Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПАДЕНІЕ АДАМОВО.

Бесѣда въ пятокъ 6-ой недѣли Великаго поста.

И рече Богъ: се Адамъ бысть яко единъ отъ Насъ, еже разумѣти доброе и лукавое; и нынѣ да не когда простретъ руку свою и возьметъ отъ древа жизни и живъ будетъ во вѣки. И изгна его Господь Богъ изъ рая сладости, дѣлати землю, отъ неяже взятъ бысть. И изрину Адама, и всели его прямо рая сладости (Быт. 3, 22-23).

Послѣ божественнаго приговора надъ прародителями нашими, подлежало еще рѣшенію — гдѣ жить имъ? Оставаться ли по-прежнему въ Эдемѣ, или быть переселенными въ другое мѣсто? Премудрость Божія предсудила послѣднее. Въ самомъ дѣлѣ, человѣку, по паденіи его, уже не въ пользу было безсмертіе, а надлежало возвратиться въ землю, отъ нея же взятъ бысть: это, какъ мы видѣли, составляло и наказаніе за грѣхъ, и вмѣстѣ врачевство отъ ожесточенія во грѣхѣ, такое врачевство, котораго не могло замѣнить для насъ ничто. Но въ Эдемѣ, и по паденіи человѣка, оставалось древо жизни: вкушеніе отъ плодовъ его могло и грѣшника предохранить отъ смерти тѣлесной. Между тѣмъ, кто самовольно дерзнулъ на вкушеніе отъ плодовъ древа запрещеннаго, отъ того трудно было ожидать, чтобы онъ не покусился на вкушеніе отъ плодовъ древа животнаго. Послѣ сего оставалось одно изъ двухъ: или уничтожить древо жизни, или переселить человѣка изъ рая. Послѣдне было естественнѣе уже потому, что Эдемъ весь былъ приспособленъ къ обитанію въ немъ человѣка невиннаго, и слѣдовательно сдѣлался неспособенъ для жительства въ немъ человѣка грѣшника, который отселѣ долженъ былъ жить не плодами съ древъ райскихъ, а доставать себѣ пропитаніе въ потѣ лица, изъ земли, трудами рукъ своихъ, и по тому самому обитать уже внѣ рая.

Всѣ сіи мысли находятся, братіе мои, въ словахъ Моисея, вами слышанныхъ; только онѣ изображены у него не просто, а въ видѣ нѣкоего чрезвычайнаго совѣта, который держитъ Творецъ съ Самимъ Собою. И рече Богъ: се Адамъ бысть, яко единъ отъ Насъ! — Дважды токмо встрѣчается такое самособесѣдованіе Божіе въ повѣствованіи о прародителяхъ нашихъ: въ первый разъ предъ ихъ произведеніемъ на свѣтъ, гдѣ Господь говоритъ: сотворимъ человѣка по об/с. 520/разу Нашему; въ другой разъ здѣсь, предъ изгнаніемъ ихъ изъ рая. Такъ занимались не только судьбою, самимъ мѣстопребываніемъ нашимъ, дабы мы знали, что если съ нами сдѣлано что-либо, то сдѣлано не по мщенію какому-либо и въ гнѣвѣ, а, такъ сказать, съ полнымъ разсужденіемъ, и не по другой какой причинѣ, а для нашего же блага.

