Церковный календарь
Новости


2019-07-19 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 36-я (1908)
2019-07-19 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 35-я (1908)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 18-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 17-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 16-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 15-я (1922)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 66-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 65-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 64-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 63-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 62-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 61-я (1956)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 38-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 37-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 36-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 35-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

СОЧИНЕНІЯ ИННОКЕНТІЯ, АРХІЕПИСКОПА ХЕРСОНСКАГО И ТАВРИЧЕСКАГО.
Томъ 2-й. (Изданіе 2-е. СПб., 1908).

СЛОВА, БЕСѢДЫ И РѢЧИ ПРИ ОСВЯЩЕНІИ ХРАМОВЪ И ЗАЛОЖЕНІЯ СВ. И ОБЩЕСТВЕННЫХЪ ЗДАНІЙ.

Слово при освященіи церкви при вологодскомъ архіерейскомъ домѣ, во имя всѣхъ угодниковъ вологодскихъ.

Отъ молитвъ и пѣснопѣній время прейти къ собесѣдованію и слову: но сердце мое прежде всякаго слова обращаетъ меня паки къ молитвѣ. Чувствую нужду благодарить и молить. Кого? Тебя, Существо тріѵпостасное, Боже Отче, Сыне и Душе Святый, Тебя, отъ Коего нисходитъ всякое даяніе /с. 237/ благо и всякъ даръ совершенъ, безъ Коего мы сами по себѣ не можемъ и помыслить, тѣмъ паче совершить что-либо добраго. Отъ Тебя низошла къ намъ мысль — устроить сей домъ молитвы; Твоею благодатію воодушевлялись мы въ препобѣжденіи трудностей сего святого дѣла; Твоимъ вседержавнымъ именемъ положена нынѣ на немъ и печать освященія: Тебѣ убо единому подобаетъ за сіе слава, честь и благодареніе! — Призри съ высоты святыя славы Своея, и даруй, да всѣ входящіе во храмъ сей исходятъ изъ него со освященіемъ души и тѣла! Да счастливые обрѣтаютъ здѣсь побужденіе употреблять дары счастія въ славу Твою и благо ближнихъ: да несчастные износятъ отсюда утѣшеніе и силы къ благодушному несенію креста своего; да кающійся грѣшникъ слышитъ здѣсь гласъ помилованія, а нераскаянный да объемлется здѣсь спасительнымъ предчувствіемъ суда будущаго и мукъ вѣчныхъ; да всякъ просяй здѣсь пріемлетъ, и ищай обрѣтаетъ! О семъ молимъ Твою благость днесь, и будемъ молить выну, доколѣ вседержавной волѣ Твоей угодно будетъ внимать здѣсь нашимъ слабымъ молитвамъ.

Пріимите храмъ сей подъ молитвенный покровъ вашъ и вы, святые угодники и чудотворцы вологодскіе, имени коихъ посвященъ онъ! Мы твердо вѣруемъ, что духъ вашъ молитвенно носится надъ всею страною нашею, что всякъ обращающійся къ вамъ съ молитвою, гдѣ бы ни былъ, находитъ у васъ благовременную помощь: но намъ хотѣлось имѣть видимое, постоянное мѣсто, гдѣ бы мы могли обращаться ко всѣмъ вамъ въ молитвѣ, и обрѣтать васъ вкупѣ. Гдѣ же быть сему мѣсту, какъ не здѣсь, откуда, посредствомъ іерархическаго священнодѣйствія, исходитъ освященіе на всю страну нашу? Не оставляйте же, угодники Божіи, сего дома молитвы вашимъ невидимымъ присутствіемъ; предстойте сами на стражѣ духовнаго вертограда вологодскаго; очищайте, дополняйте, воодушевляйте наши хладныя молитвы вашимъ огнемъ серафимскимъ, да возможемъ священнотайнѣ низводить здѣсь благодать освященія на тѣхъ, кои должны по, томъ освящать таинствами всѣхъ и каждаго.

