Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 4-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ВЕЛИКІЙ ПОСТЪ.

Слово въ недѣлю мясопустную.

Вчера мы творили молитвенную память о всѣхъ, отъ вѣка преставльшихся, отцахъ и братіяхъ нашихъ; а нынѣ сами преносимся мыслію въ будущее и поставляемъ себя вмѣстѣ съ ними предъ престоломъ грознаго Судіи, имѣющаго рѣшить вѣчную участь каждаго изъ насъ. Судя по сему, если въ какой день, то въ настоящій прилично намъ размышленіе о своей жизни, изслѣдованіе своей совѣсти, слезы и плачъ о грѣхахъ нашихъ. Ибо можно ли помыслить о страшномъ судѣ Божіемъ и не обратиться въ то же время къ своей совѣсти? Можно ли обратиться къ своей совѣсти и не замѣтить тотчасъ, что мы покрыты множествомъ грѣховъ, что мы всѣ не въ такомъ состояніи, чтобы съ свѣтлымъ лицемъ явиться предъ Того, Кто испытуетъ сердца и утробы? Посему-то одна мысль о страшномъ судѣ Божіемъ приводила въ трепетъ самыхъ праведниковъ; и, безъ сомнѣнія, если какой день, то настоящій проводили они отъ утра до вечера въ слезахъ и воздыханіи.

У насъ — напротивъ! Нѣтъ, кажется, ни одного дня въ году, который проводился бы съ такимъ невоздержаніемъ и плотоугодіемъ, какъ нынѣшній. Можно подумать, что мы составили заговоръ противъ святаго учрежденія Церкви, и хотимъ показать, что ни во что вмѣняемъ тотъ страшный судъ, изображеніемъ коего думаетъ она запять стопы наши на широкомъ пути міра и плоти!

Причиною сей несчастной противоположности и небреженія о днѣ, столь важномъ и священномъ, не другое что, какъ то обстоятельство, что нынѣшнимъ днемъ оканчивается /с. 10/ употребленіе обыкновенной нашей пищи. Можно ли было ожидать, чтобы причина столь не важная отняла всю силу у святаго учрежденія Церкви, привела въ забвеніе страшный судъ Божій, и произвела именно противное тому, что предполагала святая Церковь? — Но, дѣло точно такъ; ибо другой причины нѣтъ. Церковь съ своей стороны употребила все, могущее возбудить въ насъ чувство покаянія; самыя трогательныя и угрожающія пѣсни ея собраны именно въ службѣ на нынѣшній день; одно нынѣ чтенное Евангеліе и Апостолъ могли бы вразумить самаго закоренѣлаго плотоугодника. Но насъ, увы, ничто не трогаетъ и не возбуждаетъ отъ пагубнаго служенія плоти и міру. — Надъ нами во всей силѣ сбывается грозное слово Спасителя, изреченное о народѣ іудейскомъ: рыдахомъ вамъ и не плакасте (Лук. 7, 32)!

Гдѣ искать причины нашего, столь пагубнаго нечувствія? Не въ томъ ли между прочимъ, что многіе изъ насъ вовсе не знаютъ, что въ нынѣшній день совершается воспоминаніе страшнаго суда Божія? — Къ сожалѣнію, многіе дѣйствительно не знаютъ сего, но что значитъ самое это незнаніе? Увы, и оно не оправдываетъ, а еще болѣе обвиняетъ насъ. Ибо, кто виною этого незнанія? — Мы сами. — Сколько пѣсней церковныхъ въ настоящій день, изъ коихъ каждая изображаетъ судъ страшный? одно Евангеліе нынѣшнее не достаточно ли вразумить въ семъ всякаго, кто только не лишенъ слуха? — И что прикрывать лжею наше невѣдѣніе? — Что нынѣ день страшнаго суда, этого мы не знаемъ; а знаютъ же всѣ отъ велика до мала, что нынѣ послѣдній день мясоястія. Какъ же мы всѣ такъ твердо узнали одну половину учрежденія церковнаго и вовсе не знаемъ другой? Знаемъ твердо то, что служитъ въ угожденіе плоти, и не вѣдаемъ того, что на пользу духа и совѣсти! — Не явный ли это признакъ, что мы дорожимъ одною своею плотію и угожденіемъ чреву, а что необходимо ко спасенію души, о томъ нерадимъ безумно? Сія-то именно наклонность къ чувственному губитъ насъ и нынѣ, какъ и всегда; она-то дѣлаетъ для насъ безплодными всѣ благія учрежденія Церкви.

