Церковный календарь
Новости


2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 18-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 17-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 16-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 15-я (1922)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 66-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 65-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 64-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 63-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 62-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 61-я (1956)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 38-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 37-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 36-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 35-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 24-я (1921)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 23-я (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА ПО СЛУЧАЮ ОБЩЕСТВЕННЫХЪ БѢДСТВІЙ.

Слово по прочтеніи Высочайшаго манифеста, воспослѣдовавшаго въ 14 день марта 1848 года.

Вы слышали гласъ возлюбленнаго Монарха нашего. Не безъ причины раздается онъ по всѣмъ краямъ отечества. Среди всеобщаго мира и тишины, духъ злобы внезапно воздвигъ бурю, которая свирѣпостію своею превосходитъ все, отъ чего страдали когда-либо царства и народы. На всемъ пространствѣ Запада уже нѣтъ почти ни одного изъ нихъ, который бы не испыталъ надъ собою ужаснаго превращенія порядка общественнаго. — Вездѣ слезы, кровь и пламень? Одна, Богомъ возвеличенная и Богомъ хранимая Россія, яко гора Сіонъ, стоитъ непоколебима среди всемірныхъ треволненій.

Но возможно ли, чтобы враги и завистники Россіи не устремляли на нее алчныхъ взоровъ своихъ? Чтобы злоба и лукавство ихъ не употребили всѣхъ силъ и средствъ для ослабленія того исполина, который за тридесять лѣтъ предъ симъ одинъ сокрушилъ соединенныя противъ него силы двадесяти языкъ, и теперь одинъ же остается на великой стражѣ всемірнаго порядка и правды?

Возлюбленный Монархъ нашъ провидитъ все сіе и, яко царь великодушный, не скрываетъ печальныхъ событій и будущихъ опасностей, а провозглашаетъ о нихъ въ слухъ всѣхъ; яко царь мудрый, заранѣе уготовляетъ средства къ огражденію отечества отъ бурь и язвъ иноземныхъ; яко царь чадолюбивый, не медля раздѣляетъ чувства души своей /с. 292/ съ сынами, ему любезными; яко царь благочестивѣйшій, и самъ возлагаетъ и всѣхъ располагаетъ возложить упованіе свое на Того, въ десницѣ Коего судьбы царствъ и народовъ.

Что убо речемъ въ отвѣтъ на любвеобильное ко всѣмъ намъ слово царево?

Первѣе всего возблагодаримъ Монарха нашего за то, что онъ, среди обошедшихъ царства и народы злоключеній, возлагаетъ упованіе свое не на могущество земное, какъ имъ ни ущедрена свыше Россія, а на Бога всемогущаго и всеблагаго. Великъ Богъ русскій! Тверда и непоколебима вѣра православная! Какихъ бѣдъ и ударовъ не перенесло возлюбленное отечество наше? И изъ всѣхъ ихъ вышло свѣтлѣе и могущественнѣе прежняго, — вышло таковымъ потому, что никогда не теряло упованія на милость Божію, выну спасающую правыя сердцемъ. Не оставитъ Господь насъ и впредь всемогущимъ покровомъ Своимъ, доколѣ мы пребудемъ вѣрны заповѣдямъ Его и уставамъ св. Церкви.

Возблагодаримъ Монарха нашего за то истинно-отеческое довѣріе, которое, онъ постоянно являетъ къ сынамъ любезной и вѣрной ему Россіи. Чисты и правы сердца русскія! Неизмѣнна вѣрность ихъ помазанникамъ Божіимъ! Нераздѣльны въ душѣ ихъ высота престола и благо отечества! Святый союзъ сей скрѣпленъ навсегда не вчера и третьяго дня, а цѣлыми вѣками, неизмѣримымъ рядомъ совокупныхъ подвиговъ и славы. Чего искать сынамъ Россіи? Единаго царствія Божія и блаженства вѣчнаго; — ибо все прочее земное давно приложилось ей само собою.

