Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 2-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА И БЕСѢДЫ НА ДНИ СВЯТЫХЪ.

Слово на память преподобнаго Димитрія, Прилуцкаго чудотворца [1].

Собравшись сюда въ такомъ числѣ не только изъ града, но и изъ всѣхъ окрестностей, вы собрались, братіе, безъ сомнѣнія, не для слушанія слова человѣческаго, а для того, чтобы принять въ души и сердца наставленіе отъ самаго угодника Божія, здѣ почивающаго и нынѣ благочестно нами ублажаемаго. Не скроемъ отъ васъ, что и мы пришли сюда, не столько для преподанія, сколько для принятія наставленій. Ибо гдѣ же и пастырямъ Церкви, для коихъ въ свою /с. 199/ чреду нужны просвѣщеніе и вразумленіе, и еще большія, нежели для пасомыхъ, гдѣ же и имъ почерпать себѣ наставленія, какъ не у подножія св. угодниковъ Божіихъ?...

Но, братіе, ужели посему ожидать намъ, чтобы угодникъ Божій для наставленія насъ оставилъ свое святое ложе, взошелъ на сіе мѣсто и — началъ бесѣдовать съ нами, подобно тому, какъ мы бесѣдуемъ съ вами! Такого собесѣдованія многіе изъ насъ, вѣроятно, не могли бы и перенести. Довольно того, что онъ столько вѣковъ предлежитъ нетлѣнными останками своими взору всѣхъ и каждаго, какъ разверстая книга, а читать въ сей книгѣ, и брать изъ нея назиданіе должно каждому самому, смотря по своему состоянію и своей нуждѣ. И трудное ли дѣло назидаться такимъ образомъ у раки св. угодниковъ каждому самому? Напротивъ! Какъ стоя противъ лѣтняго солнца, нельзя не начать нагрѣваться; какъ стоя у моря, нельзя не почувствовать мгновенно прохлады: такъ, стоя у подножія мощей святыхъ угодниковъ Божіихъ, невозможно не исполняться душевнаго назиданія.

Стóитъ только при семъ не развлекаться воображеніемъ по предметамъ стороннимъ, надобно только устремить молитвенно вниманіе и мысли на угодника Божія; и въ сердцѣ тотчасъ открывается источникъ святыхъ мыслей и чувствованій. Сіи мысли и чувствованія суть поученія самаго угодника Божія къ намъ, коего не могутъ замѣнить никакія наши поученія, потому что въ нихъ всегда сокрывается врачество прямо противъ того недуга, отъ коего мы страдаетъ; а проповѣдники не могутъ знать душевныхъ недуговъ каждаго; и если бы знали, не могутъ указать, въ одномъ и томъ же словѣ, каждому врачество приличное.

Итакъ, желающій слышать нынѣ поученіе, стань у раки преподобнаго, помолись ему отъ сердца и попроси наставленія, потомъ прислушайся къ своей душѣ, и смотри какая мысль въ ней явится. Придетъ ли мысль совершить какое-либо богоугодное дѣло, напримѣръ призрѣть бѣднаго, простить должника, — соверши его скорѣе: сего хощетъ угодникъ Божій. Явится ли намѣреніе разорвать постыдную связь, тебя доселѣ связывавшую и влекшую во адъ, — тотчасъ разорви ее навсегда; это повелѣваетъ угодникъ Божій. Почувствуешь ли отвращеніе отъ неумѣреннаго употребленія вина /с. 200/ и сикера, — брось эту пагубную привычку: угодникъ, внушившій тебѣ сіе чувство, самъ поможетъ тебѣ преодолѣть ее. Предавался ли доселѣ гнѣву, безчинію, сквернословію, нерадѣлъ ходить въ церковь, подавать милостыню, и совѣсть твоя начнетъ обличать въ этомъ, — скажи самъ себѣ: это — обличаетъ меня угодникъ Божій, не буду отселѣ такимъ, каковъ былъ, — скажи и докажи то самымъ дѣломъ. Когда бы такимъ образомъ приступали мы къ мощамъ святыхъ угодниковъ, то всегда слышали бы отъ нихъ поученіе для насъ нужное. Ибо для чего же они и возлежатъ предъ нами толико вѣковъ, какъ опочившіе вчера токмо сномъ. Ужели для того, чтобъ принимать отъ насъ поклоненіе? Но что нужды въ нашихъ поклоненіяхъ тѣмъ, коимъ мзда у Вышняго, кои наслаждаются царствіемъ небеснымъ? Если они остаются среди насъ видимо, не возносятся самою нетлѣнною плотію на небо, то именно потому, чтобъ наставлять и учить насъ, чтобы показать намъ путь живота вѣчнаго.

Пойдемте всѣ учиться у раки преподобнаго Димитрія! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказанное въ Спасо-прилуцкомъ монастырѣ.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ II. — Изданіе второе. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 198-200.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.