Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 3-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА НА ВЫСОКОТОРЖЕСТВЕННЫЕ ДНИ.

Слово въ день рожденія Благочестивѣйшаго Государя Николая Павловича, Императора и Самодержца Всероссійскаго, произнесенное въ Кіево-Печерской лаврѣ іюня 25-го дня, 1832 года.

И въ жизни каждаго человѣка важенъ день его рожденія, потому что отъ него начинается и по тому самому зависитъ цѣлая жизнь. Но день рожденія Государя долженъ быть важенъ и священъ для цѣлаго народа, потому что отъ него начинается и зависитъ новая судьба всего царства. Явленіе на свѣтъ державныхъ лицъ подобно восхожденію на тверди новыхъ свѣтилъ: всякій невольно спрашиваетъ при семъ, чего должно ожидать и что оно предвѣщаетъ? — И не напрасно! Возьмите всемірную исторію и перемѣните въ ней, даже только переставьте нѣсколько именъ царственныхъ: и вы увидите, что вмѣстѣ съ тѣмъ сама собою должна принять другой видъ исторія цѣлыхъ народовъ. Такъ много значитъ жизнь царей и правителей! — И вотъ почему почти всѣ народы, даже невѣдущіе истиннаго Бога, въ дни рожденія владыкъ своихъ обращались къ алтарямъ: чувствовали, что это священные дни откровеній небесныхъ о судьбѣ племенъ и народовъ.

Но великіе дни сіи дѣлаются еще священнѣе, очи и сердца подданныхъ съ наступленіемъ ихъ еще скорѣе и охотнѣе обращаются къ небу, когда благоуспѣшное царствованіе служитъ доказательствомъ, что десница Господня, изводя народоправителя на свѣтъ, опредѣлила ему быть /с. 4/ утѣхою и славою своего народа. Тогда всякая благая мысль о царѣ — отцѣ отечества невольно устремляется съ благодарностью къ Богу, и воспоминаніе о его происхожденіи на свѣтъ само собою обращается въ усердную молитву о продолженіи его жизни.

Возблагодаримъ же, почтеннѣйшіе соотечественники, Господа за то, что мы можемъ говорить такимъ образомъ о дняхъ рожденія государей, не противорѣча собственному чувству и опыту. Жизнь и царствованіе благочестивѣйшаго Государя нашего такъ благотворны для отечества, что день рожденія его, какъ начало новаго счастія для Россіи, безъ всякихъ повелѣній, самъ по себѣ священъ для каждаго сына отечества. Въ доказательство благодарности къ Царю Небесному и земному, намъ остается только проводить сей день приличнымъ ему образомъ.

Что же требуется для сего? Какимъ образомъ должно проводить дни рожденія благочестивѣйшихъ Государей?

Первымъ и важнѣйшимъ занятіемъ въ сіи дни должно быть обращеніе мыслей и сердецъ къ престолу Царя царствующихъ, — первымъ и важнѣйшимъ не по навыку только, или по какому-либо учрежденію, а по самому существу дѣла. Ибо кто далъ бытіе Царю нашему и украсилъ его великими способностями? Богъ. Въ чьей десницѣ продолженіе драгоцѣнныхъ для отечества дней его, его крѣпость, сила и мудрость? Въ десницѣ Божіей. Отъ кого зависитъ успѣхъ его начинаній, дѣйствительность средствъ, употребляемыхъ имъ къ созиданію блага общественнаго? Отъ Бога. Кѣмъ онъ возможетъ побѣдить искушенія, преодолѣть опасности, низлагать всякое зло? Единымъ Богомъ. Итакъ, къ Богу первѣе всего должны быть обращены нынѣ мысли и сердца наши, къ тому Богу, Который даетъ и преставляетъ владыкъ земныхъ, Которымъ всѣ царіе царствуютъ и всѣ сильные пишутъ правду (Прит. 8, 15), отъ Котораго исходитъ миръ и благоденствіе народовъ, Который творитъ все по волѣ Своей и въ силѣ небеснѣй, и въ селеніихъ земныхъ (Даніил. 4, 32).