Ибо нынѣшній ли одинъ день такъ несчастно превращается нами? — Увы, это превращеніе есть только начало другаго, большаго. Я разумѣю наступающую недѣлю сыро/с. 11/пустную. Что можетъ быть жалчѣе участи сея недѣли? Она предназначена, по намѣренію Церкви, служить приготовленіемъ къ Великому посту и такъ сказать, введеніемъ въ него. Церковь показала при семъ случаѣ всю материнскую заботливость о насъ. Чтобы пріучить насъ постепенно къ подвигу постному, она лишила насъ на сію недѣлю половины снѣдей, дабы внезапнымъ и сильнымъ переворотомъ не потрясти слишкомъ самыхъ чувственныхъ привычекъ нашихъ. Что же вышло у насъ изъ сего снисхожденія Церкви? — Вышелъ новый поводъ и случай къ плотоугодію и невоздержанію. Въ цѣломъ году нѣтъ ни одной недѣли, которая была бы исполнена столько шума и молвы, столько объяденія и піянства, столько празднословія и кощунства, столько пороковъ и беззаконій, какъ наступающая. Если о какой седмицѣ, то, вѣроятно, о сей плачутъ ежегодно Ангели Божіи, радуются ангелы тьмы; если когда адъ и геенна пріобрѣтаютъ для себя наиболѣе жертвъ, то въ это несчастное время. Увы, если бы учредители сея недѣли могли предвидѣть то, что мы дѣлаемъ изъ ней!

Но, они невинны: они желали нашего спасенія и сдѣлали для сего все, что могли. Прочтите или выслушайте со вниманіемъ богослуженіе каждаго дня въ наступающей седмицѣ. Какъ внятно тамъ объяснена цѣль учрежденія недѣли сыропустной! — Сколько на каждый день святыхъ мыслей и чувствъ! Церковь, можно сказать, взявъ за руку ведетъ насъ съ распутій міра и приближаетъ къ поприщу св. поста; но все сіе остается втунѣ. Ибо мы въ продолженіе сей недѣли стараемся быть и бываемъ вездѣ, только не въ церкви. Послѣ сего благое учрежденіе церковное какъ бы вовсе не существуетъ для насъ.

Но если бы только не существовало! И это было бы безчестіемъ для имени христіанскаго и зломъ для насъ, но все еще не такъ великимъ. Нѣтъ, когда мы, отягченные невоздержаніемъ въ яствѣ и питіи, дремлемъ, то врагъ спасенія нашего не спитъ и не дремлетъ. Чего не успѣлъ онъ сдѣлать изъ этой священной седмицы? Точно, какъ предъ концемъ міра, зная, яко время мало имать (Апок. 12, 12), онъ окажетъ, по свидѣтельству тайновидца, всю лютость и все лукавство: такъ поступаетъ онъ и въ продолженіе наступающей седмицы. Угрожаемый постомъ и покаяніемъ, онъ /с. 12/ употребляетъ всѣ силы, разставляетъ всѣ сѣти, разбрасываетъ всѣ приманки, чтобы уловить какъ можно болѣе жертвъ. И многіе ли избѣгаютъ этихъ сѣтей? Самыя въ другое время степенныя лица почитаютъ какъ бы за какой долгъ дать въ это время волю своимъ чувственнымъ пожеланіямъ; самые старцы не почитаютъ за стыдъ являться подобными несмысленнымъ дѣтямъ. А юные? — Увы, если когда гибнетъ цвѣтъ этого прекраснаго возраста, то въ это несчастное время!

