Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА НА ВЫСОКОТОРЖЕСТВЕННЫЕ ДНИ.

Слово въ день Святителя Николая, и тезоименитства Благочестивѣйшаго Государя Николая Павловича, Императора и Самодержца Всероссійскаго.

Что собрало насъ нынѣ въ такомъ множествѣ въ храмъ сей? Мы собрались по причинѣ двухъ свѣтлыхъ торжествъ. Одно — въ честь и память святителя Христова Николая Чудо/с. 22/творца Мѵрликійскаго; другое — въ честь Августѣйшаго Монарха нашего, который носитъ имя сего Спасителя. Сочетаніе торжествъ прекрасное! Посему-то именно надлежало ожидать, что это сочетаніе уже будетъ не первое въ исторіи нашей, и между тѣмъ оно первое и единственное! Поелику имя св. Николая съ самаго начала земли Русской было и есть въ особенномъ всеобщемъ уваженіи всего народа русскаго, то надлежало ожидать, что оно будетъ нарекаемо надъ многими лицами изъ державнаго Дома, что не одинъ изъ носящихъ его взойдетъ на престолъ россійскій... И между тѣмъ, — свидѣтель вся исторія — доселѣ не было на семъ престолѣ Николая. Казалось, что имя, такъ всѣмъ любезное, какъ будто хранится подъ какою-либо печатію, которую никто не смѣетъ вскрыть, никто изъ самыхъ вѣнценосцевъ не смѣетъ дать сыну или внуку!

Что значитъ это? «Дѣло случая», — отвѣтятъ нѣкоторые, а можетъ быть и многіе. За ними — кто бы они ни были — слѣпой случай, а мы обратимся къ чему-нибудь не слѣпому.

Восхожу мыслію ко временамъ первобытнымъ, когда пути Промысла были очевиднѣе, самый голосъ природы слышнѣе: и что нахожу? Нахожу, что въ церкви патріархальной имена нарекаемыя всегда означали будущія свойства и судьбу нарекаемыхъ, ибо давались по прозрѣнію свыше, коимъ обладали нарекающіе. Въ послѣдующія времена возможность — нарекать имена такимъ образомъ — начала оскудѣвать, и, оскудѣвая, постепенно дошла до того, что уступила смыслу чистому, какъ говорятъ, а въ самой вещи, — весьма не чистому произволу. Даютъ имена, какъ случится, не заботясь при семъ ни о чемъ, какъ развѣ о благозвучіи, — не руководясь ничѣмъ какъ развѣ родственными отношеніями.

Но первобытный законъ именъ не потерялъ самъ по себѣ и никогда не потеряетъ силы — выражать свойство и судьбу именуемыхъ. Когда люди уклонились отъ него, ибо по нечистотѣ не могли держаться на высотѣ его, то онъ остался, можно сказать, въ рукахъ одного Промысла Божія.

Промыслъ Божій такъ обыкновенно управляетъ судьбою человѣческою, что предоставляетъ полную свободу дѣйствовать людямъ; но гдѣ нужно, даетъ видѣть перстъ Свой, подобно художнику, который предоставляетъ составлять кар/с. 23/тину ученикамъ и по временамъ только прибавляетъ черты нѣкоторыя, чтобы не испортить картины.

Посему, и при нареченіи именъ, дѣйствіе Промысла можетъ оказываться только въ нѣкоторыхъ немногихъ случаяхъ.

Таковые случаи могутъ быть и бываютъ и въ малыхъ семействахъ; но тѣмъ паче въ великихъ, — мы разумѣемъ царства и народы.

Послѣ сего, уже заранѣе можно сказать, что они будутъ разительнѣе, нежели гдѣ-либо, въ державѣ Россійской. Почему заранѣе можно сказать это? Потому что вся исторія ея ознаменована разительными дѣйствіями и знаменіями непосредственнаго Промысла Божія.

Хотите ли доказательствъ? Вспомните имена — Владиміра: кто болѣе его овладѣлъ древнимъ міромъ русскимъ? — Петра: кто болѣе его былъ подобенъ адаманту не сокрушимому для всѣхъ войнъ?

Отъ сихъ и другихъ размышленій, коихъ вѣрность отдаемъ на судъ всѣхъ и каждаго, обратимся къ предмету настоящаго торжества, и подведемъ его, такъ сказать, подъ общій законъ. Что значитъ имя: Николай? — Оно значитъ — побѣдитель народовъ.

Теперь смотрите — на кого? Во-первыхъ, на святителя Христова Николая. Смиренный пастырь Мѵрликійской Церкви — прославляется предъ всѣми святителями, цѣлыми народами. Какими? Не только чтущими имя Христово, но и невѣрными, даже тѣми, кои разрушили гробъ и храмъ его и принудили святыя мощи его совершить путешествіе съ востока на западъ, какъ будто въ знаменіе того, что западъ, вспомнивъ древнее единство, паки обратится къ востоку.

Видите ли силу имени? Или точнѣе сказать, силу Того, Кто нарицаетъ, по выраженію Апостола, не сущая яко сущая (Рим. 4, 17)?

Воззримъ, за симъ, и на августѣйшаго соименника святителю, и что видимъ? Не видимъ ли подобнаго, то есть, что сила имени отражается въ судьбѣ того, кто носитъ имя?

Имя побѣдителя принадлежитъ большей части нашихъ вѣнценосцевъ, хотя не всѣмъ въ равной степени.

/с. 24/ Но скажите, кому болѣе принадлежитъ имя побѣдителя народовъ?

Прежде побѣждали владыкъ: въ наше время надобно сражаться съ народами...

(Не окончено).

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 21-24.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.