Возблагодаримъ Монарха нашего за тоть духъ мужественнаго миролюбія, коимъ дышетъ каждое слово его, къ намъ обращенное. Шадя кровь русскую, не мнитъ онъ вступать вооруженною рукою въ распри и междоусобія Запада: пусть пьютъ до конца чашу, растворенную гордостію и безуміемъ, да научатся печальнымъ опытомъ не мудрствовать паче, еже подобаетъ мудрствовать. Но, яко глава могущественнаго народа, Монархъ нашъ не могъ не возвысить въ слухъ всего свѣта державнаго гласа своего о неприкосновенности всего, подвластнаго скипетру всероссійскому. Чего страшится Россіи? — Поля Тарутина и Бородина, стѣны Москвы и Смоленска, брега Днѣпра и Березины внятно /с. 293/ гласятъ и друзьямъ и врагамъ нашимъ, что въ Россію можно придти въ тысящахъ и тьмахъ, но выходятъ изъ нея, и то путемъ постыднаго бѣгства, токмо сотнями и десятками.

Исполняясь симъ чувствомъ благодарности къ Монарху нашему, не умедлимъ, братіе, отозваться на гласъ его и самымъ дѣломъ. Какъ и въ чемъ отозваться?

Во-первыхъ, усугубленіемъ молитвъ нашихъ о немъ, да подастъ ему Господь премудрость и силу, премудрость — въ проразумѣніи злохитрыхъ козней вражіихъ, силу — къ отраженію всѣхъ стрѣлъ ихъ противъ насъ, видимыхъ и невидимыхъ. Если когда, то во времена, подобныя настоящимъ, какъ можно чаще должна быть повторяема молитва Церкви: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояніе Твое, побѣды благовѣрному Императору нашему на сопротивныя даруя! Учите пѣть сію молитву самыхъ малыхъ дѣтей вашихъ, да научатся отъ колыбели благоговѣть предъ Царемъ небеснымъ и любить царя земнаго.

Докажемъ, во-вторыхъ, благодарность Монарху нашему преискреннѣйшимъ выполненіемъ всѣхъ мудрыхъ и благотворныхъ велѣній Его. Долгъ сыновняго послушанія власти предержащей всегда есть долгъ самый священный; но, когда буйство и своеволіе потрясаютъ цѣлыя царства, въ любви и сыновнемъ послушаніи Монарху заключено спасеніе всѣхъ и каждаго.

Докажемъ, наконецъ, благодарность нашу Монарху загражденіемъ слуха и сердца нашего отъ всѣхъ обаяній лжеименной мудрости иноземной. Новые враги наши если могутъ быть чѣмъ вредны для насъ, то не числомъ ихъ и оружіемъ, а тлетворнымъ духомъ своимъ. Это люди, зараженные язвою крамолы, съ коими самое отдаленное сношеніе не безъ опасности. Подобясь духамъ-искусителямъ, они обыкновенно представляются не врагами, а друзьями всѣхъ и каждаго. Слова ихъ, какъ выражается святый Давидъ, умякнуша паче елея, и та суть стрѣлы; изъ устъ течетъ медъ и млеко, а подъ языкомъ ихъ — язва, въ сердцѣ ихъ — пагуба. Посему прилежно заграждайте, братіе мои, слухъ отъ всего, чтó отзывается духомъ мудрованій иноземныхъ. Что принесли они родителямъ своимъ, галламъ несчастнымъ? Шестьдесятъ лѣтъ народныхъ треволненій, неизсякаемыхъ слезъ и крови въ прошедшемъ, и, конечно, не менѣе при/с. 294/несутъ въ будущемъ. Чѣмъ сопровождаются сіи лжемудрованія у тѣхъ легкомысленныхъ народовъ, кои попустили соблазнить себя пагубному примѣру галловъ? Внезапнымъ исчезновеніемъ безопасности общественной и частной, взаимнымъ недовѣріемъ и распрями, ниспроверженіемъ того, чтó созидалось вѣками и отъ чего зависѣло благоденствіе всѣхъ. Этому ли завидовать? Имѣло нѣкогда и наше отечество времена безначалія и междоусобій, и едва не погибло отъ нихъ на вѣки. Въ два года безначаліе произвело болѣе зла, нежели самая свирѣпость монголовъ въ два вѣка. Ожесточеннымъ завистникамъ Россіи, очевидно, всего нужнѣе возбудить какъ-либо въ сынахъ ея чувство недовольства своимъ: но кто можетъ быть такъ безуменъ, чтобы промѣнять свое на чуждое? Посему-то, если прежде чувство христіанской скромности не позволяло намъ выставлять нашихъ преимуществъ: то, при настоящихъ обстоятельствахъ, долгъ любви къ отечеству требуетъ чаще вспоминать о нихъ и провозгласить въ слухъ всѣхъ.