Обращаясь отъ всей молитвы къ собесѣдованію съ вами, братіе, я прежде всего долженъ подѣлиться съ вами чувствомъ духовной радости. Итакъ мы будемъ отселѣ имѣть храмъ во имя всѣхъ святыхъ молитвенниковъ и предстателей страны /с. 238/ нашей. Кто изъ насъ, въ день памяти каждаго изъ нихъ, не желалъ бы стоять и молиться у самыхъ святыхъ мощей угодника Божія? Но это невозможно. Въ замѣнъ сего, мы будемъ имѣть теперь возможность собираться въ сіи дни здѣсь, составлять въ честь каждаго праведника духовное празднество и такимъ образомъ поддерживать духовный союзъ нашъ съ ними. Мысль сія радуетъ мое сердце, и, безъ сомнѣнія обрадуетъ каждаго, кто вѣруетъ въ силу молитвеннаго ходатайства о насъ святыхъ Божіихъ.

И какъ не вѣровать въ сіе? Не таковъ ли вообще порядокъ вещей и на землѣ, между нами, что совершенный возрастомъ служитъ опорою для малолѣтняго, мудрый и опытный для недальновиднаго и незнающаго, богатый для бѣднаго, сильный и могущественный для слабаго и малозначительнаго? Что же всѣ мы въ отношеніи къ небожителямъ, какъ не дѣти малолѣтнія, какъ не существа недальновидныя, немощныя, всенуждающіяся? На что, съ другой стороны, употреблять и имъ свое духовное богатство, силу, мудрость, какъ не на помощь намъ, земнымъ братіямъ ихъ? Тѣмъ паче, когда сіе входитъ въ планъ міроправленія божественнаго, по коему всѣ существа разумныя, на землѣ и на небѣ, составляютъ единое семейство Отца небеснаго, гдѣ старшіе должны помогать и служить младшимъ, доколѣ всѣ не придутъ въ мѣру возраста чадъ Божіихъ. Въ силу сего закона любви самые Ангелы, по свидѣтельству святаго Павла, всѣ суть служебные духи, въ служеніе посылаемые за хотящихъ наслѣдовати спасеніе (Евр. 1, 14); въ силу сего же закона и святые Божіи, сіи новые ангелы, всѣ суть нашими наставниками, защитниками и хранителями. Въ сію высокую должность, какъ свидѣтельствуетъ слово Божіе, они вступаютъ еще въ продолженіе жизни своей, обложенные немощною плотію. Такъ, Авраамъ ходатайствуетъ за грады, уже осужденные правосудіемъ небеснымъ за казнь; и Господь благоутробно внемлетъ его ходатайству, и обѣщаетъ перемѣнить грозное опредѣленіе, если въ осужденныхъ градахъ обрящется десять праведниковъ. Моѵсей дѣлаетъ еще болѣе: дерзаетъ одинъ стать за цѣлый народъ, осужденный на истребленіе, кладетъ на вѣсы милосердія, въ цѣну избавленія, — собственное вѣчное спасеніе; и что же? Народъ спасенъ, даже ущедренъ новыми милостями. Кто спасъ и въ /с. 239/ нашей странѣ цѣлый градъ, и отвратилъ каменную тучу надъ нимъ висѣвшую? не одинъ ли праведникъ — святой Прокопій Устюжскій? Если одинъ могъ сдѣлать столь великое чудо, то чего не въ состояніи сдѣлать всѣ предстатели страны нашей? И если они такъ сильны были на землѣ, то какой помощи нельзя ожидать отъ нихъ съ неба? И се, они всѣ теперь здѣсь, съ нами, каждый съ своею молитвою, каждый съ своимъ благословеніемъ, каждый съ примѣромъ своей жизни! Сія мысль радуетъ мое сердце, веселитъ духъ, заставляетъ благодарить и славить.

