Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

ПАДЕНІЕ АДАМОВО.

Слово въ субботу 5-ой недѣли Великаго Поста или Похвальную.

Солгася древній Адамъ, и Богъ вожделѣвъ быти, не бысть: человѣкъ бываетъ Богъ, да Бога Адама содѣлаетъ.

Высокое богословіе заключается въ словахъ сихъ, братіе мои, богословіе и созерцательное и дѣятельное, успокоительное и всерадостное для тѣхъ, кои соображаютъ съ нимъ вѣру, дѣла и жизнь свою, — грозное и всеобличительное для тѣхъ, кои небрегутъ о немъ. Послѣдуя гласу Церкви, мы тѣмъ охотнѣе предаемся нынѣ всей глубинѣ сего богословія, что видимъ въ этомъ средство, не прерывая нисколько собесѣдованій о предметѣ, насъ съ вами занимаю/с. 508/щемъ, воздать подобающую честь настоящему празднеству въ честь преблагословенныя Дѣвы Маріи. Ибо, вникая въ смыслъ сего высокаго пѣснопѣнія церковнаго, мы паки срѣтимся съ прародителями нашими въ Эдемѣ; а между тѣмъ восхвалимъ великую Заступницу нашу, которая послужила взбранною Воеводою не грекамъ токмо на пораженіе скиѳовъ и сарацынъ, а всему роду человѣческому, на низложеніе онаго древняго прегордаго Кагана, который, обольстивъ и поработивъ себѣ прародителей нашихъ въ Эдемѣ, мечталъ вѣчно удержать въ плѣну у себя весь родъ человѣческій.

Солгася, то есть, обманулся въ своемъ ожиданіи и намѣреніи, древній Адамъ, и Богъ вожделѣвъ быти, не бысть.

Мы видѣли, откуда и какъ возникло въ Евѣ и Адамѣ безумное вожделѣніе, быть яко бози. Причиною и поводомъ къ сему былъ змій искуситель, или паче, духъ злобы, дѣйствовавшій въ зміѣ и клеветою на Бога и суетными обѣщаніями успѣвшій возбудить въ прародительницѣ нашей несбыточную надежду на мгновенное обоженіе своей природы. Видѣли далѣе, какъ Ева и Адамъ привели въ дѣйствіе свое преступное намѣреніе, и по совѣту змія, вкусили отъ плода запрещеннаго. Во всемъ этомъ былъ жестокій обманъ со стороны змія, ибо это несчастное вкушеніе, яко противное заповѣди Божіей, было для человѣка средствомъ не къ тому, чтобы сдѣлаться Богомъ, а прямо къ противному, то есть, чтобы потерять и ту часть богоподобія, которою Адамъ обладалъ уже, яко созданный по образу Божію. Горькій опытъ не замедлилъ, какъ мы видѣли, показать все это на дѣлѣ. Прародители тотчасъ почувствовали свою, невѣдомую ими дотолѣ, наготу, стыдъ и страхъ; сдѣлались неспособными не только быть яко Богъ, но и сносить присутствіе Божіе, почему и сокрылися отъ лица Божія, въ среду древъ райскихъ. Когда же воззванные потомъ предъ судъ Божій, обличены во грѣхѣ, то подверглись осужденію: жена на болѣзни чадородія и сугубую покорность своему мужу, мужъ на потъ и труды надъ воздѣлываніемъ земли, оба — на возвращеніе въ землю, отъ нея же взяты. Не могло быть ошибки ужаснѣе, разобольщенія болѣе полнаго: солгася древній Адамъ!

Если бы дѣло осталось въ такомъ видѣ, то какое бы торжество для врага нашего, не только надъ нами, но и /с. 509/ надъ Самимъ Творцомъ нашимъ! Онъ достигъ, повидимому, всего, ибо, вотъ планъ и намѣренія Всемогущаго въ созданіи человѣка разстроены и превращены; земный образъ и намѣстникъ Его униженъ, поруганъ, ограбленъ и пораженъ смертію; земля и родъ человѣческій отселѣ — царство грѣха и страстей, слѣд., подвластное духу злобы. Побѣда полная! И какъ все это достигнуто скоро, легко, вѣрно, безвозвратно.

Мы говоримъ: и безвозвратно. Ибо средства къ возстановленію падшаго человѣка не представлялось никакого. Человѣкъ самъ — что бы онъ сдѣлалъ для сего? Тотъ, кто не устоялъ на высотѣ богоподобія, обладая всѣми силами, какъ бы могъ взойти обратно на сію святую высоту, разбившись отъ паденія и потерявъ силы? — Ангелы и духи чистые? Они могли сообщить нѣсколько свѣта и теплоты помраченному и охладѣвшему къ добру человѣку, могли оказать ему нѣкую помощь въ извѣстныхъ случаяхъ; но поднять его изъ глубины грѣха, смерти и тлѣнія — это было превыше и ихъ силъ. Для Самого Божества казалось невозможнымъ оказать помощь падшему человѣку и спасти его отъ погибели грѣховной. Ибо главное свойство грѣха въ томъ и состоитъ, что онъ удаляетъ человѣка отъ Бога и Бога отъ человѣка. Для поданія помощи нужна близость къ тому, кому помогаютъ, и нѣкое соединеніе съ нимъ, а святость существа Божія требовала не приближенія, а удаленія отъ нея человѣка, яко грѣшника: ибо кое общеніе свѣту ко тьмѣ (2 Кор. 6, 14) чистотѣ и святости къ беззаконію?

