Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА НА ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ.

Слово въ недѣлю 18-ю по Пятидесятиницѣ [1].

И не бывъ сердцевидцами, можемъ сказать утвердительно, что среди настоящаго богослуженія многіе изъ васъ преносились мыслію на полуостровъ Таврическій и думали: что тамъ? Стои́тъ ли еще наша единственная твердыня — Севастополь? Не упали-ль духомъ его мужественные защитники? /с. 499/ Не угрожаетъ ли имъ какое-либо злоключеніе? — Если подобныя мысли происходили не отъ одного любопытства, а изъ любви къ отечеству, и сопровождались сердечною молитвою о благословеніи нашего оружія свыше, то мы не почтемъ ихъ безвременными и неумѣстными, даже здѣсь и теперь. Ибо сама святая Церковь, которая въ другое время возглашаетъ среди богослуженія: да молчитъ всякая плоть человѣка, и ничтоже земное въ себѣ да помышляетъ! — теперь она же каждую литургію преклоняетъ колѣна и молится со всѣми чадами своими о побѣдѣ надъ врагами. Посему-то и мы, когда предстали нынѣ сему престолу благодати на служеніе во храмѣ семъ, то однимъ изъ первыхъ помысловъ нашихъ была мысль о судьбѣ тѣхъ, кои подвизаются теперь на полуостровѣ противъ враговъ нашего отечества, и мы отъ всей души молили Господа, да будетъ Онъ милостивъ къ нимъ, и да пошлетъ Ангела Своего, споборающа имъ во всемъ и женуща предъ ними враговъ. Если грѣхи наши возбудили собою праведный гнѣвъ Его, то да проліется чаша наказанія на насъ, сколько возможемъ понести, но да не будутъ они препоною къ успѣхамъ оружія нашего и да не приведутъ за собою торжества надъ нами враговъ нашихъ.

По сему-то, можетъ быть, самому расположенію духа, среди настоящаго богослуженія, пришло мнѣ на память одно весьма примѣчательное сказаніе, въ коемъ содержится какъ бы нѣкое пророчество о судьбѣ Крыма, могущее въ настоящихъ — смутныхъ — обстоятельствахъ нашихъ, послужить и къ ободренію и къ назиданію нашему.

Хотите ли выслушать это сказаніе?

Въ царствованіе Михаила Ѳеодоровича, слѣдовательно болѣе, нежели за двѣсти лѣтъ предъ симъ, когда ханство Крымское было еще весьма сильно и грозно, а тогдашняя Россія, послѣ самозванцевъ и смутъ внутреннихъ, находилась въ слабомъ и истощенномъ состояніи, — отправлено было изъ Москвы въ Крымъ посольство для заключенія договора, между прочимъ, объ уступкѣ Россіи — чего бы вы думали? небольшаго пространства земли на правомъ берегу Днѣпра, тамъ, гдѣ нынѣ нашъ Александрійскій уѣздъ. Пребываніе пословъ нашихъ въ Крыму было крайне трудно и стѣснительно: отъ разныхъ нуждъ, а болѣе отъ надменности и /с. 500/ обидъ со стороны татаръ, многіе изъ посольства впали въ болѣзнь и лишились жизни; другіе, ища утѣшенія для себя въ святой вѣрѣ, начали посѣщать древнія святыя мѣста, коими Крымъ былъ тогда еще богаче, чѣмъ нынѣ. Въ числѣ прочихъ священныхъ древностей христіанскихъ, посѣщена ими была и древняя церковь, находящаяся въ скалѣ Инкерманской, вблизи нынѣшняго Севастополя, примѣчательная особенно тѣмъ, что на семъ мѣстѣ, въ началѣ еще втораго вѣка христіанскаго, подвизался и пріялъ вѣнецъ мученическій, сосланный туда на заточеніе, святый Климентъ, папа римскій. Здѣсь, въ одномъ изъ малыхъ придѣловъ церковныхъ, нашли они почивающими святыя мощи угодника Божія, кои поразили вниманіе ихъ необыкновенною своею цѣлостію и цвѣтомъ жизненнымъ. Обитавшіе еще тогда при сей церкви, православные греки разсказали имъ о чудесахъ отъ сихъ мощей надъ татарами, но имени святаго угодника не могли сказать имъ, потому что по новости своего поселенія — сами не знали его. Извѣстно было только, что святыя мощи почиваютъ тамъ съ незапамятныхъ временъ.

