Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА ПО СЛУЧАЮ ОБЩЕСТВЕННЫХЪ БѢДСТВІЙ.

Рѣчь по прочтеніи Высочайшаго манифеста о войнѣ съ Турціею.

Итакъ, облака, цѣлые полгода носившіяся по небосклону, и то приближавшіяся къ намъ, то удалявшіяся, то, повидимому, вовсе исчезавшія, скопились наконецъ въ тучу, уже никѣмъ не отвратимую, которая должна разрѣшиться не другимъ чѣмъ, какъ дождемъ кровавымъ, съ молніею и громомъ разрушительнымъ. Держава, отъ коей вовсе нельзя было ожидать нападеній, по самой ея слабости, тѣмъ паче по нашимъ услугамъ ей, — которая, образуя изъ себя дикій и безобразный наростъ въ благоустроенномъ составѣ тѣла государствъ Европейскихъ, и по тому самому давно и неизбѣжно обречена уничтоженію, — держава, которая, нося внутрь себя зародышъ смерти, не умѣла удержаться въ силѣ, когда была могущественна, и теперь вздумала воспріять древнюю самостоятельность и могущество, когда нѣтъ для ней другаго спасенія, кромѣ великодушія сосѣдей, — держава, столько разъ заключавшая съ нами миръ, и всегда вѣчный, но ни разу не сохранившая условій мира даже до кончины тѣхъ, кои подписывали оныя, — эта держава, вопреки всѣхъ ожиданій, снова и нагло вызвала насъ на брань и, какъ бы недовѣряя еще безумному вызову, поспѣшила сдѣлать вдругъ нѣсколько отчаянныхъ нападеній!

Вѣрующимъ въ слѣпую судьбу рока свойственна подобная опрометчивость; но, когда вспомнимъ, что мы еще такъ недавно два раза спасли сію державу отъ явной погибели, то не знаемъ: чему дивиться болѣе — черной ли неблагодарности, или безумному дерзновенію?

Что мы сдѣлали Турціи? — Требовали только самаго справедливаго и необходимаго. Требовали, чтобы храмамъ православнымъ и ихъ служителямъ была дарована хотя та свобода и неприкосновенность, которою издавна пользуются въ предѣлахъ нашихъ всѣ мечети; требовали, чтобы святыя мѣста іерусалимскія, куда ежегодно текутъ тысячи набожнаго народа русскаго, не переходили изъ рукъ въ руки, какъ нѣкія мѣста купли и продажи, не восхищаемы были, /с. 297/ по произволу страстей и прихотей, изъ-подъ надзора ихъ естественныхъ хранителей; требовали, чтобы вѣра православная не составляла упрека для исповѣдующихъ оную въ глазахъ самаго послѣдняго мусульманина; требовали, чтобы, въ случаѣ нужды, мы могли предстательствовать о страданіяхъ братій нашихъ по вѣрѣ, съ правомъ указывать на ихъ раны и оковы. Сего самаго требовали польза и покой державы Оттоманской, въ коей на три или четыре мусульманина считается по десяти православныхъ.

И кто же бы на нашемъ мѣстѣ не потребовалъ этого?

И кто же бы на мѣстѣ Турціи отказалъ намъ въ этомъ?

Но намъ отказано, гордо отказано!.... Подъ какимъ предлогомъ? — Яко бы мы покушаемся на независимость властителя мусульманъ.... Мы, кои такъ усердно предъ лицемъ всего свѣта спасали эту независимость, мы, для коихъ она такъ же нужна, какъ и для самыхъ мусульманъ, мы, кои столько разъ и столько приносили жертвъ, спасая независимость разныхъ народовъ!

Въ справедливомъ негодованіи на незаслуженное недовѣріе, мы имѣли все право и всю возможность наступить на друга, оказавшагося врагомъ, со все силою, тогда какъ онъ былъ вовсе беззащитенъ; могли рѣшить дѣло прежде, нежели онъ собрался бы съ мыслями, чтó и о чемъ говорить. Но мы, глубоко оскорбленные, не поступили такимъ образомъ. Для вразумленія показали отчасти, что мы въ состояніи сдѣлать, но ни шагу не сдѣлали далѣе, ожидая раскаянія, дая время образумиться.

Мало ли длилось это время, коего каждый день для насъ былъ невознаградимъ, а для недруга нашего крайне выгоденъ? Ибо представлялъ ему все удобство собрать свои силы, укрѣпить свои границы, возстановить противъ насъ вездѣ и все, намъ по чему-либо не благопріятствующее. Мы все видѣли это, и продолжали свое долготерпѣніе.

Когда явились незванные посредники, видимо наклонные не въ нашу пользу, у насъ доставало силы и права сказать имъ: «не мѣшайте правому дѣлу, или выходите сами на дѣло неправое»; но мы — не сказали этого. Тотчасъ согласились даже на то, чтó было придумано не нами, а ими, придумано не для насъ, а для спасенія нашего недруга, для /с. 298/ удовлетворенія его самолюбія и гордости. Что же? Принятое нами нагло отвергнуто ими!...