Все сіе, безъ сомнѣнія, ясно видѣлъ всезлобный врагъ нашъ; видѣлъ — и радовался и торжествовалъ надъ нами. Но непродолжительно было торжество всегубителя! Въ неизслѣдимыхъ глубинахъ премудрости Божіей отъ вѣкъ уже обрѣталось средство не только возстановить человѣка падшаго, не только посрамить діавола разрушеніемъ всѣхъ дѣлъ его, но сдѣлать гораздо болѣе: именно обратить въ истину то самое, что искуситель, яко совершенно несбыточное, обѣщалъ Адаму, — дабы солгался уже не Адамъ, а врагъ нашъ. Онъ обѣщалъ, какъ мы видѣли, отъ вкушенія плодовъ запрещенныхъ совершенство божеское, воображая, безъ сомнѣнія, въ умѣ своемъ, что это рѣшительно невозможно. И /с. 510/ вотъ, премудрость и любовь Божія положили эту невозможность обратить въ дѣйствительность, то есть, возвысить естество человѣческое не до обладанія только, какъ прежде было, образомъ Божіимъ, чрезъ отраженіе въ себѣ нѣкоторыхъ совершенствъ божественныхъ, а до нѣкоего дѣйствительнаго участія въ самомъ естествѣ божественномъ, да будемъ, какъ говоритъ святый Апостолъ Петръ, божественнаго причастницы естества (2 Петр. 1, 4). Для достиженія такой чрезвычайной цѣли необходимо было и средство чрезвычайное. И дѣйствительно, для сего употреблено такое средство, которое не могло придти на мысль самому многоочистому Серафиму: человѣкъ Богъ бываетъ, да Бога Адама содѣлаетъ.

Извѣстно, братіе мои, какъ совершилась сія тайна, какъ произошло это чудо. Не смотря на омраченіе естества нашего грѣхомъ, на униженіе его страстями, на нашу нечистоту, безобразіе, бренность и тлѣніе, единородный Сынъ Божій, со всею полнотою божественныхъ силъ, нисшелъ до насъ падшихъ, принялъ на Себя естество наше на всю вѣчность, содѣлался подобнымъ намъ человѣкомъ, усвоилъ Себѣ всѣ наши немощи, кромѣ грѣха, и, въ удовлетвореніе правдѣ Божіей, умеръ за насъ на крестѣ. Примиривъ такимъ образомъ человѣка съ Богомъ, Онъ возвратилъ намъ всѣ потерянныя права, излилъ на родъ человѣческій всю полноту божественныхъ силъ, открылъ каждому изъ насъ входъ на небо и доставилъ возможность не приближаться токмо къ Богу, но и соединяться съ Нимъ во единъ духъ. Такимъ-то образомъ Богъ человѣкъ бываетъ, да Бога Адама содѣлаетъ!

Вмѣстѣ съ симъ чрезвычайнымъ дѣйствіемъ, по необходимости долженствовало измѣниться въ судьбѣ нашей все и навсегда. Съ вочеловѣченіемъ Сына Божія, человѣчество — въ лицѣ Его — явилось обоженнымъ и исполненнымъ всею силою Божества; а по совершеніи дѣла искупленія, оно превознесено не только превыше первобытнаго нашего совершенства въ Эдемѣ, а превыше всякаго величія Ангеловъ и Архангеловъ, такъ что теперь Богъ и человѣкъ во Христѣ — едино лице, божественное и препрославленное. Вотъ къ чему, самъ не зная, вопреки своей злобы, привелъ человѣка искуситель! Онъ не потерпѣлъ видѣть при/с. 511/роды нашей въ раю, а теперь, какъ ни подниметъ очи на небо (если поднимаетъ когда-либо), всегда видитъ естество человѣческое, въ лицѣ Искупителя нашего, сѣдящимъ одесную престола величествія на высокихъ (Евр. 1, 3).

Но не этотъ одинъ ударъ долженъ перенести врагъ нашъ, хотя и его вполнѣ достаточно для сокрушенія всей главы зміиной. Нѣтъ, Сынъ Божій содѣлался сыномъ человѣческимъ не для того токмо, чтобы въ единомъ лицѣ Своемъ обожить воспринятое Имъ человѣчество, но чтобы чрезъ Себя и отъ Себя распространить — до извѣстной степени — это обоженіе на всѣхъ потомковъ Адама, кои суть теперь единокровные, такъ сказать, братія Его. Вслѣдствіе Его воплощенія и обоженія Имъ въ лицѣ Своемъ природы нашей, должно выйти столько же обоженныхъ людей, сколько есть людей, совершенно облагодатствованныхъ, такъ чтобы врагъ нашъ на кого потомъ ни воззрѣлъ изъ нихъ, въ каждомъ увидѣлъ бы величіе и славу Божества. Богъ человѣкъ бываетъ, да Бога Адама содѣлаетъ!

