Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ недѣлю сыропустную.

И сіе вѣдяще время, яко часъ уже намъ отъ сна востати. Нынѣ бо ближайшее намъ спасеніе, нежели егда вѣровахомъ. Нощь убо прейде, а день приближися. Отложимъ убо дѣла темная, и облечемся во оружіе свѣта (Рим. 13, 11-12).

Сими поучительными словами ап. Павла св. Церковь напутствуетъ насъ, братіе мои, на поприще святаго и Великаго поста. Между прочими побужденіями къ покаянію во грѣхахъ нашихъ, она указуетъ и на большую удобность къ тому для насъ въ продолженіе наступающихъ святыхъ дней. Въ самомъ дѣлѣ, хотя спасеніе наше никогда не далеко отъ насъ, но съ наступленіемъ святыя Четыредесятницы /с. 14/ дѣло спасенія до того приближается къ каждому, что, можно сказать, невольно и неотступно требуетъ себѣ мѣста въ душѣ и сердцѣ. Подлинно, время Великаго поста во всѣхъ отношеніяхъ должно сравнивать съ прекраснымъ днемъ для вѣры и благочестія: равно какъ седмицу, нынѣ оканчивающуюся, со всѣхъ сторонъ нельзя не уподобить темной, бурной и хладной ночи. Какихъ дѣлъ тьмы не совершается повсюду въ продолженіе этой седмицы! Сколько душъ, волею и неволею, низвергается въ пропасть грѣховную! Сколько людей, коимъ всю жизнь надобно бываетъ оплакивать нѣсколько минутъ нынѣшняго безумнаго веселья! Изъ самыхъ осторожныхъ и бдительныхъ надъ собою и своими дѣяніями, не многіе могутъ похвалиться тѣмъ, что, въ теченіе прошедшихъ дней, они не потерпѣли никакого ущерба въ чистотѣ сердечной и спокойствіи своей совѣсти.

Но благодареніе Господу: нощь убо прейде, а день приближися! Нынѣшній вечеръ положитъ конецъ соблазнамъ и опасностямъ душевнымъ, заутра мы проснемся уже въ другой стихіи и какъ бы въ другомъ мірѣ. Съ однимъ появленіемъ святаго поста, все приметъ новый, лучшій видъ: и люди, и вещи, и одушевленное и самое бездушное. Какъ послѣ потопа Ноева, хляби зла заключатся сами собою, и явится суша. Есть уже къ чему пристать влаявшимся въ морѣ житейскихъ суетъ и соблазновъ! Есть уже, на чемъ утвердиться самымъ разслабленнымъ отъ плотоугодія стопамъ и колѣнамъ! — Ибо Церковь не можетъ уступить міру въ усердіи. Если онъ, злохитрый, употреблялъ всѣ средства сводить насъ съ ума, брать въ плѣнъ страстей безъ сраженія, то святая Церковь еще болѣе найдетъ способовъ образумить насъ и плѣнить паки въ сладкое послушаніе вѣры и любве, яже о Христѣ. Мы нечисты и осквернены похотями грѣховными: у престола Благодати, въ храмахъ, заструится множество свѣжихъ источниковъ для нашего духовнаго омовенія. Мы покрыты язвами и струпами: у матери нашей Церкви готовы для насъ всѣ пластыри и обязанія цѣлебныя. Мы гладны духомъ: она учредитъ такую трапезу, которая могла бы напитать самихъ Ангеловъ. При такомъ обиліи средствъ духовныхъ, самый невнимательный къ своей душѣ принужденъ будетъ сознаться и сказать, что нынѣ, — въ продолженіе святаго поста, — ближайшее къ намъ /с. 15/ спасеніе, нежели во всѣ прочіе дни, ибо со дня завтрашняго, самый міръ съ его соблазнами, гонимый видимо и невидимо силою святаго поста и молитвъ церковныхъ, удалится отъ насъ, сокроется, потеряетъ силу ослѣплять и влечь во адъ.