И послѣ сего неразумнаго упорства противъ всеобщаго приговора, мы все еще не думали возжигать пламень войны, готовы были идти снова длиннымъ и извилистымъ путемъ мирныхъ сношеній и разсужденій, какъ путь сей ни былъ безполезенъ для насъ и выгоденъ для нашего недруга.

И вотъ этотъ путь къ миру нагло пресѣченъ кичливостію врага, и открылось огнедышущее жерло брани! — Все это сдѣлала Порта Оттоманская.

Да почіютъ въ мирѣ души тѣхъ изъ братій нашихъ, кои сдѣлались жертвою нашего великодушія и безумной дерзости врага кичливаго!

Отнынѣ дѣло наше, или вѣрнѣе сказать, дѣло всего христіанства, въ рукахъ уже не человѣческихъ, а Божіихъ. Россія пріемлетъ бранный вызовъ, сдѣланный не словомъ, а огнемъ и мечемъ. Будущее въ рукахъ Божіихъ! Но и мы знаемъ, что милліоны единовѣрныхъ братій нашихъ ждутъ, какъ празднества, нашего пришествія къ нимъ, что самые враги наши ожидаютъ сего, какъ исполненія давнопровѣщаннаго предопредѣленія судебъ высшихъ, что самые недоброжелатели наши не усумнятся перемѣнить свое мнѣніе о требованіяхъ и успѣхахъ нашихъ, когда увидятъ, что правое дѣло, дѣло не личныхъ видовъ и разсчетовъ, а безкорыстной ревности по жалкой судьбѣ на Востокѣ христіанства и человѣчества, восторжествовало въ лицѣ нашемъ.

Итакъ, гряди съ Богомъ брани и побѣдъ православное воинство россійское. Докажи врагамъ нашимъ, что ты то же самое, которое было при Кагулѣ, Измаилѣ и Кулевчѣ, или паче покажи имъ, что являешься теперь за Дунаемъ уже съ береговъ не Днѣпра и Днѣстра, а съ береговъ Вислы и Псела, приведши въ разумъ тѣ народы, съ коими долго еще не сравняться полудикимъ поклонникамъ алкорана.

Намъ, мирнымъ жителямъ градовъ и весей, намъ, братіе, при наступающихъ грозныхъ обстоятельствахъ, остается содѣйствовать православнымъ воинамъ нашимъ, въ первый разъ, одною молитвою.

Но не будемъ думать, что это оружіе безсильно. Нѣтъ, когда молитва растворена живою вѣрою, тогда она сильнѣе всякаго оружія вещественнаго. Припомните, чтó говоритъ /с. 299/ св. Павелъ о всѣхъ герояхъ завѣта ветхаго. Вѣрою, говоритъ онъ, побѣдиша царствія. Хотя у нихъ не было нынѣшнихъ средствъ, кои съ продолженіемъ вѣковъ придуманы на истребленіе человѣчества, но было не одно изъ подобныхъ средствъ; и однако же онъ не упоминаетъ ни объ одномъ изъ нихъ, о самомъ мужествѣ сражавшихся, а указываетъ только на вѣру: вѣрою побѣдиша царствія. Почему не указываетъ на другія средства? Потому, безъ сомнѣнія, что всѣ они безъ вѣры остаются недѣйствительными, между такъ какъ сама вѣра одна могла замѣнить и въ нѣкоторыхъ случаяхъ замѣняла ихъ всѣ!...

Воодушевившись таковою вѣрою, помолимся, братіе, ко Господу разумовъ, чтобы Онъ ниспослалъ духа премудрости благочестивѣйшему Самодержцу нашему; да съ высоты престола своего, не смотря на разстояніе мѣстъ, возможетъ проразумѣть всѣ козни врага, всѣ извитія дракона, уже давно со всѣхъ сторонъ изъязвленнаго, но все еще ядовитаго!

Помолимся Господу силъ, да изліетъ на православное воинство наше духъ крѣпости, во еже не смущатися ему ни отъ числа и отчаянной дерзости враговъ, ни отъ перемѣны и суровости стихій, ни отъ разныхъ нуждъ и лишеній, ни отъ слабостей собственной природы человѣческой!

Помолимся ко Господу милосердія, да подастъ единовѣрнымъ собратіямъ нашимъ, живущимъ въ предѣлахъ вражіихъ, духа вѣры, терпѣнія и благоразумія для перенесенія новой тягостной годины испытанія, ихъ обышедшаго, и да скорѣе изведетъ ихъ изъ пещи скорбей и рабства, въ коей они, какъ Израильтяне въ Египтѣ, томятся уже болѣе четырехсотъ лѣтъ!

Помолимся, наконецъ, ко Господу и Владыкѣ царствъ и народовъ, да брань наступающая будетъ бранію со врагомъ послѣднею, за коею имѣетъ наступить миръ не по имени токмо, а на самомъ дѣлѣ вѣчный, коего уже некому бы было нарушить.

На Тя, Господи, уповаемъ, да не постыдимся во вѣки! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 296-299.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.