Къ сему всесильному и живому Богу мы должны обращаться нынѣ во-первыхъ съ благодареніемъ за то, что Онъ обильно изліялъ на насъ милость Свою уже тѣмъ, что оправдалъ царствовать надъ нами возлюбленнаго раба Сво/с. 5/его, благочестивѣйшаго Монарха нашего; — за то, что внушилъ ему благодатію Своею множество новыхъ полезныхъ учрежденій, видимо клонящихся ко благу отечества; — за то, что помогъ ему преодолѣть многія препятствія, пройти и провести народъ свой безвредно среди разнообразныхъ и тяжкихъ искушеній; — за то, наконецъ, что благоволилъ содѣлать его отца о чадѣхъ своихъ веселящагося и веселящаго ими всѣхъ истинныхъ сыновъ отечества. А, благодаря Господа за прошедшее и настоящее, должны вмѣстѣ съ тѣмъ молить Его о будущемъ, о томъ, чтобы Онъ увѣнчалъ его долготою дней, наставилъ его и впредь непоползновенно проходити великое служеніе его, показалъ его, какъ молитъ Церковь, врагамъ побѣдительна, злодѣямъ страшна, добрымъ милостива и благонадежна, чтобы даровалъ во дни его и всѣмъ намъ миръ — безмолвіе и благопоспѣшество, благораствореніе воздуха, земли плодоносіе и вся, къ временной и вѣчной жизни потребная (слова молитв. изъ молебствія). Совершеніе таковаго благодаренія и прошеній предъ Господомъ въ настоящій день тѣмъ удобнѣе для каждаго, что святая Церковь, какъ первѣйшая и вѣрнѣйшая споспѣшница благоденствія общественнаго, предшествуетъ въ семъ святомъ дѣлѣ всѣмъ и каждому своимъ примѣромъ. Среди ея сильныхъ и пламенныхъ молитвъ о царѣ и царствѣ, и косныя души не могутъ не подвигнуться къ возношенію мыслей своихъ горѣ, къ престолу благодати; и хладныя сердца не могутъ не согрѣться огнемъ искренней любви къ Помазаннику Божію.

Послѣ молитвъ, настоящему дню весьма приличествуетъ благочестивое размышленіе о судьбахъ Божіихъ, являющихся какъ въ жизни царей и народовъ, такъ и въ жизни каждаго человѣка. Подобное размышленіе всегда поучительно и весьма полезно, ибо нигдѣ не открывается столько премудрости Божіей, какъ въ управленіи судьбою человѣческою; но разныя заботы и дѣла препятствуютъ многимъ изъ насъ предаваться сему спасительному размышленію. Будемъ дѣлать это по крайней мѣрѣ въ тѣ дни, кои, можно сказать, посвящены на то, — въ торжественные дни рожденія державныхъ лицъ. Имѣя въ виду великую зависимость отъ ихъ жизни и дѣяній — благоденствія обществъ человѣческихъ, — спроси себя: какъ учредились самыя сіи обще/с. 6/ства? Кто раздѣлилъ землю между пламенами и народами? Кто поставилъ царей и правителей? Разсуди: какъ, при всѣхъ видоизмѣненіяхъ земныхъ по волѣ человѣческой, по стеченію обстоятельствъ и случаевъ, существенная власть всей земли тѣмъ не менѣе всегда остается въ руцѣ Господни (Сир. 10, 4) — и Онъ, единъ Онъ воздвигаетъ потребныхъ во время на ней? Какъ поколѣнія самыя малыя возрастаютъ въ обширныя державы, когда неуклонно слѣдуютъ путемъ правды и истины; и какъ напротивъ племена и царства, самыя обширныя и цвѣтущія, умаляются и упадаютъ, или отъ языка въ языкъ преводятся (—8) ради неправды и грѣховъ своихъ? Какъ всѣ царства земныя служатъ, по намѣренію Промысла, невидимому царству Божію, и премудрость творческая совершаетъ судьбы свои чрезъ самые, такъ называемые, бичи человѣчества? Какъ добродѣтель и благочестіе въ цѣлыхъ народахъ, какъ и въ частныхъ людяхъ, служатъ сами себѣ наградою, а нечестіе и развратъ въ самихъ себѣ носятъ казнь и разрушеніе? — Плодомъ таковыхъ размышленій, если они будутъ ведены правильно, не можетъ не быть благоговѣніе предъ неисповѣдимыми путями премудрости Божіей и успокоеніе въ вѣчномъ промыслѣ ея о насъ, — уваженіе и довѣренность къ предержащей власти, яко богоучрежденной, богохранимой и богоуправляемой, — мужество среди искушеній общественныхъ, — довольство своимъ жребіемъ и вѣрность званію, въ какое кто призванъ, — ожиданіе бытія лучшаго, — рѣшимость жить въ царствѣ земномъ для небеснаго. А таковыя мысли и чувствованія суть одно изъ лучшихъ украшеній дней торжественныхъ, по тому самому, что ими исправляется и освящается цѣлая жизнь празднующаго.