То есть, въ какое время? — То самое, которое, по намѣренію Церкви, должно служить приготовленіемъ къ посту, и слѣдовательно само уже есть нѣкотораго рода постомъ и днями сѣтованія, то время, которое слѣдуетъ непосредственно за воспоминаніемъ суда страшнаго, нынѣ совершаемымъ! — Сему-то выучиваемся мы въ нынѣшній день! Такой-то плодъ производитъ въ насъ явленіе грознаго Судіи! О безчувствія! о окамененія душъ и сердецъ!

Между тѣмъ сія пагубная привычка такъ укоренилась во всѣхъ насъ, такъ сроднилась съ нами отъ младенчества, вошла въ нравы, въ самую природу нашу, что говорить противъ нея значитъ почти явно терять слова и время. Ибо, вотъ мы теперь разсуждаемъ о семъ, скорбимъ и сѣтуемъ; вы сами не можете не признать справедливости нашихъ словъ и нашей скорби. Но найдется ли хотя одинъ изъ насъ, кто бы принялъ сіи слова къ сердцу и рѣшился поступить сообразно намѣренію Церкви, презрѣть обычай міра и провести наступающую седмицу не въ угожденіи чреву и въ увеселеніяхъ мірскихъ, а въ приготовленіи себя къ святому посту и покаянію? Ахъ, печальный опытъ едва не отнимаетъ у насъ всей надежды на сіе; и если мы говоримъ теперь, то не столько по чаянію плода отъ нашей бесѣды, сколько для исполненія своего долга. Ибо обязанность пастырей говорить и возвѣщать истину, даже и тогда, когда бы и никто не хотѣлъ слушать ее.

Если бы впрочемъ нашелся теперь хотя одинъ, который бы, внявъ нашему слову, или паче указанію святой Церкви, рѣшился провести наступающую недѣлю въ воздержаніи, молитвѣ и цѣломудріи, то мы возблагодаримъ и за сіе Господа; ибо и одна душа — пріобрѣтеніе великое; и за одну душу Спаситель излилъ кровь Свою, такъ же, какъ за всѣхъ. Мы увѣрены, что такой человѣкъ найдетъ болѣе душевнаго /с. 13/ услажденія въ своей чистотѣ и воздержаніи, нежели сколько прочіе находятъ въ шумныхъ забавахъ мірскихъ и въ плотоугодіи, которое рѣдко не доводитъ предающагося ему до омраченія чувствъ и недуговъ тѣлесныхъ.

Что же сдѣлаютъ всѣ прочіе? они сдѣлаютъ то же, что дѣлали прежде, въ прошедшихъ годахъ: окружатъ себя всякаго рода снѣдями; измыслятъ новые роды забавъ и утѣхъ; постараются, подобно древнимъ сластолюбцамъ, вездѣ оставить знаменія веселія (Притч. 2, 9) своего. Мнѣ кажется, что уже даютъ слышать себя безумные игры и смѣхи празднующихъ, уже видятся слѣды человѣковъ яко древіе ходящихъ (Марк. 8, 24), уже стонутъ распутія и стогны отъ безчинія и наглостей, уже вмѣстѣ съ людьми ликуютъ невидимо духи злобы, нечистоты и лукавства; что сама смерть уже готовится невольно поглощать жертвы, падающія сами собою во уста ея отъ своего невоздержанія.

Если васъ, братіе мои, сколько-нибудь трогаютъ подобныя мысли и выраженія; если вамъ, какъ христіанамъ, дорога честь святой Церкви и собственное спасеніе душъ вашихъ; если страшный судъ Божій, нынѣ представляемый предъ очи наши, не есть для васъ яко вещь чуждая и васъ не касающаяся, то дадимъ обѣтъ теперь же провести наступающую седмицу безъ тѣхъ безразсудствъ и невоздержаній, съ коими она обыкла соединяться у насъ, провести ее какъ уже начало и преддверіе св. поста, а не какъ верхъ угожденія плоти и страстямъ нашимъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ IV. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 9-13.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.