Но, братіе мои, радуясь такимъ образомъ, и праведно, о внѣшнемъ приближеніи нашемъ къ святымъ покровителямъ страны нашей, не забудемъ при семъ, что сіе приближеніе, безъ поддержанія и укрѣпленія внутренняго союза съ ними въ духѣ, нравахъ и жизни, не приблизитъ ни ихъ къ намъ, ни насъ къ нимъ. Древній Израиль, подобно намъ, уповалъ нѣкогда на молитвы и заступленіе предъ Богомъ святыхъ праотцевъ своихъ. И дѣйствительно, доколѣ народъ израильскій старался быть достойнымъ ихъ святаго покровительства, усиливался ходить по чистымъ и святымъ стопамъ ихъ, дотолѣ, не смотря на всѣ слабости и недостатки свои, пользовался особенною милостію Божіею. Но когда, по надеждѣ на заступленіе святыхъ праотцевъ, народъ израильскій уснулъ сномъ грѣха и нераскаянности, то Вышній отвратилъ отъ него лице Свое, и, чтобы Израиль не продолжалъ обольщаться ложною надеждою, громко устами одного изъ пророковъ изрекъ ему: аще станутъ Моѵсей и Самуилъ предъ лицемъ Моимъ, нѣсть душа Моя къ людемъ симъ (Іерем. 15, 1). То же можетъ быть и съ нами, если мы, въ надеждѣ на видимую близость къ намъ святыхъ, дерзнемъ предаваться безпечности и нерадѣть объ освященіи себя вѣрою живою и дѣлами благими. Святый святыхъ не услышитъ молитву самыхъ святыхъ о грѣшникахъ нераскаянныхъ. Дерзнутъ ли ходатайствовать о таковыхъ самые праведники? Если и на землѣ, между нами, никто не пріемлетъ на себя ходатайства о человѣкѣ неисправимомъ, кольми паче на небѣ, гдѣ нѣтъ и не можетъ быть никакого лицепріятія. Если святые, по преизбытку любви небесной, и будутъ продолжать молить у престола благодати о таковомъ грѣшникѣ, то конечно не о томъ, чтобы /с. 240/ все спѣ́ялось въ руку его, а о томъ, чтобы, для возбужденія отъ смертнаго сна грѣховнаго, возгремѣлъ надъ нимъ громъ небесный.

Приходя убо, съ освященіемъ храма сего, въ ближайшій видимый союзъ съ святыми покровителями страны нашей, возревнуемъ объ укрѣпленіи и расширеніи невидимаго духовнаго союза съ ними. А для сего будемъ подражать ихъ жизни и подвигамъ. Соборъ ихъ такъ, благодатію Божіею, великъ и разнообразенъ, что всякое состояніе имѣетъ въ нихъ для себя образецъ, по роду и виду своему. Желаютъ ли пастыри и учители духовные видѣть, какъ должно предстоять стаду Христову, какъ совершать священнодѣйствіе слова и таинствъ, какъ право править слово истины? — Се предъ вами святые Стефанъ, Питиримъ и Антоній, положившіе за евангеліе самую душу свою. Нуженъ ли для мудрыхъ образецъ, какъ не ослѣпляться блескомъ мудрости земной, какъ буйство креста Христова ставить выше всѣхъ мірскихъ познаній? Се предъ нами святый Прокопій Устюжскій, святый Андрей Тотемскій, кои до того простерлись въ исполненіи заповѣди самоотверженія, что всю жизнь были буіими Христа ради. Святые благовѣрные князи Іоасафъ и Игнатій покажутъ сильнымъ и богатымъ, какъ не полагаться на богатство погибающее, на силу и могущество сокрушающіяся, какъ умѣть вмѣнять вся въ уметы — и славу и богатство, чтобы пріобрѣсти и не потерять Христа. Святые Корнилій Комельскій, Діонисій Глушицкій, Ѳеодосій Тотемскій, съ соборомъ преподобныхъ, ожидаютъ только желанія и охоты отъ тѣхъ, кои посвятили себя житію иноческому, чтобы руководить ихъ и примѣромъ и молитвами своими по узкому пути жизни пустыннической.

Имуще убо, заключимъ словами Апостола, облежащъ насъ толикъ облакъ свидѣтелей, и непрестанно орошаемы изъ сего облака росою благословеній небесныхъ, терпѣніемъ да тецемъ на предлежащій всѣмъ намъ подвигъ спасенія, взирающе непрестанно на Самого Начальника вѣры и Совершителя спасенія нашего, Господа Іисуса (Евр. 12, 1). Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ II. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 236-240.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.