Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПАДЕНІЕ АДАМОВО.

Бесѣда въ Великій Понедѣльникъ.

И пристави Господь Богъ Херувима и пламенное оружіе, обращаемое, хранити путь древа жизни (Быт. 3, 24).

Какъ прилежно бережетъ насъ любовь Божія! Подлинно, не даромъ сказано: аще мать забудетъ отроча свое, Азъ не забуду тебе! — Мы видѣли, какъ въ настоящемъ состояніи нашемъ опасно было для насъ вкушеніе отъ плодовъ древа жизни. Но, сами по себѣ, не скоро уразумѣли бы мы эту опасность; сто разъ могли бы покуситься на вкушеніе отъ плодовъ его, кои для насъ столько же были неблагопріятны теперь по своимъ послѣдствіямъ, сколько прежде, въ состояніи невинности, были пагубны намъ плоды запрещеннаго древа. И вотъ, любовь Божія ставитъ стража на пути къ древу жизни, такого стража, который уже самымъ видомъ своимъ наводилъ трепетъ и уничтожалъ всякое покушеніе подойти къ сему древу. И пристави Господь Богъ Херувима, и пламенное оружіе, обращаемое, хранити путь древа жизни.

Пристави Херувима. Такъ грѣхъ измѣнилъ служеніе самыхъ Херувимовъ и Серафимовъ! Тѣмъ ли бы надлежало заниматься симъ существамъ премірнымъ? Ихъ дѣло было стоять у престола Божія, наслаждаться лицезрѣніемъ Пресвятыя Троицы, гласить непрестанно славу Вседержителя. Когда бы даже нисходили они въ дольній міръ нашъ, то нисходили бы всегда вѣстниками новой радости и новаго блаженства; обращались бы съ человѣками, яко съ братіями единаго небеснаго Отца, яко съ другами и наперсниками своими. Но пришелъ грѣхъ, поставилъ человѣка во враждебное отношеніе къ его Творцу и міру горнему; и духамъ чи/с. 524/стымъ, при всемъ ихъ сожалѣніи о насъ, не оставалось ничего болѣе, какъ стать противу того, кто содѣлался врагомъ Божіимъ, — начать разрушать темныя дѣла его, разить его гордость и неповиновеніе. И вотъ причина, почему Ангелы Божіи, сіи существа святыя и любвеобильныя, будутъ являться иногда на землѣ, какъ свидѣтельствуетъ священная исторія, облеченными мракомъ и бурею, — даже съ мечемъ, поражающимъ смертію тѣхъ, коимъ лучше было умереть, нежели продолжать жить во грѣхахъ. Такъ Ангелъ поразитъ смертію первенцевъ египетскихъ, да не будутъ наслѣдниками злобы своихъ отцевъ; такъ Ангелъ же поразитъ въ единую нощь цѣлые легіоны воиновъ ассирійскихъ, да падутъ лучше отъ меча ангельскаго, нежели исполнятъ злую волю своего безумнаго владыки. Но возвратимся къ Эдему.

И пристави Господь Богъ Херувима и пламенное оружіе, обращаемое, хранити путь древа жизни.

Особенно ли приставленъ Херувимъ и особенно ли пламенное оружіе, обращаемое? Можно представлять Херувима и оружіе раздѣльно, но лучше — вмѣстѣ. Ибо какъ бы обращалось оружіе само, безъ руки его обращавшей? И кому было ближе обращать его, какъ не Херувиму, стоявшему на стражѣ? Воину необходимо нужно оружіе, а оружію воинъ; но, по свойству священнаго языка, нерѣдко представляется раздѣльно то, чтó на самомъ дѣлѣ соединено вмѣстѣ.

Если спросишь далѣе: что это за пламенное оружіе, обращаемое? — то мы скажемъ въ отвѣтъ, что у Херувима и оружіе не наше, а херувимское. Слово Божіе самыхъ Ангеловъ описываетъ иногда какъ существа, похожія на чистѣйшій и невещественный огонь. Творяй, сказано, слуги Твоя огнь палящъ. Сообразно сему и у Херувима оружіе было теперь похоже на пламень, то есть, казалось такимъ для Адама и Евы. Обращаемымъ же называется оно, конечно, потому, что не оставалось недвижимымъ въ рукахъ стража небеснаго, тѣмъ паче не лежало праздно, какъ это бываетъ съ человѣческимъ оружіемъ, а всегда было въ дѣйствіи, вмѣстѣ съ Херувимомъ являясь, смотря по нуждѣ, то на той, то на другой сторонѣ Эдема, и наводя собою страхъ на тѣхъ, коимъ приходила мысль — проникнуть въ Эдемъ.

/с. 525/ И Херувимъ и оружіе поставлены были впрочемъ токмо хранить путь древа жизни, а не возбранять благоговѣйное приближеніе къ Эдему, близость коего къ первымъ людямъ входила, вѣроятно, какъ мы видѣли, въ планъ самой премудрости Божіей. Посему нѣтъ ничего противнаго въ той мысли, что пребываніе Херувима у вратъ рая было не безъ благотворныхъ послѣдствій для прародителей нашихъ и въ другомъ отношеніи. Лишившись непосредственнаго общенія съ Самимъ Богомъ, они могли получать отъ стража райскаго наставленія касательно того, чтó для нихъ необходимо было въ жизни; могли заимствовать утѣшеніе среди горестей и печалей; могли особенно быть введены имъ въ тайну обѣтованія о Сѣмени жены и сокрушеніи главы зміиной. Любопытствующій знать о семъ болѣе, да обратится между прочимъ къ церковной лѣтописи св. Димитрія Ростовскаго.