У какого народа свѣтъ вѣры православной сіяетъ такъ незаходимо и въ такой чистотѣ и силѣ, что надобно токмо не смежать очей, чтобы постоянно видѣть предъ собою путь къ царствію небесному? Въ какой другой странѣ престолъ царскій такъ величественъ и, при всемъ величіи его, такъ близокъ и доступенъ народу, такъ благотворенъ для всѣхъ и каждаго, такъ украшенъ правдою и милосердіемъ? Гдѣ оказывается столько уваженія къ нравамъ и преданіямъ предковъ, столько вниманія къ нуждамъ и потребностямъ общественнымъ, столько призрѣнія къ бѣдности и сиротству? — Гдѣ, наконецъ, какъ не въ богохранимомъ отечествѣ нашемъ, каждый, и великій и малый, можетъ въ мирѣ возлежать подъ смоковницею своею, не опасаясь ни за жизнь, ни за честь, ни за собственность свою? Не напрасно самые завистники Россіи говорятъ, что въ ней для блага общественнаго совершается годами то, чтó у другихъ народовъ происходитъ только вѣками. Не напрасно цѣлые сонмы сыновъ иноземныхъ ищутъ, какъ великой милости, войти въ составъ нашихъ градовъ и весей. И теперь, если бы открыть путь имъ, то многіе, безъ сомнѣнія, готовы были бы прилетѣть на крыльяхъ, дабы токмо спастись отъ окружающаго ихъ мятежа и всегубительства.

/с. 295/ По чувству народнаго достоинства, не можемъ не присовокупить къ сему и то, что величіе и сила Россіи, когда ни являлись за предѣлами Россіи, всегда являлись не къ угнетенію, а ко благу народовъ. Не Россія ли усмирила могущество Оттомановъ, приводившихъ не одинъ вѣкъ въ трепетъ всю Европу? Не Россія ли расторгла узы неволи, кои налагалъ на нее грозный мечъ Карла и Наполеона? — Не Россія ли, еще въ недавнія времена, побѣдоносно содѣйствовала къ возстанію изъ гроба единовѣрной Греціи? Не Россія ли неусыпно стояла доселѣ на стражѣ всемірнаго порядка и спокойствія, жертвуя для сего многими собственными выгодами? Не Россія ли, если дастъ Господь, послужитъ и въ будущемъ къ обузданію адскаго духа безначалія, отъ коего мятутся теперь царства и народы?

И кому, послѣ благословеній и милости къ намъ Царя небеснаго, должно приписать величіе и силу самой Россіи, какъ не мудрости и неусыпному попеченію о благѣ ея благочестивѣйшихъ Монарховъ нашихъ? Всегда и твердо вѣровало православное отечество наше, что они восходятъ на престолъ не по волѣ человѣческой, а по особенному о нихъ Промыслу Божію, и вотъ, вслѣдствіе сея вѣры и въ подтвержденіе ея предъ всѣмъ свѣтомъ, Промыслъ Божій никогда не переставалъ воздвигать въ ней такихъ вѣнценосцевъ, коихъ одно имя есть уже порука за все великое и благое. Въ самомъ дѣлѣ, гдѣ, въ цѣлой исторіи всемірной, лице, превышающее Петра Великаго? Какая изъ женъ царственныхъ станетъ наравнѣ съ Екатериною Второю? Какой Монархъ былъ вмѣстѣ и величественнѣе и смиренномудрѣе Александра?

Послѣ сего, чтó остается каждому сыну Россіи, какъ токмо благодарить Бога за то, что онъ — русскій? Благодарить и пользоваться въ тишинѣ преимуществами своего состоянія, пользоваться и содѣйствовать всѣми возлюбленному Монарху къ огражденію отечества отъ бурь иноземныхъ.

Нѣтъ, сыны Запада, не устрашить вамъ насъ силою своею, не прельстить темнымъ ученіемъ своимъ. Есть у насъ, кого слушать, кого любить и за кого, если нужно, умереть намъ. Вѣрьте слѣпо въ бѣдный разумъ и близорукую мудрость человѣческую; а мы никогда не перестанемъ вѣровать разумно во всеуправляющій Промыслъ Божій. Не знаемъ, кто съ вами, /с. 296/ а съ нами — Богъ великій и премудрый. Разумѣйте убо, языцы, и не возмущайтеся тщетно противу насъ, яко съ нами Богъ! — Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 291-296.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.