Церковный календарь
Новости


2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 27-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 26-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 25-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 24-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 2-е (1976)
2019-08-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 1-е (1976)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Собесѣдованіе о Псалмахъ (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Предисловіе къ бесѣдамъ на Псалмы (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда о Давидѣ царѣ и Павлѣ апостолѣ (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда, сказанная въ великую седмицу (1899)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 23-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 22-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 10-я (1924)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 9-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 21 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

СОЧИНЕНІЯ ИННОКЕНТІЯ, АРХІЕПИСКОПА ХЕРСОНСКАГО И ТАВРИЧЕСКАГО.
Томъ 2-й. (Изданіе 2-е. СПб., 1908).

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ДНИ СВЯТЫХЪ.

Слово на память преподобнаго Діонисія Глушицкаго [1].

Аще узриши мя вземлема отъ тебe, будетъ ти тако; аще ли не узриши, не будетъ (4 Цар. 2, 10).

Такъ говорилъ пророкъ Илія ученику своему и преемнику пророку Елисею, просившему у него предъ взятіемъ его на небо, въ наслѣдіе себѣ духа сугуба, то есть силу благодати вдвое противъ той, которая обитала въ Иліи. Елисей въ точности исполнилъ дивное условіе: удостоился видѣть какъ колесница огненная и кони огненные восхитили учителя его на небо; посему и сподобился пріять просимое: падшая на него сверху милоть Иліина дала знать, что вмѣстѣ съ нею препелъ на него и духъ Иліинъ.

Мы, братіе, не зрѣли возносимою на небо чистой и святой души великаго и святаго основателя обители сей, нынѣ благочестно нами ублажаемаго; никто изъ насъ не просилъ у него предъ кончиною духа, тѣмъ паче сугубаго: и однако же онъ, отходя на небо, оставилъ, подобно древнему про/с. 201/року, намъ милоть свою, и какую милоть? Не одежду, — хотя и она отъ святыхъ не мало значитъ, — а свое нетлѣнное тѣло, которое, какъ милоть, служило нѣкогда покровомъ для чистой и святой души его.

Для чего оставилъ? Скажемъ не обвинуясь, что для того же, для чего оставлена была Иліина милоть Елисею, то есть, чтобы въ насъ, если возможно, былъ духъ праведника сугубъ. Ибо судите сами, если обыкновенная милоть служила знакомъ духа сугубаго, то милоть, намъ оставленная, составляющая сама по себѣ великое чудо, не можетъ не быть знакомъ и залогомъ величайшихъ дарованій. Итакъ могій вмѣстить да вмѣститъ! — У того, кто даетъ способнымъ духа безъ мѣры, станетъ духа для всякаго — въ мѣру возраста его.

Но большей части изъ насъ далъ бы Господь имѣть хотя тотъ благой духъ, который обиталъ въ ублажаемомъ нами праведникѣ. Ибо какихъ благихъ дѣлъ не совершили бы мы, если бы оживлены были духомъ Христовымъ въ той мѣрѣ, въ какой исполненъ былъ имъ преподобный Діонисій?

Если бы кто почелъ и эту мѣру не по себѣ и своимъ слабостямъ, тотъ возьми меньшую, возьми, если угодно, самую малую, но надобно взять какую-либо непремѣнно. Ибо для чего же оставлена и тебѣ, наравнѣ съ другими, чудесная милоть? Ужели для того, чтобы ты поклонялся ей и лобызалъ ее, не заемля нисколько духа у угодника Божія? — Но, для сего стоило ли бы ей цѣлые вѣки оставаться невредимою отъ тлѣнія? — Стоило ли бы для сего и намъ, оставивъ все, домы и дѣла наши, собираться въ такомъ числѣ въ сію пустыню? — Нѣтъ, сія чудесная милоть оставлена намъ, безъ сомнѣнія, для какого либо святаго употребленія: какого? Елисей милотію Иліиною раздѣлилъ Іорданъ и препелъ его по суху; а мы милотію угодника Божія будемъ раздѣлять потокъ времени и всего временнаго, потокъ удовольствій и сладостей мірскихъ, потокъ худыхъ примѣровъ и соблазновъ, тотъ потокъ, въ коемъ многіе утопаютъ такъ безгодно. Какъ раздѣлять? Повергая въ него милоть преподобнаго. Тебя, напримѣръ, окружаетъ потокъ чувственности и нечистыхъ удовольствій, ты самъ видишь, что можешь въ глубинѣ его погибнуть: стань мысленно у гроба преподобнаго, имись вѣрою за святыя мощи его, и потокъ соблазновъ житейскихъ разступится предъ тобою, ты прейдешь его, какъ /с. 202/ Елисей Іорданъ, безвредно. Предъ тобою потокъ неправеднаго прибытка, стопы твои скользятъ подъ нимъ; ты готовъ повергнуться во глубину его стремглавъ: спѣши мысленно къ чудесной милоти преподобнаго, укройся подъ нее сердцемъ смиреннымъ, воззови къ нему изъ глубины души о помощи, — и потокъ раздѣлится, корысть неправедная представится тебѣ во всей ея чернотѣ и потеряетъ силу влечь тебя за собою. Тебѣ оказана несправедливость, ты оскорбленъ жестоко; потокъ гнѣва кипитъ въ сердцѣ, и готовъ излиться въ словахъ студныхъ, въ ропотѣ и хулѣ: вспомни о милоти преподобнаго, о томъ, что ты лобызалъ святыя мощи его, — и уста, отверстыя на хулу, сомкнутся.

Такъ надобно поступать и въ другихъ случаяхъ. Не должно скучать, если святая милоть не вдругъ окажетъ свое благотворное дѣйствіе. И Елисей милотію Иліиною не вдругъ раздѣлилъ Іорданъ, долженъ былъ повергнуть въ него сію милоть дважды. И удари Елисей воды второе, пишется въ книгѣ Царствъ, и разступишася воды сюду и сюду, и прейде по суху. Такъ поступай и ты: ставь себя мысленно какъ можно чаще у святыхъ мощей угодника, и не отступай отъ него, доколѣ не почувствуешь въ себѣ присутствія благаго и крѣпкаго духа его. Ибо не напрасно же онъ оставилъ намъ всѣмъ такую милоть — свои нетлѣнныя мощи, когда мы напрасно не оставляемъ нигдѣ своего платья. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказанное въ Глушицкомъ монастырѣ.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ II. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 200-202.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.