И рече Богъ: се Адамъ бысть, яко единъ отъ Насъ, еже разумѣти доброе и лукавое. Явно, что рѣчь Божія обращена здѣсь къ какому-то лицу, или точнѣе, лицамъ. Какимъ? Не къ Ангеламъ ли? Но Господь говоритъ: яко единъ отъ Насъ, чтó несказанно выше всякаго Ангела. Притомъ слова сіи изъ устъ Божіихъ имѣютъ видимое отношеніе къ тому обѣщанію, коимъ искуситель обольстилъ праматерь нашу, говоря: будете яко бози. Простирая руку къ плоду запрещенному, Ева думала сдѣлаться чрезъ то подобною не Ангеламъ, а Самому Богу. Послѣ сего не остается уже никакого сомнѣнія, что вышесказанныя слова обращены не къ Ангеламъ, а къ Лицамъ Божественнымъ и единосущнымъ; то есть, Богъ Отецъ говоритъ сіе къ Богу Сыну и Богу Духу Святому. Что же говорится о насъ въ семъ великомъ совѣтѣ? — Говорится нѣчто, какъ бы въ укоризну намъ; но поелику эта укоризна исходитъ изъ устъ любви Божіей, то и составляетъ не столько явную укоризну, сколько тайное сожалѣніе о насъ. Се Адамъ бысть, яко единъ отъ Насъ, еже разумѣти доброе и лукавое. Адамъ, какъ бы такъ говорилъ Господь, сдѣлалъ съ своей стороны все для достиженія того, чтó присовѣтовалъ змій; онъ знаетъ теперь доброе и лукавое, уподобился Богу! То есть — другими словами, Адамъ такъ уклонился теперь отъ своего предназначенія, такъ разстроился во всемъ существѣ своемъ, сдѣлался такъ несчастенъ, что о немъ надобно подумать снова столько же, сколько думано прежде, когда онъ получалъ бытіе изъ рукъ Нашихъ. Что же съ нимъ теперь дѣлать? Если предоставить ему самому опредѣлить дальнѣйшую свою судьбу до смерти, то онъ, неразумный, предпочтетъ, по легкомыслію, остаться жить въ Эдемѣ, воображая, что тутъ ему лучше; а оставшись въ раю, онъ, безъ сомнѣнія, не удержится отъ вкушенія плодовъ съ древа жизни, чтó было бы теперь крайне вредно для него, ибо это самое воспрепятствуетъ Нашему благодѣтельному рас/с. 521/поряженію о немъ — возвратиться ему, на время, въ землю, отъ нея же взятъ. Посему — и нынѣ, да не когда простретъ руку свою и возьметъ отъ древа жизни, и живъ будетъ во вѣки, — надобно назначить ему другое мѣсто жительства, гдѣ не было бы древа жизни, для него теперь вреднаго, и гдѣ скорѣе срѣтили бы его трудъ и печаль, для него теперь необходимые: и изгна Господь Богъ Адама изъ рая сладости, дѣлати землю, отъ неяже взятъ бысть, и изрину Адама.

Послѣднее выраженіе: и изрину — подаетъ мысль, что удаленіе прародителей изъ рая соединено было съ нѣкоторымъ принужденіемъ, а посему заставляетъ предполагать съ ихъ стороны усиліе — остаться тамъ, гдѣ были. И можно ли было скоро и съ охотою оставить рай, чтобы пойти вонъ — на землю, уже проклятую, въ ожиданіи отъ пота и трудовъ надъ нею — тернія и волчцевъ? Но, безъ сомнѣнія, это усиліе — не разставаться съ мѣстомъ своего первобытнаго жительства состояло ни въ чемъ другомъ, какъ въ моленіи и слезахъ, какъ это бываетъ съ дѣтьми, когда ихъ хотятъ удалить навсегда отъ какого-либо любимаго мѣста. Въ такомъ случаѣ потребно бываетъ нѣкоторое усиліе руки отца или матери. То же послѣдовало и теперь: невидимая сила заставила прародителей идти, куда повелѣно: и изрину Адама.