Состояніе церкви и положеніе святыхъ мощей показалось соотечественникамъ нашимъ, привыкшимъ къ благолѣпію святынь московскихъ — крайне скуднымъ и жалостнымъ, ибо татары, хотя боялись святаго угодника за его чудеса надъ ними, но не благопріятствовали мѣсту его покоища и не допускали въ немъ никакого благоукрашенія; а, кромѣ того, проживавшіе тамъ греки сами находились въ нищетѣ и угнетеніи: даже видно было, что не долго дадутъ имъ и жить тамъ. Какъ добрые христіане и усердные сыны Церкви, соотечественники наши возревновали о чести святыхъ мощей и рѣшились выпросить ихъ у грековъ, дабы перевести съ собою — тайно — въ Москву. Тяжело было бѣднымъ, но усерднымъ къ вѣрѣ, грекамъ разлучиться съ своимъ святымъ угодникомъ; но, подумавъ зрѣло о своемъ положеніи, тягостномъ въ настоящемъ и безвѣстномъ въ будущемъ, они рѣшились, для славы Божіей и для большаго прославленія святыхъ мощей, передать ихъ благочестивымъ москвитянамъ. Для сего немедленно уготована была послѣдними рака для вложенія мощей на путь, благоприличный покровъ на нихъ и все прочее; оставалось только взять ихъ непримѣтно для татаръ; но подъ тотъ самый день, когда /с. 501/ надлежало совершиться сему дѣлу, угодникъ Божій явился нощію во снѣ одному изъ пословъ нашихъ и сказалъ такъ: «Други мои, вы желаете взять отсюда мощи мои въ Москву; а мое намѣреніе совершенно другое: я хочу здѣсь — въ Крыму утвердить Россію; посему оставьте меня здѣсь. Память моя перваго сентября». — Послѣ такого видѣнія, естественно, оставлена была всякая мысль о перенесеніи святыхъ мощей изъ Крыма въ Россію. Вмѣсто сего, изветшавшая рака замѣнена новою, покрыта благоукрашеннымъ покровомъ, и церковь снабжена всѣмъ нужнымъ. Какъ бы въ возмездіе за таковое усердіе, угодникъ Божій вскорѣ послѣ того явилъ благодатную силу свою у Господа, чудесно преподавъ изцѣленіе отъ тяжкаго недуга одному изъ тѣхъ нашихъ соотечественниковъ, кои особенно усердствовали къ святымъ мощамъ его.

Таково древнее сказаніе о Крымѣ! — Прибавимъ, что историческая достовѣрность сего сказанія не подлежитъ ни малѣйшему сомнѣнію, ибо оно найдено въ московскомъ хранилищѣ древнихъ хартій государственныхъ, еще до начала нынѣшней войны, когда не было ни у кого и мысли о настоящей судьбѣ Крыма, — составлено, — какъ видно изъ самаго свитка, еще за два вѣка предъ симъ, когда слишкомъ отважно было бы думать о томъ, чтобы утвердить въ Крыму Россію, почти каждый годъ трепетавшую въ самой Москвѣ отъ нашествія татаръ. И надобно-же было сему столь примѣчательному сказанію оставаться въ неизвѣстности болѣе двухъ вѣковъ и явиться изъ-подъ спуда именно предъ тѣмъ временемъ, когда вниманіе всѣхъ и каждаго невольно должно было обратиться на судьбу Крыма!... Не особенное ли это дѣйствіе Промысла Божія — въ назиданіе и утѣшеніе наше?

Что же мы видимъ изъ сего сказанія? Видимъ, что о судьбѣ полуострова Таврическаго думано и суждено еще за нѣсколько вѣковъ; думано не на землѣ токмо, а и на небѣ, не человѣками, самими небожителями. — Что же придумано и разсуждено? — Утвердить, какъ говорилъ въ видѣніи святый угодникъ Божій, утвердить въ Крыму Россію. И она утвердилась тамъ: ханство Крымское со всѣми его ужасами давно прешло, уступивъ мѣсто кроткой и благотворной державѣ всероссійской. Теперь враги наши, въ припадкѣ злобы и /с. 502/ гордости, возмечтали отторгнуть сію страну отъ состава Россіи: сбыточное ли это дѣло? Нѣтъ, это было бы противно планамъ и опредѣленію самаго Промысла Божія. Ибо, угодникъ Божій не прилагалъ бы, какъ онъ самъ говоритъ, попеченія объ утвержденіи въ Крыму Россіи, если бы не былъ увѣренъ, что это согласно съ волею Божіею, что сего именно хощетъ Самъ Господь. А когда такъ, то будемъ, возлюбленные, покойны за судьбу нашего полуострова; что бы ни дѣлали тамъ враги наши, какими бы даже на нѣкоторое время ни пользовались успѣхами, — все это не измѣнитъ опредѣленій небесныхъ. Ибо яже Богъ святый совѣща, кто разоритъ, и руку Его высокую кто отвратитъ? (Исаіи 14, 27).

Одинъ есть на землѣ врагъ, который можетъ испортить все дѣло и котораго намъ посему должно опасаться паче всего: это — грѣхи наши! Ибо они, а особенно нераскаянность въ нихъ, могутъ измѣнить самое благое опредѣленіе Божіе о насъ, какъ то показываетъ примѣръ народа еврейскаго. Это былъ народъ избранный отъ всѣхъ языкъ и племенъ, коему принадлежали всѣ откровенія, чудеса и обѣтованія Божіи: но когда, вознерадѣвъ о своемъ великомъ и святомъ предназначеніи, онъ началъ предаваться различнымъ страстямъ и порокамъ, не вразумляясь самыми наказаніями за то свыше, то Господь, въ праведномъ гнѣвѣ Своемъ, отвергъ народъ сей отъ лица Своего и лишилъ всего; разсѣялъ его потомъ по лицу всея земли и положилъ въ притчу между всѣми народами. — Блюдемся, возлюбленные, подобной страшной участи! — И для сего да хранимъ себя отъ всякихъ дѣлъ тьмы и неправды; а впавши въ вольная и невольная согрѣшенія, да не медлимъ омывать ихъ слезами истиннаго покаянія. Тогда никто и ничто не воспрепятствуетъ исполненію всеблагаго совѣта Божія о насъ и отечествѣ нашемъ; — и враги самымъ нападеніемъ на насъ скрѣпятъ навсегда то, что представлялося не такъ твердымъ и способнымъ къ отторженію, — еже буди благодатію Господнею и молитвами святаго угодника, о коемъ мы теперь бесѣдовали съ вами, и о коемъ, можетъ быть, дастъ Господь побесѣдуемъ и еще — современемъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесенное въ Одесскомъ Срѣтенскомъ городскомъ соборѣ 3 октября 1854 года.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 498-502.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.