Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 35.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА НА ВЫСОКОТОРЖЕСТВЕННЫЕ ДНИ.

Слово въ день рожденія благочестивѣйшей Государыни Императрицы Александры Ѳеодоровны, сказанное 1 іюля 1851 года.

За пять дней мы торжествовали свѣтло день рожденія благочестивѣйшаго Государя нашего; нынѣ не менѣе свѣтло и радостно торжествуемъ день рожденія благочестивѣйшей Государыни. Такъ промыслъ Божій въ самомъ происхожденіи ихъ на свѣтъ предуказалъ, что они какъ бы созданы другъ для друга.

А двадесяти-пятилѣтнее царствованіе явило предъ лицемъ всего свѣта, что они произошли на свѣтъ для блага Россіи. Въ самомъ дѣлѣ, посмотрите на Домъ царственный: не видимо ли само собою идутъ къ нему прекрасныя слова Давида: жена его яко лоза плодовита; сынове его, яко новосажденія масличная окрестъ трапезы его. Се тако благословится человѣкъ, бояйся Господа (Пс. 127, 3-5). Немало было радостей дано видѣть Россіи въ продолженіе предшествующихъ царствованій: много веселилъ и /с. 83/ утѣшалъ ее Петръ Великій своими безпримѣрными подвигами, Елисавета — своею кротостію и человѣколюбіемъ, Екатерина — мудрыми учрежденіями, Александръ Благословенный — мужественнымъ единоборствомъ съ Голіаѳомъ временъ нашихъ. Но ко всѣмъ симъ радостямъ о настоящемъ, всегда почти примѣшивалось опасеніе за будущее. Невольно смущала мысль, — кто и какъ будетъ продолжать счастіе Россіи?

Нынѣ мы свободны отъ всѣхъ подобныхъ опасеній: нынѣ радость наша о благоденствіи отечества есть радость полная и даже сугубая; ибо мы можемъ радоваться не только за настоящее, но и за будущее. Почему? Потому, скажемъ опять словами св. Давида, что жена, сынове, даже внуки вѣнценосной четы, яко новосажденія масличная окрестъ трапезы ихъ.

Уже одно попеченіе о такомъ благословенномъ семействѣ могло бы занять умъ и сердце августѣйшей Виновницы настоящаго торжества, но, подобясь приснопамятной Маріи, она восхотѣла быть не только матерію своего семейства, но и матерію всего отечества, пріявъ подъ державную руку свою всѣ вертограды воспитанія, гдѣ образуются будущія матери семействъ. Если бы въ сихъ вертоградахъ сохранилось одно то, что было сдѣлано для нихъ чадопопечительной Маріей, и тогда Россія обязана была бы вѣчною благодарностію благочестивѣйшей преемницѣ ея; но сколько новыхъ улучшеній и удобностей! Сколько знаковъ и доказательствъ, что августѣйшая Покровительница ихъ неусыпно помышляетъ о возведеніи ихъ на самую послѣднюю высоту нравственнаго и вещественнаго совершенства!

Удивительно ли, послѣ сего, если день настоящій, въ который дано было нашей Монархинѣ увидѣть сей свѣтъ, торжествуется вездѣ, и особенно въ управляемыхъ ею вертоградахъ воспитанія, не по обычаю только и уставу, а отъ всей души и сердца? Въ семъ случаѣ любовь истинно материнская невольно и естественно вызываетъ любовь истинно дѣтскую.

Какое утѣшительное зрѣлище было бы, если бы въ настоящій день могли совокупиться во едино всѣ образующіеся подъ мирнымъ покровомъ Монархини, и едиными устами и единымъ сердцемъ возгласить молитву о ея здра/с. 84/віи и благоденствіи! Какъ отрадно было бы и для ея материнскаго сердца предстать нынѣ въ каждомъ изъ вертоградовъ воспитанія, и сказать самой послѣдней изъ питомицъ: и ты не забыта мною!

Но если, по плоти она удалена отъ насъ, то по духу она съ нами; и безъ сомнѣнія, когда мы будемъ молиться о ней, и она молитвенно воспомянетъ насъ.

Дадимъ же обѣтъ какъ бы предъ ея собственнымъ лицемъ — тѣ, кои оканчиваютъ поприще своего образованія — доказать нравами и дѣлами, вѣрою и терпѣніемъ, что онѣ не напрасно провели юность свою подъ ея высокимъ покровомъ, а тѣ, коимъ предлежитъ еще идти по сему поприщу — свидѣтельствовать свою любовь къ ней прилежаніемъ, послушаніемъ и благонравіемъ! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 82-84.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.