Не будемъ же, возлюбленные, и мы хладны и не внимательны къ своему спасенію; воспользуемся драгоцѣннымъ временемъ поста для уврачеванія душъ и сердецъ нашихъ отъ яда грѣховнаго; дадимъ матери нашей святой Церкви дѣйствовать надъ нами во спасеніе наше, какъ она знаетъ и можетъ; отвратимъ очи и сердце отъ всего, что питало въ насъ похоть плоти и гордость житейскую; вникнемъ прилежно въ свою жизнь и совѣсть, и поспѣшимъ сойти съ того пути, который явно ведетъ въ пропасть адскую. Ей, братіе мои, сдѣлаемъ все сіе для вѣчнаго блага душъ нашихъ! Ибо не напрасно Апостолъ Христовъ восклицаетъ: яко часъ уже намъ отъ сна возстати. Время пробудиться всѣмъ намъ отъ нечувствія душевнаго и подумать, гдѣ мы и что съ нами, куда идемъ и что ожидаетъ насъ. Время уже потому, что нѣтъ почти ни одного грѣха, который не былъ бы содѣянъ нами въ томъ или другомъ видѣ. Какая изъ способностей нашихъ не употреблена во зло, не унижена и не осквернена страстями? Чѣмъ еще будемъ раздражать Господа и Спасителя нашего? На что пустимся и что еще употребимъ для вѣчной погибели нашей? Какому кумиру суеты не кланялись мы до земли стократно? Если посмотрѣть на насъ очами и не Пророка, то давно нельзя не сказать, что отъ ногъ до главы нѣтъ въ насъ цѣлости. Самая чаша грѣха, съ ея мнимою, скоропроходящею сладостію и съ ея дѣйствительнымъ смертоноснымъ ядомъ, уже видимо оскудѣла для насъ. Еще ли будемъ наполнять ее снова и отравлять ею все существо свое.

Часъ уже намъ отъ сна востати! Вначалѣ, когда мы были неопытны, еще сколько-нибудь извинительно было гоняться намъ, подобно малымъ дѣтямъ, за призраками суеты земной, и воображать, что на стропотныхъ распутіяхъ грѣха ожидаютъ насъ однѣ утѣхи и радости. Теперь, послѣ столькихъ горькихъ опытовъ, совершенное безуміе было бы позволять врагу нашему обманывать насъ снова. Ибо что пріобрѣли мы въ удаленіи отъ Бога? Что доставилъ намъ міръ съ его /с. 16/ многообразною похотію? — Предположеній, замысловъ, надеждъ, обѣщаній была бездна, а на дѣлѣ оказалось все суета суетъ. У большей части изъ насъ беззаконная жизнь отняла и то, что имѣли они отъ природы и благопріятныхъ обстоятельствъ; нѣкоторые изъ грѣшниковъ, повидимому, еще высятся и цвѣтутъ: но какъ вялъ и безжизненъ этотъ цвѣтъ несчастный, какъ ощутительно вѣетъ отъ него тлѣніемъ и пагубою! Снаружи, вокругъ сихъ, такъ называемыхъ, счастливцевъ міра, почести, богатство, довольство и утѣхи, а внутри, — спросите о томъ ихъ самихъ, — внутри пусто и хладно, мертво и отвратительно: совѣсть обличаетъ, сердце тоскуетъ, душа болитъ, самое тѣло видимо страдаетъ и проситъ пощады отъ яда грѣховнаго. И послѣ сего мы еще будемъ гоняться за нашею тѣнію, еще будемъ ловить вѣтръ, еще строить на воздухѣ, еще пить ядъ потому только, что онъ сладокъ?

Часъ уже намъ отъ сна востати! Время образумиться и пожалѣть намъ матерь свою, святую Церковь, которая доселѣ болѣла сердцемъ отъ нашего забвенія ея святыхъ уставовъ и отъ нашей жизни нечистой; время вспомнить и пожалѣть намъ Ангела-хранителя нашего, который съ того времени, какъ мы начали помнить себя и дѣйствовать, съ плачемъ доселѣ ходитъ за нами по дебрямъ страстей и беззаконій, не видя нашего исправленія; время устыдиться и пожалѣть намъ Самого Спасителя нашего, Который съ утра до вечера ежедневно простираетъ къ намъ со креста руки и доселѣ не можетъ привлечь насъ къ Своему сердцу; время, время, братіе мои, сжалиться намъ надъ самими собою и обрадовать покаяніемъ нашимъ небо и землю, Ангеловъ и всѣхъ добрыхъ людей, кои скорбѣли и скорбятъ о нашемъ развращеніи, молились и молятся, да не погибнемъ во грѣхахъ нашихъ!

Часъ уже намъ отъ сна востати! ибо ужели до конца жизни оставаться намъ въ плѣну страстей, грѣха и діавола? Ужели ждать намъ, чтобы подъ стопами нашими разверзлась, наконецъ, бездна адская и поглотила насъ на вѣки? Ахъ, братіе мои, она разверзется нѣкогда и, можетъ быть, весьма скоро, если не перестанемъ прогнѣвлять Господа грѣхами нашими, но что будетъ тогда съ нами? Вспомните богача евангельскаго, вспомните пламень геенскій; поставьте /с. 17/ себя мысленно въ положеніе сего несчастнаго и судите, въ какомъ безуміи виновенъ тотъ, кто, имѣя, какъ мы теперь, всю возможность избѣгнуть жребія столь ужаснаго, будетъ продолжать идти прямо къ безднѣ адской? — Часъ убо, часъ всѣмъ намъ отъ сна востати! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 13-17.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.