Церковный календарь
Новости


2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 38-я (1922)
2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 37-я (1922)
2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 36-я (1922)
2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 35-я (1922)
2019-07-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 78-я (1956)
2019-07-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 77-я (1956)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 50-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 49-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 48-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 47-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 34-я (1921)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 33-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 24 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ понедѣльникъ 1-ой недѣли Великаго поста.

Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче: утреннюетъ бо духъ мой ко храму святому Твоему!

Итакъ, сами по себѣ, собственными силами не можемъ мы достигнуть не только истинной свободы отъ грѣховъ и праведности предъ Богомъ, но даже отверзть себѣ двери покаянія, то-есть, перестать жить беззаконно! — Правда ли это? — подумаетъ иной, не испытавшій на себѣ дѣйствія и силы истиннаго покаянія. Когда я могъ подвергнуть себя грѣхамъ, то почему же не могу оставить грѣха и начать жить праведно. Свойство свободы моей въ томъ и состоитъ, что я воленъ дѣлать, что хочу. Грѣхъ не отнимаетъ у меня свободы: не отнимаетъ поэтому и возможности — перестать грѣшить. Разсужденіе, довольно благовидное, только показывающее, что размышляющіе такимъ образомъ никогда не принимались за дѣло покаянія, какъ должно. Примись, и тогда узнаешь, что значитъ грѣхъ, что дѣлаетъ онъ съ твоею свободою, и какъ трудно возникнуть отъ рова страстей. Грѣхъ точно не отнимаетъ у тебя свободы, какъ необходимой въ составѣ души способности, но производитъ съ нею то же, что ржавчина производитъ съ желѣзомъ. Какъ заржавѣлое желѣзо теряетъ крѣпость и силу до того, что чего прежде не могли сломить великія усилія, то будетъ ломаться и рваться отъ малаго напряженія, хотя объемъ и количество желѣза тѣ же: такъ у грѣшника остается весь призракъ свободы; въ нѣкоторыхъ случаяхъ онъ свободнѣе, повидимому, самаго праведника, который всегда связанъ совѣстію и страхомъ Божіимъ; но внутренней мощи на добро нѣтъ, и при маломъ усиліи къ какому-либо благому подвигу, грѣшникъ слабъ, какъ дитя. Отъ чего такъ? Отъ того, что съ свободою нашею, — употребимъ другое сравненіе, — происходитъ отъ грѣха то же, что бываетъ съ магнитомъ, когда его употреб/с. 18/ляютъ неправильно. Магнитъ теряетъ силу привлекать желѣзо и указывать страны свѣта: свобода наша теряетъ силу привлекать волю и желанія къ себѣ и направляться вмѣстѣ съ ними по закону совѣсти. Таково свойство грѣха и вмѣстѣ наказаніе за него, что грѣшникъ послѣ каждаго беззаконія теряетъ часть способности творить правду. Потеря сія, съ продолженіемъ грѣховнаго состоянія, доходитъ наконецъ до того, что бѣдный грѣшникъ дѣлается совершеннымъ рабомъ своихъ страстей и злыхъ навыковъ. Для него невозможно уже, безъ чуждой помощи, не только возстать изъ рова страстей, — трудно даже помыслить о возвращеніи на путь правый. Если мы, ходя путемъ беззаконія, не испытали еще сего на самихъ себѣ доселѣ, то это вѣрный знакъ, что мы никогда еще не начинали истиннаго раскаянія во грѣхахъ нашихъ. Можетъ быть, оно и было на устахъ нашихъ, производило даже нѣкую временную перемѣну въ нашихъ поступкахъ и отношеніяхъ, но до самаго источника зла въ насъ явно не досягало, въ самое сердце и душу нашу не входило. Въ противномъ случаѣ и нами ощущено бы было то же самое, что ощущали на себѣ всѣ истинно каявшіеся: мы увидѣли бы ужасную силу грѣха и страстей, познали бы всю немощь нашей воли и нашего ума, пришли бы къ тому же чувству безнадежности, въ коемъ былъ нѣкто, когда вопіялъ: изведи изъ темницы душу мою, исповѣдатися имени Твоему!

Посему-то первая и послѣдняя надежда у людей истинно-кающихся не на самихъ себя, не на свой умъ и свое сердце, а на благодать Божію. Они смиренно исповѣдаютъ, что аще не Господь Самъ созиждетъ домъ души ихъ, то напрасны будутъ всѣ труды и подвиги надъ его исправленіемъ: безъ помощи свыше, при всѣхъ усиліяхъ нашихъ, онъ вѣчно останется въ развалинахъ. А такое чувство собственной немощи непрестанно заставляетъ ихъ обращать очи свои горѣ́, взывать молитвенно къ Богу крѣпкому и живому, да ниспошлетъ благодать покаянія и да подастъ силы возненавидѣть грѣхъ, разорвать узы страстей, возлюбить, стяжать и сохранить чистоту и правду, кои для грѣшника содѣлываются чуждыми и противными.

Сіи самыя чувства выражаются въ томъ умилительномъ пѣснопѣніи, которое мы предложили въ началѣ нашего со/с. 19/бесѣдованія съ вами, братіе мои. Поелику святая Церковь повторяетъ его каждую седмицу: то углубимся въ него еще нѣсколько нашимъ размышленіемъ.

Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!