И всели его прямо рая сладости. Судя по той цѣли, для коей прародители удалены изъ рая, можно было ожидать, что для новаго жительства ихъ избрано будетъ мѣсто, совершенно удаленное отъ Эдема, дабы не было предъ глазами искушенія — пожелать паки возвратиться въ него. Но премудрость Божія поступаетъ противнымъ образомъ — вселяетъ Адама не вдали, а прямо рая, дабы онъ всегда имѣлъ его предъ глазами своими. Для чего это? Для того конечно, чтобы видъ потеряннаго Эдема непрестанно напоминалъ человѣку о томъ, чего онъ лишился, и располагалъ его къ покаянію. Это полезно было даже не для одного Адама и Евы, а и для потомковъ ихъ, кои, безъ сомнѣнія, не вдругъ разлучились съ своими прародителями, а долго жили съ ними вмѣстѣ — прямо рая. Такимъ образомъ въ ихъ памяти и умѣ отъ самаго взгляда на Эдемъ утверждалось сказаніе Адама и Евы о первобытномъ блаженномъ состояніи человѣчества, /с. 522/ о преступленіи заповѣди, о зміѣ искусителѣ, о судѣ Божіемъ и наказаніи за грѣхъ. Все это должно было располагать потомковъ Адамовыхъ къ чувствамъ покаянія и вѣры въ обѣтованіе Божіе о побѣдѣ надъ зміемъ. И сему-то, конечно, должно приписать, что преданія о первобытномъ невинномъ состояніи человѣка и его паденіи до того распространились и утвердились во всемъ родѣ человѣческомъ, что, не смотря на столько вѣковъ, на истребленіе перваго міра потопомъ, на разсѣяніе по столпотвореніи Вавилонскомъ людей по всему лицу земли, доселѣ, хотя неясно, слышатся въ священныхъ вѣрованіяхъ всѣхъ народовъ.

Будемъ, братіе мои, и мы чаще ставить себя въ мысляхъ прямо рая; будемъ вспоминать то, чтó случилось съ нами въ Эдемѣ: какъ мы преступили заповѣдь, какъ лишились образа Божія, какъ облеклись сначала листвіемъ смоковничнымъ, а потомъ ризами кожаными, какъ осуждены въ потѣ лица снискивать хлѣбъ свой и возвратиться въ землю, отъ нея же взяты. Это будетъ стократъ полезнѣе для насъ, нежели перебирать и вращать въ памяти пышныя прозванія и титулы своихъ предковъ, отличія и права, ими для насъ пріобрѣтенныя. Ахъ, что значитъ все нынѣшнее, такъ называемое, благородство человѣческое предъ тѣмъ, чтó мы всѣ были и чѣмъ обладали нѣкогда! Если бы мы устояли въ невинности эдемской, то всѣ наслаждались бы нынѣ такимъ совершенствомъ, какое въ настоящемъ бѣдственномъ состояніи нашемъ трудно и представить. Ибо не напрасно злобный врагъ нашъ позавидовалъ намъ: великимъ обладали мы, и еще къ стократъ большему были предназначены! Теперь все это ниспровергнуто, попрано, разсѣяно, изглаждено. Но и теперь есть средство все исправить, все паки пріобрѣсть, взойти на прежнюю высоту богоподобія и блаженства. Вторый Адамъ, божественный Искупитель нашъ для того и пришелъ съ небесъ на землю, для того и воспринялъ на Себя плоть нашу, для того умеръ и воскресъ, дабы возставить все падшее въ Адамѣ первомъ, возвратить намъ права наши, даровать всѣ силы для побѣды надъ грѣхомъ и діаволомъ. Отъ насъ зависитъ воспользоваться симъ божественнымъ благодѣяніемъ, усвоить себѣ наше искупленіе — употребленіемъ въ дѣло тѣхъ спасительныхъ средствъ, кои намъ доставлены. А для того, чтобы умѣть оцѣнить ихъ какъ должно, /с. 523/ чтобы научиться дорожить ими для своего спасенія и немедленно начать употреблять во благо свое, нужно чаще всѣмъ намъ вспоминать наше первобытное состояніе и потерянное блаженство. Будемъ же, говорю, ставить себя въ мысляхъ прямо рая и, взирая мысленно на Эдемъ, сравнивать нынѣшнее наше бѣдственное состояніе съ первобытнымъ, сравнивая, обращаться къ Искупителю нашему за средствами возвратить потерянное и блюстись отъ новыхъ грѣхопаденій. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 519-523.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.