Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 30.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА ПО СЛУЧАЮ ОБЩЕСТВЕННЫХЪ БѢДСТВІЙ.

Слово предъ благодарственнымъ молебствіемъ, по случаю взятія въ плѣнъ и сожженія ставшаго на мель англійскаго парохода-фрегата «Тигръ»,
произнесенное 2 мая 1854 года въ одесскомъ каѳедральномъ соборѣ.

Христосъ воскресе!

Не видимо ли Самъ Господь побораетъ по насъ?.. Кто могъ ожидать такъ скоро и такого тяжкаго удара врагу нашему? Мы даже не знали, гдѣ онъ; а онъ, несчастный, лежалъ уже связанный у береговъ и, можно сказать, у ногъ нашихъ. Чѣмъ связанный? Не узами желѣзными, а самымъ тонкимъ и безсильнымъ веществомъ — туманомъ и мракомъ. Когда онъ, плавая у береговъ нашихъ, готовилъ можетъ быть, на насъ новую огненную бурю, море наше вдругъ покрылось такою тьмою, что среди дня на немъ нельзя было видѣть ничего въ нѣсколькихъ шагахъ; а если что по временамъ и открывалось въ туманѣ, то казалось не тѣмъ, что есть, и не на томъ мѣстѣ. Такимъ образомъ у врага нашего, при всей опытности его въ мореходствѣ и родной привычкѣ къ туманамъ, совершенно не достало способности видѣть: онъ потерялъ путь, попалъ на мель, не могъ даже дать знать объ опасности клевретамъ своимъ, лишился посему всякой надежды на освобожденіе, и потому, чтобы спастись отъ молній и ударовъ нашихъ, просилъ у насъ, какъ милости, плѣна себѣ.

Ужъ изъ сего самаго вы можете видѣть, кто связалъ и предалъ намъ врага нашего. Мы не властны надъ моремъ; мы не могли располагать этимъ ужаснымъ для врага нашего мракомъ: его могъ послать единъ Тотъ, Который, по выраженію Іова, повиваетъ море мглою, какъ пеленами (Іов. 38, 9), и возводитъ облаки отъ послѣднихъ земли. Онъ, въ праведномъ гнѣвѣ Своемъ, послалъ эту, столь необыкновенную въ сіе время года, тьму и помрачилъ очи ихъ (Псал. 104, /с. 323/ 28). Онъ, въ наказаніе за нечестіе врага, содѣлалъ, да будетъ путь его тьма и ползокъ (Псал. 34, 6). Такъ Господь издревле обыкъ поступать съ противниками святой Его воли. Ибо чѣмъ былъ пораженъ между прочимъ оный прегордый фараонъ, когда не хотѣлъ, по глаголу Моисея, отпустить Израильтянъ изъ Египта? Мракомъ: и простре, говорится въ Писаніи, Моисей руку свою на небо, и бысть тьма, мракъ, буря по всей земли Египетстѣй, и не видѣ никтоже брата своего три дни (Исх. 10, 22-23). Чѣмъ связанъ и оный древній врагъ Божій, дерзнувшій возмутить самое небо противъ Вседержителя? Ничѣмъ другимъ, какъ тьмою: пленицами мрака связавъ, свидѣтельствуетъ о духахъ злобы Апостолъ Петръ, предаде на судъ мучимыхъ блюсти (2 Петр. 2, 4). Такъ поступилъ Господь и теперь: Онъ не послалъ на враговъ нашихъ ни молній, ни громовъ, не восколебалъ ни земли, ни неба, а только простеръ надъ ними мракъ: — и все мужество, все искусство, вся гордость и упорство врага исчезли и обратились въ ничто предъ симъ однимъ средствомъ!..

Что убо привлекло на врага нашего такой гнѣвъ Божій? Очевидно, не наши добродѣтели и не наши слабыя молитвы, а ходатайство о насъ великихъ заступниковъ страны нашей, священномучениковъ Херсонскихъ, за тѣмъ — его собственная гордыня, безчеловѣчіе, а особенно нечестіе и оскорбленіе имъ святыни. Ибо этотъ, — погибшій теперь, — корабль особенно свирѣпствовалъ противу насъ въ день Великія Субботы; онъ не далъ многимъ изъ насъ быть тогда у гроба Спасителя своего; онъ предвозмутилъ для всѣхъ насъ радость о воскресеніи Господнемъ. Такимъ образомъ, поелику врагъ нашъ не захотѣлъ преклониться съ благоговѣніемъ предъ знаменіемъ всемірнаго спасенія, которое у него и у насъ единое и тожде, и вмѣсто вниманія къ священнымъ днямъ, какъ бы въ соотвѣтствіе названію своему, показалъ въ себѣ свирѣпость и безчувствіе тигра: то и Господь, въ праведномъ гнѣвѣ Своемъ, поругался ему съ небеси. Связавъ мракомъ, Онъ поставилъ этого тигра въ состояніе овчати, уготованнаго на заколеніе, отданнаго на позоръ и въ притчу глумленія для самыхъ дѣтей.

Всего разительнѣе при семъ то, что какъ врагомъ обезчещенъ великій день воскресенія Господня, то и жестокое крушеніе его произошло не въ другомъ какомъ мѣстѣ, а /с. 324/ у того берега, на коемъ стоитъ уединенно храмъ Воскресенія Христова. Такъ, дѣйствуетъ Господь, когда хощетъ показать надъ кѣмъ высокую руку Свою!

Пріидите убо, братія, возрадуемся Господеви, воскликнемъ Богу Спасителю нашему, но возрадуемся, какъ поучаетъ святый Давидъ, не съ легкомысліемъ, а со страхомъ и трепетомъ, видя, какъ Господь поругаемъ не бываетъ (Гал. 6, 7), какъ нечестіе и злоба человѣческія, когда превосходятъ мѣру долготерпѣнія, пріемлютъ отъ правосудія Божія казнь и отмщеніе еще въ сей жизни, еще на сей землѣ.

Примѣръ нечестія и казни за то свыше да научитъ насъ всегда и вездѣ почитать святая честнѣ (Вел. Канонъ 1 недѣли Вел. поста), не позволятъ себѣ глумиться и презирать праздники Божіи. Мы ратуемъ и подвизаемся не за что другое, а за вѣру и крестъ Христовъ. Но давно сказано, что вѣра безъ благихъ дѣлъ мертва есть (Іак. 2, 17). Посему намъ, яко ратникамъ Христовымъ, подобаетъ быть чистыми отъ всякія скверны плоти и духа, подобаетъ украшать себя всякаго рода дѣлами благими, а паче смиреніемъ и любовію. Покажемъ самымъ врагамъ нашимъ, находящимся теперь у насъ въ плѣну, что мы, послѣдуя Евангелію, не воздаемъ зломъ за зло и твердо помнимъ заповѣдь: аще алчетъ врагъ твой, ухлѣби его: аще ли жаждетъ, напой его (Рим. 12, 20). Оружіе наше побѣдило тѣла ихъ, а любовь Христова, нами являемая, можетъ покорить намъ самыя сердца ихъ, — чтó выше и любезнѣе всякой побѣды. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 322-324.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.