Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА ПО СЛУЧАЮ ОБЩЕСТВЕННЫХЪ БѢДСТВІЙ.

Слово во время бомбардировки Одессы соединеннымъ флотомъ англо-французскимъ,
произнесенное 10 апрѣля 1854 года, въ одесскомъ каѳедральномъ Соборѣ, въ Великую Субботу.

Итакъ, вы не рѣшились оставить гроба Спасителя своего и въ эти грозныя минуты, когда смерть и пагуба носятся надъ собственными главами вашими!... Привѣтствуемъ, васъ /с. 308/ возлюбленные, съ симъ святымъ жребіемъ Іосифа, Никодима и женъ Мѵроносицъ, кои такъ же, среди немалыхъ страховъ и опасеній отъ іудеевъ, погребали учителя и Господа своего. Вы не оставили Его теперь; Онъ преблагій, не забудетъ и не оставитъ васъ въ тотъ великій и страшный день, когда уже не слабые перуны человѣческіе будутъ летать по воздыху, а самыя небеса мимо идутъ съ шумомъ, самыя стихіи, сжигаемы, разорятся, а земля и, яже на ней, дѣла сгорятъ (2 Петр. 3, 10).

Тяжкая година надъ нами, братіе! — О градѣ нашемъ со всею точностію можно сказать теперь словами св. Давида, яко врази наши обышедши обыдоша насъ, яко пчелы сотъ, и разгорѣшася, яко огнь въ терніи (Псал. 117, 12). То самое море, которое доселѣ обыкло приносить намъ прохладу и всѣ выгоды жизни, обратилось теперь въ бездну огнедышущую, изъ коей несутся на насъ молніи и громы.

Но будемъ ли унывать и смущаться безотрадно? Нѣтъ: у живоноснаго гроба Спасителя для христіанина не страшенъ самый адъ, а это еще развѣ одна слабая тѣнь его. Аще пойду, говоритъ святый Давидъ, посреди тьмы и сѣни смертныя, не убоюся зла. Почему? Яко Ты, Господи, со мною еси (Псал. 22, 4). Важно по сему не то, что происходитъ теперь, а то, съ кѣмъ теперь, Господь: съ нами, или со врагами нашими. Но, можетъ ли Господь быть съ тѣми, кои воздвигли брань противу насъ за враговъ Креста Христова? Можетъ ли Господь быть съ тѣми, кои, будучи сами христіанами, не усрамились сихъ великихъ и священныхъ дней и дерзнули возмутить столь нечестивымъ образомъ смертный покой Спасителя своего во гробѣ? — Нѣтъ, если есть кто со врагами нашими, то развѣ Веліаръ и Магометъ, за темную державу коего они возстали на насъ; а Господь всеблагій съ нами, кои, аще нечисты и грѣшны есмы, но подвизаемся во славу пресвятаго имени Его, сражаемся не за наши какія-либо выгоды, а за вѣру православную, за гробъ Господень и за угнетенныхъ собратій нашихъ по вѣрѣ.

И смотрите, какъ Господъ видимо показалъ, что Онъ съ нами — противъ враговъ нашихъ! — Они могли напасть на насъ, когда угодно, но напали не въ другое какое-либо время, а въ самый день погребенія Господня, какъ бы во /с. 309/ свидѣтельство того, что мы ратуемъ именно за крестъ и гробъ Господень. Враги наши, можетъ быть, думали преогорчить этимъ для насъ свое нападеніе, а въ самомъ дѣлѣ они усладили симъ всю его горечь, ибо если уже необходимо страдать, то лучше пострадать вмѣстѣ съ Господомъ, у Его животворящаго креста, при Его живоносномъ гробѣ. Аще бо, говоритъ Апостолъ, съ Нимъ умрохомъ, то съ Нимъ и оживемъ: аще терпимъ, съ Нимъ воцаримся (2 Тим. 2, 11-12). Въ такомъ случаѣ хотя бы кто изъ насъ лишился нынѣ самой жизни, то, при живой вѣрѣ въ силу креста Христова, онъ ничего не потеряетъ, ибо и ему будетъ сказано: днесь со Мною будеши въ раи (Лук. 23, 43).

А враги наши самымъ нападеніемъ на насъ въ сей день потеряли уже невозвратно многое. Всюду, гдѣ услышатъ о ихъ нечестіи (а гдѣ не услышатъ?), изумятся и скажутъ: несчастные, развѣ не могли они, изъ уваженія къ общему для христіанъ знаменію спасенія, отложить на время свою злобу и алчность? — А что возглаголетъ и разсудитъ о нихъ Господь? О, Онъ поругаемъ не бываетъ (Гал. 6, 7)! Не желаемъ зла и врагамъ нашимъ, ибо слышали вчера, какъ Господь молился за самыхъ распинателей своихъ, но, памятуя судьбу Божію въ подобныхъ случаяхъ, не можемъ не сказать, что тѣ, кои дерзнули возмутить такъ нагло покой Господа своего во гробѣ, едва ли сами сойдутъ съ миромъ въ свои собственные гробы...

Если же Господь съ нами, то чего намъ страшиться? Онъ, всемогущій, защититъ насъ отъ всякаго зла. И смотрите, день уже преклоняется къ вечеру; у врага начинаютъ уже оскудѣвать оружія; но много ли успѣлъ онъ сдѣлать зла намъ? о имени Господнемъ дерзаемъ увѣрить васъ, что не болѣе сдѣлаетъ намъ зла и до вечера. Ибо Кто съ нами, Тотъ сильнѣе того, кто съ нимъ: лунѣ не затмить солнца, Веліару и Магомету не побѣдить Христа!..

Итакъ, облобызавъ снова язвы Спасителя, идите съ миромъ, братіе мои, въ домы свои, и ждите спасенія отъ Господа, всегда и вездѣ спасающаго правые сердцемъ. За Великою Субботою всегда слѣдуетъ свѣтлый день Воскресенія, не замедлитъ и за настоящею, сугубо-великою для насъ, Субботою послѣдовать сугубо-великое Воскресеніе: — то есть, вмѣстѣ съ воскресеніемъ Господа, и наше изба/с. 310/вленіе отъ обышедшихъ насъ золъ, а въ послѣдствіи и воскресеніе всего православнаго Востока — изъ гроба четырехвѣковаго рабства мусульманскаго.

А вы, возлюбленные сослужители наши, столь бодрственно доселѣ стоявшіе съ нами на духовной стражѣ у креста Христова, удвойте и утройте усердіе и попеченія ваши, дабы къ наступающей священно-таинственной ночи все было уготовано по чину церковному, да не речетъ врагъ града нашего: укрѣпихся на него (Псал. 12, 5)! Пусть возлюбленный Женихъ душъ, имѣющій въ полунощи изыти изъ гроба, яко отъ чертога, найдетъ всѣхъ насъ бдящими и, со свѣтильниками въ рукахъ, готовыми къ прославленію Его воскресшаго и съ Собою вся совоскресившаго. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 307-310.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.