Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА НА ВЫСОКОТОРЖЕСТВЕННЫЕ ДНИ.

Слово въ день восшествія на престолъ Благочестивѣйшаго Государя Николая Павловича.

Господь воцарися, да радуется земля (Псал. 91, 1).

Господь воцарися, да гнѣваются людіе (Псал. 98, 1).

Земля радуется, а люди гнѣваются; гнѣваются по тому же самому, по чему земля радуется: яко Господь воцарися! О, люди, люди!

Такъ было во время св. Давида: не то же ли самое и нынѣ? Господь видимо хочетъ воцариться надъ востокомъ, омраченнымъ прелестію магометовою, и вся земля тамъ, безъ сомнѣнія, возрадовалась бы о семъ радостію веліею, но люди прогнѣвались, прогнѣвались до того, что въ безуміи своемъ дерзнули стать противъ путей и намѣреній Божіихъ. Ибо, что значитъ въ существѣ дѣла нынѣшняя война, какъ не безумное покушеніе запада противъ путей промысла Божія? Господь исполнилъ намѣреніе свое наказать востокъ за его неправды посредствомъ желѣзнаго жезла завоевателей мусульманскихъ; этотъ жезлъ уже видимо преломляется отъ самаго употребленія своего, и въ свою чреду, по суду Промысла, долженъ быть преломленъ и повергнутъ на землю, а омраченные гордостію и своекорыстіемъ, сыны Албіона и Галліи возмнили, что они могутъ поднять сей жезлъ отъ земли и укрѣпить его снова на пораженіе несчастныхъ собратій своихъ по вѣрѣ. О, люди, люди!

Знаете ли, что ожидаетъ подобныхъ противниковъ воли Божіей? Это скажетъ намъ тотъ же св. Давидъ. Вскую, говоритъ онъ, шаташася языцы и людіе поучишася тщетнымъ? Предсташа царіе земстіи, и князи собрашася вкутѣ на Господа и на Христа Его. Живый на небесѣхъ посмѣется имъ, и Господь поругается имъ. Тогда возглаголетъ къ нимъ гнѣвомъ Своимъ и яростію Своею смятетъ я. Упасеши я жезломъ желѣзнымъ, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. И нынѣ, заключаетъ св. Давидъ, и нынѣ царіе разумѣйте, накажитеся вси судящіи земли, да не когда погибнете отъ пути Праведнаго, егда возгорится вскорѣ яростъ Его (Псал. 2, 1. 4. 5. 10-12).

/с. 51/ Если бы вняли сему предостереженію царя-пророка тѣ царіе и царицы, кои собрались нынѣ съ воями своими противъ Господа и Христа Его! Само милосердіе Божіе видимо удерживало ихъ отъ злочестиваго предпріятія, пославъ на воинство ихъ предъ началомъ самой брани лютую язву: они не вняли грозному гласу Божію, и еще можно сказать, бичуемые бичемъ небеснымъ, устремились противу святаго дѣла, нами защищаемаго. Послѣ такого упорства и нераскаянности, остается съ благоговѣніемъ ожидать, какъ исполнится надъ ними угроза Давидова, или паче Божія.

Примѣтьте, братіе, особенность сей угрозы. Прежде, нежели противники воли Божіей сокрушаются жезломъ желѣзнымъ, яко сосуды скудельничи, живый на небесѣхъ посмѣется имъ, и Господь поругается имъ. Не сказано: накажетъ, поразитъ и тому подобное, а посмѣется, поругается. Это значитъ, что съ неба на подобныя покушенія враговъ нашихъ смотрятъ такъ же, какъ мы смотримъ на малыхъ дѣтей, кои идутъ противу насъ, поднимаютъ на насъ слабую трость, или что-либо другое, что едва держатъ сами въ слабыхъ рукахъ. Мы смѣемся надъ такимъ дѣтскимъ мужествомъ и храбростію, и еще иногда помогаемъ имъ одержать надъ нами нѣкоторый успѣхъ, дабы болѣе доставить себѣ удовольствія, ибо потомъ при одномъ грозномъ взглядѣ нашемъ, тѣмъ паче при наложеніи руки на голову, вся дѣтская война обращается въ ничто и оканчивается смѣхомъ, если не слезами самихъ противниковъ. Такъ же, по выраженію св. Давида, поступаетъ Царь небесный съ земными возмутителями противниками Своей воли. Живый на небесѣхъ посмѣется имъ, и Господь поругается имъ.

Мы видѣли уже, братіе мои, начало этого посмѣянія свыше надъ противниками нашими; и еще увидимъ не разъ, какъ они будутъ поруганы свыше же, кромѣ меча нашего, доколѣ не будутъ сокрушены въ конецъ, яко сосуды скудельничи. О, всѣ замыслы, всѣ усилія человѣческія прейдутъ, обратятся въ ничто, яко же не сущая, а грозное слово Всевышняго, изреченное пророкомъ Его, — не прейдетъ, не прейдетъ!

Что привело насъ къ симъ размышленіямъ? — День настоящій. Нынѣ благочестивѣйшій Государь нашъ восшелъ /с. 52/ за двадесять девять лѣтъ предъ симъ на престолъ всероссійскій и, вмѣстѣ съ тѣмъ, яко первородный сынъ святой Церкви, принялъ на себя обязанность быть хранителемъ и защитникомъ святой вѣры и православія. Видите, какъ вѣрно исполняетъ онъ эту святую обязанность! — Исполняетъ вопреки всѣхъ враждебныхъ усилій запада.

Мы на землѣ дѣлаемъ и будемъ дѣлать свое дѣло — стоять за крестъ Христовъ. Господь ли не сдѣлаетъ тамъ — Своего? Живый на небесѣхъ посмѣется имъ, и Господь поругается имъ! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 50-52.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.