Воспоминая такимъ образомъ происхожденіе на свѣтъ своего владыки, не забудь при семъ и своего. Ибо, говоря словами Премудраго, ни одинъ царь не имѣлъ иного происхожденія бытія (Прем. 7, 5). Законы рожденія, равно какъ и смерти, одни и тѣ же для всѣхъ. Итакъ, если когда, то въ день, подобный настоящему, благовременно спросить каждому самого себя: гдѣ мы были, прежде нежели узрѣли свѣтъ? Кто, какъ и для чего далъ намъ дыханіе и жизнь? — Какой законъ нашего бытія? Что будетъ съ нами послѣ? Къ чему всѣмъ намъ должно стремиться и пріуготовить /с. 7/ себя? Гдѣ тѣ, кои были прежде насъ, великіе и малые, цари и рабы? Заранѣе можно сказать, что, при размышленіи о сихъ предметахъ, многіе воспрянутъ отъ разсѣянія и задумаются, у многихъ глаза оросятся слезами раскаянія или умиленія, рѣдкіе не примутъ за правило вести себя лучше, рѣдкіе не устремятъ мыслей своихъ далѣе благъ чувственныхъ, выше всего видимаго и тлѣннаго.

Наконецъ, настоящій день царственный всего болѣе можетъ быть почтенъ дѣлами правды, милосердія и любви христіанской. — Кто истинно радуется въ день рожденія царя своего, дѣйствительно почитаетъ жизнь его благодѣяніемъ неба для себя и отечества, — для того должно быть весьма желательно ознаменовать свою благодарность Царю небесному и земному какимъ-либо чувственнымъ знакомъ, принести имъ за сіе, такъ сказать, какой-либо даръ. Но что можемъ принести тѣмъ, кои благихъ нашихъ не требуютъ? Для Царя небеснаго и земнаго всего пріятнѣе наша добродѣтель: ею наипаче по тому самому должны мы выражать и свою признательность къ нимъ. Всякое дѣло совѣта и мудрости гражданской, всякій подвигъ мира и устройства общественнаго, всякое дѣятельное выраженіе благочестиваго чувства и братолюбія, есть истинная дань признательности предъ Помазанникомъ Божіимъ. — Особенно же въ семъ отношеніи должны обращать на себя вниманіе наши дѣла милосердія и любви христіанской. Царь небесный, желая расположить людей ко взаимной любви, объявилъ, что Онъ приметъ за благодѣяніе Себѣ все, что будетъ дѣлано во имя Его меньшей и нуждающейся братіи (Матѳ. 25, 40): нѣтъ сомнѣнія, что и царь земный всегда готовъ подражать въ семъ отношеніи Царю небесному, — готовъ почесть за даръ себѣ все, что ради его будетъ оказано бѣдствующему человѣчеству. Посему всякій, желающій нынѣ возвеселить сердце людей его, облегчи участь страждущихъ, отри слезы несчастныхъ. Это лучшая жертва царю и отечеству. Если бы подобные подвиги частной благотворительности и остались въ неизвѣстности для слуха царева, то они не сокроются отъ очей Царя небеснаго; а Онъ найдетъ средство возвеселить за добродѣтели подданныхъ сердце Монарха, пекущагося о томъ, чтобы мы всѣ были добродѣтельны.

/с. 8/ Итакъ, вотъ чѣмъ приличнѣе всего освящать день, посвященный воспоминанію происхожденія на свѣтъ Помазанниковъ Божіихъ: молитвою и посѣщеніемъ храмовъ Божіихъ, благочестивымъ размышленіемъ о путяхъ Промысла касательно происхожденія на свѣтъ, жизни и судьбы людей и царствъ; наконецъ дѣлами правды, милосердія и любви христіанской. Такое время-препровожденіе можетъ показаться кому-либо слишкомъ обыкновеннымъ. Если бы оно въ самомъ дѣлѣ было таковымъ! Исполненіе обязанностей должно быть для насъ самымъ обыкновеннымъ занятіемъ, и нѣтъ ни одного дня и часа, въ который бы намъ позволительно было забыть вовсе о Богѣ и Его промыслѣ, о дѣлахъ вѣры и любви христіанской.

Впрочемъ, кто будетъ проводить настоящіе и подобные дни въ указанныхъ нами занятіяхъ, тому сами собою откроются и другія средства почтить священную торжественность ихъ приличнѣйшимъ образомъ. Христіанскія правила поведенія какъ во всѣхъ другихъ, такъ и въ семъ наипаче случаѣ, предлагаются вниманію слушателей не для того, чтобы ими обнять и опредѣлить совершенно всю полноту сердца царелюбиваго, измѣрить всю глубину души, исполненной любви къ отечеству: таковыя души всегда содержатъ въ себѣ болѣе, нежели сколько могутъ отъ нихъ требовать; таковыя сердца сами для себя суть лучшій законъ дѣятельности. Мы хотѣли только указать для желающихъ путь, на который вступивъ, можно идти безопасно къ цѣли. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ III. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 3-8.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.