Не вдругъ началось, не вдругъ можетъ и кончиться чудо столь великое, ибо не вдругъ каждый изъ падшихъ сыновъ Адама можетъ быть возведенъ на сію высоту пребожественную. Потребно множество разныхъ средствъ, а съ тѣмъ вмѣстѣ и времени, чтобы природа человѣческая въ каждомъ изъ вѣрующихъ исцѣлилась, очистилась, просвѣтлѣла, возвысилась и сдѣлалась способною къ тому, чтобы быть едино съ Богомъ. Но премудрость Искупителя нашего сдѣлала все, чтобы облегчить, сколько возможно, упрочить и обезопасить для каждаго этотъ восходъ на высоту уже не богоподобія токмо, а дѣйствительнаго обоженія естества человѣческаго. И сколько уже потомковъ Адама, кои могутъ сказать о себѣ, по примѣру святаго Павла: живу не къ тому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ! Сколько еще до конца міра явится душъ, кои возмогутъ сказать о себѣ то же самое! Степень совершенства, достигаемаго истинно-вѣрующими, еще на землѣ, такъ велика, что Самъ Господь благоволитъ ихъ именовать не людьми, а богами. Такъ о Моисеѣ прямо говорится: и се Азъ дахъ тя Бога фараону (Исх. 7, 2). Посему сіи обоженные человѣки и производятъ уже дѣла не человѣческія, а, можно сказать, истинно-божескія: тотъ единымъ словомъ останавливаетъ солнце; сей раздѣляетъ жез/с. 512/ломъ море; другой воскрешаетъ мертвыхъ. Но въ продолженіе сей жизни слава обоженія вѣрныхъ рабовъ Господнихъ, какъ нѣкогда слава Божія въ скиніи свидѣнія, все еще сокрывается подъ завѣсою кожаною, то есть, подъ грубою нашею плотію. Откроется же вся полнота сея славы и предъ всѣмъ міромъ въ послѣдній день, когда паки предстанетъ, или паче приведется на судъ съ нами врагъ нашъ. Тогда-то, по величественному выраженію Псалмопѣвца, Богъ станетъ въ сонмѣ боговъ; посредѣ же боги разсудитъ (Псал. 81, 1)! То есть, Божественный Искупитель нашъ, вступивъ въ полное соединеніе съ богами (1 Кор. 6, 2) [1], то есть человѣками, Имъ искупленными и обоженными, вмѣстѣ съ ними произнесетъ судъ надъ діаволомъ и его клевретами. Не вѣсте ли, пишетъ святый Павелъ, яко святіи міру судити имутъ?

Къ такой неизреченной высотѣ предназначены всѣ мы, братіе мои, вслѣдствіе воплощенія для насъ Сына Божія! Если высота сія изумительна и даже неимовѣрна, по сравненію съ нашею бѣдностію и ничтожествомъ грѣховнымъ; то, съ другой стороны, она естественна и, можно сказать, необходима, по сравненію съ достоинствомъ и дѣяніями Божественнаго Искупителя нашего. Ибо какова причина, таково и дѣйствіе. Поелику же воплощеніе для насъ и смерть за насъ Сына Божія суть событія преестественныя и неизмѣримыя, то таковы же должны быть и слѣдствія сихъ событій. Коль скоро Богъ во плоти, то самая плоть — въ чистомъ видѣ ея — уже въ Богѣ: человѣкъ Богъ бываетъ, да Бога Адама содѣлаетъ!

Но кого, послѣ Божественнаго Искупителя нашего, должны мы болѣе всѣхъ благодарить за такую честь и достоинство, какъ не Пресвятую Матерь Его, преблагословенную Дѣву Марію? Она единая изъ всѣхъ дщерей Евы, столько обрѣла благодати у Господа, что возмогла вмѣстить въ пречистой утробѣ своей Того, Коего не вмѣщаютъ небеса небесъ; Она воспитала отъ непорочныхъ сосцевъ своихъ Того, Кто имѣлъ сокрушить главу змія и покорить его подъ ноги наши; Она вполнѣ вознаградила то, что погублено было въ Эдемѣ Евою.

/с. 513/ Достойно убо и праведно поется и славится имя Ея отъ конецъ до конецъ вселенныя. Достойно и праведно провозглашается Она высшею Херувимъ и славнѣйшею безъ сравненія Серафимъ. Ибо надъ кѣмъ скорѣе и во всей силѣ должна была выполниться высокая цѣль искупленія, какъ не надъ Нею? Кому подобало болѣе причаститься Божественнаго естества, какъ не Той, отъ Коей взято человѣческое естество? Послѣ Сына Божія, Пресвятая Матерь Его есть первый и высшій образецъ возсозданнаго и обоженнаго искупленіемъ Его человѣчества. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Григорій Богословъ въ словѣ на Богоявленіе.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 507-513.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.