Ты Самъ, — какъ бы такъ говоритъ кающійся грѣшникъ, — Ты Самъ, Жизнодавецъ, зришь, что я, несчастный, давно престалъ уже находить сладость въ ядовитой чашѣ грѣха и беззаконія; Самъ видишь, какъ искренно хочу я перемѣнить мою нечистую жизнь и многократно уже собиралъ всѣ силы свои, чтобы расторгнуть узы преступныхъ навыковъ моихъ, возникнуть отъ пагубной сѣти, въ которую уловилъ меня врагъ мой; но что выходитъ изъ всѣхъ моихъ усилій? Чѣмъ кончаются всѣ, столь часто повторяемые, обѣты и рѣшимости: оставить грѣхъ и обратиться на стезю заповѣдей Твоихъ? — Увы, не успѣю омыться слезами покаянія, какъ паки упадаю въ блато нечистыхъ помысловъ и студныхъ дѣяній! Лютый врагъ мой, кажется, для того токмо и даетъ мнѣ нѣсколько свободы духовной, дабы отнять ее потомъ и сокрушить все, чтó ни сдѣлано мною во время покаянія. Прежде могъ еще я, безразсудный, надѣяться на свои силы, воображать, что, когда ни захочу, перестану грѣшить; но теперь, послѣ столькихъ несчастныхъ опытовъ, вижу, что я совершенный рабъ грѣха, что страсти мои безконечно сильнѣе меня, что если мнѣ остаться съ однимъ моимъ умомъ и сердцемъ, то врагъ мой будетъ влачить меня изъ дебри въ дебрь, доколѣ не повергнетъ въ пропасть адскую. Оставляю убо надежду на себя самого и все упованіе мое возлагаю на Тебя, Господь и Спаситель мой, на Тебя, Коего всемогущество безпредѣльно и милость безконечна, на Тебя, Который можешь Духомъ Твоимъ святымъ пересоздать самое злое сердце мое. Призри на бѣднаго, безпомощнаго, но желающаго спасенія грѣшника, и даруй ему духа покаянія, которое, какъ тѣнь, непрестанно удаляется отъ меня, когда я обращаюсь къ нему: покаянія отверзи ми двери! И не только отверзи, но введи меня въ него; введъ удержи въ сей банѣ пакибытія дотолѣ, пока не омоется вся грѣховная нечистота моя, не уврачуются всѣ язвы совѣсти, не изгонится изъ души все злое и не останется въ ней единый Божественный образъ Твой.

Такъ молятся истинно-кающіеся. Такъ должны молиться /с. 20/ и мы, если воистину хощемъ освобожденія отъ грѣховъ нашихъ и отъ навыка къ беззаконію, освобожденія дѣйствительнаго и всегдашняго, а не на словахъ токмо и на время. Будьте увѣрены, братіе мои, что никто не можетъ сдѣлать сего, кромѣ Всемогущаго; ибо тутъ, при перемѣнѣ нашихъ нравовъ и жизни, должно совершиться чудо, не меньшее того, какое было при созданіи насъ изъ ничего. Даже создать насъ, осмѣлимся сказать, было легче, нежели возсоздать: ибо тогда ничто въ насъ не мѣшало всемогуществу Творца; а теперь, при духовномъ возсозданіи нашемъ, Ему надобно побѣждать и искоренять зло, живущее въ нашемъ сердцѣ, измѣнить на лучшее самую свободу нашу, которая, будучи крайне слаба въ грѣшникѣ на добро, тѣмъ сильнѣе на зло и противленіе благодати Божіей.

Но, возвергая печаль и упованіе наше на Господа, не будемъ, братіе мои, и мы праздными зрителями собственной погибели отъ грѣха. Мы не можемъ возродить себя духомъ такъ же, какъ не можемъ паки внити въ утробу матернюю; но можемъ и должны пламенно желать сего возрожденія и просить о томъ Господа; можемъ и должны устранять отъ себя все, что препятствуетъ ему въ насъ и что не даетъ силѣ благодати оказать надъ нами ея дѣйствіе. Это самое внушаетъ намъ пѣснопѣніе, нами разсматриваемое, дальнѣйшими словами своими. Ибо, чтó говорится далѣе? — Утреннюетъ бо духъ мой ко храму святому Твоему! Видите, чѣмъ занятъ истинно-кающійся! Онъ не спитъ и не лежитъ праздно, подобно грѣшнику нераскаянному, а утреннюетъ, то-есть, возстаетъ съ ложа, когда еще все спитъ; начинаетъ свое дѣло, когда еще нигдѣ не видно движенія. Чтó же занимаетъ его такъ постоянно? Дѣло его спасенія: утреннюетъ духъ мой ко храму святому Твоему; то-есть, ко всему, что можетъ служить на пользу души, ко умерщвленію въ ней грѣха и страстей. И дѣйствительно, у истинно-кающихся первымъ и послѣднимъ дѣломъ становится попеченіе о душѣ своей. Никто, какъ они, такъ часто не посѣщаетъ храма Божія, не слушаетъ съ такимъ вниманіемъ молитвъ церковныхъ, не читаетъ такъ усердно Священнаго Писанія, не спѣшитъ такъ на помощь ближнему. — Какъ міролюбцы ищутъ увеселенія и разсѣянія, такъ кающійся ищетъ слезъ и умиленія душевнаго.

/с. 21/ По симъ-то признакамъ судите, братіе мои, и о самихъ себѣ. Если ты, вникая въ свое поведеніе, не можешь сказать по совѣсти: утреннюетъ духъ мой ко храму святому Твоему, — то въ тебѣ нѣтъ искренняго желанія раскаяться въ грѣхахъ своихъ. Ибо чтó же бы это было за желаніе, которое не обнаруживается никакими дѣйствіями? Въ такомъ случаѣ напрасно будемъ повторять и первыя слова священной пѣсни: покаянія отверзи ми двери! Ибо Тотъ же милосердый Спаситель скажетъ: доколѣ Мнѣ отверзать ее для васъ напрасно? Затворите прежде сами двери и врата страстямъ вашимъ и соблазнамъ міра; и тогда грядите ко Мнѣ съ мольбою о духѣ истиннаго покаянія. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 17-21.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.