Долго ли Херувимъ съ пламеннымъ оружіемъ стоялъ на своей стражѣ? Стоялъ, безъ сомнѣнія, пока было нужно, а нужно было дотолѣ, пока рай не потерялъ древа жизни, или пока человѣкъ не оставилъ совершенно желанія вкусить отъ плодовъ его. Скоро ли могло быть то и другое? Мнѣ кажется, скорѣе первое, нежели послѣднее. Ибо, хотя бы Адамъ и Ева скоро возрасли, до разумѣнія, что не въ древѣ жизни, еже посредѣ рая, должно искать имъ теперь врачевства отъ бѣдствій, ихъ угнетающихъ, а въ обѣтованномъ Сѣмени жены и собственномъ покаяніи; но отъ сыновъ и дщерей Адамовыхъ не вдругъ можно было ожидать подобнаго разумѣнія. Такому человѣку, напр., какъ Каину, трудно было не покуситься на плоды отъ древа жизни; а путь Каиновъ (Іуд. 1, 11) никогда и послѣ не оставался празднымъ. Посему должно думать, что стража Эдема кончилась вмѣстѣ съ Эдемомъ, или, по крайней мѣрѣ, съ древомъ жизни. Скоро ли это послѣдовало? Гораздо скорѣе можетъ быть, нежели какъ представляется съ перваго взгляда. Лѣпота Эдема была слѣдствіемъ не силъ природы естественныхъ, а особеннаго и непосредственнаго устроенія Божія. И насади, сказано, рай на востоцѣ: то есть, употребилъ на то особенное дѣйствіе Своей силы творческой. Какою силою насажденъ Эдемъ, тою же, безъ сомнѣнія, и держался въ благолѣпіи своемъ, доколѣ былъ нуженъ для человѣка; а когда пересталъ быть нуженъ, то особенное благословеніе, коимъ /с. 526/ онъ держался, было отнято. Безъ сего, подпавъ общимъ законамъ земной природы, рай еще скорѣе долженъ былъ потерять совершенство и истребиться, нежели какой-либо другой садъ, возрасшій по законамъ нынѣшней природы. Какъ бы впрочемъ ни было, только священный бытописатель, излагая послѣдующую исторію рода человѣческаго, ни разу не упоминаетъ уже потомъ ни объ Эдемѣ, ни о древѣ жизни ни о Херувимѣ съ пламеннымъ оружіемъ. Потопомъ, безъ сомнѣнія, изгладились и послѣдніе слѣды первобытнаго блаженнаго жилища человѣческаго. Какъ велико и разрушительно было дѣйствіе потопа именно надъ тѣмъ мѣстомъ, въ коемъ находился рай, можемъ заключать изъ того, что, вмѣсто четырехъ рѣкъ, указанныхъ Моисеемъ и бравшихъ начало свое изъ одного и того же начала въ Эдемѣ, остались теперь только двѣ: Тигръ и Евфратъ, но и ихъ истоки уже значительно удалены другъ отъ друга. Посему искать слѣдовъ рая на землѣ, какъ дѣлали и, можетъ быть, дѣлаютъ еще нѣкоторые, предпринимая для сего долгія и трудныя путешествія, есть дѣло, хотя добраго чувства, но разумѣнія не великаго.

Не на этой землѣ нашъ рай теперь, а на той, будущей, совершенной, которая явится, вмѣстѣ съ новымъ небомъ, когда нынѣшняя земля и нынѣшнее небо сгорятъ и претворятся совершенно. Тогда явится паки и древо жизни, и явится уже безъ Херувима съ пламеннымъ оружіемъ. Посредѣ стогна его, то есть, града Божія, такъ пишетъ Тайновидецъ Іоаннъ, и по оба полы рѣки древо животное, еже творитъ плодовъ дванадесяте, на кійждо мѣсяцъ воздая плодъ свой, и листвіе древа въ исцѣленіе языковъ (Апок. 22, 2).

Но отъ сего древа жизни вкусимъ, если удостоимся обитать въ Эдемѣ небесномъ. Теперь, въ странѣ пришествія, для насъ древо жизни — на Голгоѳѣ. Это — крестъ Христовъ приносящій намъ плоды не по числу мѣсяцевъ, а каждый день, каждую минуту, такъ что мы можемъ вкушать ихъ, когда захотимъ. Я разумѣю Тѣло и Кровь Христову, отъ нихъ же ядый живъ будетъ (Іоан. 6, 58) и не умретъ во вѣки (Іоан. 11, 26), то есть, тою смертію вѣчною, коея смерть тѣлесная есть одно слабое изображеніе, и которая одна только и есть истинная смерть для насъ.

/с. 527/ И смотрите, что теперь дѣлаютъ Херувимы и Серафимы! Не стоятъ уже на стражѣ съ пламеннымъ оружіемъ у вратъ Эдема, какъ прежде, а съ нами же, во время совершенія таинъ Божественныхъ, невидимо служатъ Царю славы, какъ воспѣваетъ Церковь. Такъ все паки умиротворено Крестомъ Спасителя нашего! Такъ тѣсно возсоединено то, что, казалось, на вѣки раздѣлено было грѣхомъ и діаволомъ! Остается убо всѣмъ намъ точію пользоваться помощію свыше, — идти, куда ведутъ насъ Ангелы-хранители; и мы всѣ паки пріидемъ къ древу жизни. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 523-527.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.