѣлѣ, чего не въ силахъ доставить постъ любителямъ своимъ? Посредствомъ поста Моѵсей содѣлался способнымъ получить скрижали завѣта на горѣ Синайской. Посредствомъ поста Илія удостоился зрѣть славу Божію на горѣ Хоривъ, — а потомъ быть взятымъ отъ земли на небо. Посредствомъ поста Даніилъ заградилъ въ ровѣ уста львовъ, а три отрока остались невредимыми въ пещи отъ пламени. Постъ воспиталъ пророковъ, охранялъ Апостоловъ, укрѣплялъ мучениковъ, совершалъ подвижниковъ, всегда и вездѣ исправлялъ и врачевалъ грѣшниковъ. — Постомъ Самъ Спаситель пріуготовлялъ Себя къ побѣдѣ надъ искусителемъ, ибо сказано: постився дній четыредесять, и нощій четыредесять, послѣди взалка (Матѳ. 4, 2); тогда приступилъ къ Нему діаволъ. Искуситель воображалъ, что постъ произвелъ ослабленіе и что это самый удобный случай къ нападенію, а на дѣлѣ вышло иное: всѣ искушенія его расторгнуты, яко паутина, единымъ дуновеніемъ устъ Божественнаго постника.

Да не заблуждаетъ никто изъ насъ, воображая, что пощеніе можетъ быть вредно чѣмъ-либо. Непріятно оно можетъ быть для плотскаго человѣка, привыкшаго къ пресыщенію, но вредно — нѣтъ. Напротивъ, если наше здравіе страдаетъ отъ чего-либо, то наиболѣе отъ пресыщенія и невоздержности. Постъ, напротивъ, исправляетъ и врачуетъ то, чтó разстроило и повредило объяденіе. Многія болѣзни проходятъ отъ поста безъ всякихъ лекарствъ. Если же постъ бываетъ не полезенъ кому-либо, то причиною сему неправильный образъ пощенія. Ибо какъ нѣкоторые постятся? Воображая, что постъ состоитъ только въ качествѣ, а не въ количествѣ пищи, они, посему, отказавшись отъ непостныхъ яствъ, тѣмъ неумѣреннѣе предаются употребленію яствъ постныхъ, отягчаютъ себя ими безъ мѣры. Удивительно ли, что въ такомъ случаѣ пострадаетъ и голова и стомахъ? Но причиною сего, явно, не постъ, а постное, такъ сказать, объяденіе. — Даже непріятность отъ поста для чувственности на/с. 32/шей отнюдь не такъ велика, какъ воображаютъ нѣкоторые, вовсе неиспытавшіе поста. На первый разъ неудовлетворяемая привычка — принимать въ извѣстное время пищу, конечно, будетъ напоминать о семъ и тревожить тебя; но побѣжденная разъ, другой, она — оставитъ тебя въ покоѣ, уступивъ мѣсто другой привычкѣ — поститься. А въ привычкѣ, повѣрьте мнѣ, и все дѣло. Тѣлесный составъ нашъ самъ по себѣ, можно сказать, столько же имѣетъ нужду въ покоѣ, какъ и въ пищѣ. И какъ бы онъ не имѣлъ нужды въ постѣ? Постъ то же для чрева, что отдыхъ. Для всѣхъ силъ нашихъ есть время отдыха: должно быть и для чрева. Непрестанная работа изнуряетъ. Такъ бываетъ и съ чревомъ. Необлегчаемое постомъ, оно наконецъ теряетъ силу дѣлать свое дѣло. Отсюда множество болѣзней, кои всѣ лечатся, хотя мы не примѣчаемъ того, наиболѣе постомъ. Ибо, хотя бы мы принимали лекарства, но если не будемъ въ то же время поститься, то они не окажутъ дѣйствія. Явный знакъ, что постъ есть главное лекарство.

Итакъ, вступимъ въ поприще постное, ничтоже сумняся, ничтоже бояся. Если мы лишимся на время нѣкоторыхъ утѣхъ чувственныхъ, то сколько въ замѣнъ ихъ представится утѣшеній духовныхъ! Въ церковномъ кругѣ — святая четыредесятница то же, что весна въ кругѣ временъ года. Какъ весна есть самое лучшее время для тѣла — тутъ и оно съ природою какъ бы юнѣетъ и цвѣтетъ: такъ постъ есть лучшее время для духа — тутъ онъ съ Церковію невольно оживаетъ и утѣшается, хотя на время. Постъ — это рай духовный. Сколько пѣснопѣній, услаждающихъ сердце! Сколько молитвъ, возносящихъ духъ горѣ! Сколько благоуханій невещественныхъ! А трапеза церковная, предлагаемая каждую седмицу, — я разумѣю причащеніе! Подобной не имѣютъ самые Ангелы на небѣ. Есть чѣмъ занять духъ! Есть чѣмъ напитаться, усладиться, успокоиться!

Одного только должно желать, чтобы мы проходили поприще великопостное какъ должно, дабы не лишиться плода его. Для сего молимъ васъ размыслить о себѣ и своей жизни, дабы видѣть, чтó нужно посредствомъ поста исправить. Безъ сего мы будемъ похожи на путниковъ, кои идутъ по пути, не зная, куда онъ ведетъ и что будетъ въ концѣ съ ними. Да не будетъ изъ насъ никто подобнымъ путни/с. 33/комъ! Для сего и мы съ своей стороны употребимъ не только молитву, но и слово наше, или паче Божіе, ибо мы что говоримъ, взимаемъ изъ писанія. Васъ же молимъ словами пророка поновить поле, то есть душу и сердце ваши, дабы намъ не сѣять на терніи. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 30-33.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.