Церковный календарь
Новости


2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Военный заговоръ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Штурмъ власти (1938)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 58-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 57-я (1956)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 34-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 33-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 32-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 31-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА НА ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ.

Слово въ недѣлю 13-ю по Пятидесятницѣ [1].

Слышали ль вы громъ? видѣли ль вы молнію? — Эта молнія сверкнула здѣсь; этотъ громъ прогремѣлъ въ семъ храмѣ. Ибо не здѣсь ли, не съ сего ли священнаго мѣста возглашено было нынѣ молніеносное слово Апостола: аще кто не любитъ Господа Іисуса, да будетъ проклятъ! (1 Кор. 16, 22). Что же значатъ всѣ громы и молніи противъ единаго проклятія Божія? Молнія и громъ поражаютъ въ одно извѣстное время и одно какое-либо мѣсто на землѣ; а проклятіе Божіе, разъ изреченное въ раю, доселѣ всю землю заставляетъ покрываться терніемъ и волчцами. Громъ и молнія могутъ убить тѣло, отнять жизнь временную; а проклятіе Божіе можетъ и душу и тѣло воврещи на вѣки въ геенну огненную. Итакъ надобно прилежнѣе осмотрѣться, не стоимъ ли мы подъ симъ ужаснымъ громомъ? Не привлекаемъ ли чѣмъ-либо на главу свою этой неугасимой молніи? Даже не пораженъ ли ею уже кто-либо? Ибо и это можетъ быть, что иной уже пораженъ ею и не чувствуетъ своего пораженія, подобно тому, какъ пораженный громомъ и молніею чувственною не знаетъ своего положенія, и, если можетъ быть возвращенъ къ жизни, то помощію благотворительной руки чуждой.

Аще кто не любитъ Господа Іисуса, да будетъ проклятъ!

Итакъ довольно одной нелюбви къ Господу Іисусу, чтобы обрушиться на насъ гнѣву небесному. А мы обыкновенно думаемъ, что проклятіе небесное поражаетъ токмо самыхъ послѣднихъ преступниковъ, что для сего надобно быть Каиномъ, Іудою или Аріемъ богохульникомъ. На чемъ основы/с. 492/ваясь, думаемъ мы такимъ образомъ? На томъ, что Богъ милосердъ, и прочіе люди не такъ худы и злы. Но гдѣ же, въ комъ же болѣе и открылось все милосердіе Божіе, какъ не въ лицѣ Единороднаго Сына Его, за насъ на крестѣ умершаго? Если я не люблю сего самаго милосердія, то есть, Божественнаго лица Искупителя моего; то что другое остается мнѣ, какъ не судъ, гнѣвъ и казнь? «Мы еще не такъ худы, чтобы быть предметомъ гнѣва небеснаго». Но гдѣ же, въ комъ же вся наша правда и оправданіе, какъ не въ томъ же лицѣ нашего Божественнаго Ходатая? Если я не люблю сію правду въ Его лицѣ, то чтó остается мнѣ, какъ не моя собственная неправда и, слѣдовательно, гнѣвъ небесный? Если бы лице Спасителя нашего само по себѣ было не такъ любвеобильно, то, можетъ быть, еще было бы сколько-нибудь извинительно-не любить Его; но теперь оно именно таково, что, смотря на него, должно сказать: «Спаситель нашъ весь любы есть!» Какъ же не любить сей любви? И что остается не любящему ея, какъ не гнѣвъ и судъ? Посему, если бы Апостолъ и не говорилъ намъ страшнаго слова на тѣхъ, кои не любятъ Господа Іисуса, то собственное наше сердце, Его любящее, должно бы произнести его. Въ такомъ случаѣ одно можетъ быть извиненіе — невѣдѣніе; а кто знаетъ Господа Іисуса, вѣдаетъ, что Онъ сдѣлалъ и претерпѣлъ за насъ, и не любитъ Его, — тотъ не имать вины о грѣсѣ, тотъ явный врагъ всего святаго и потому неминуемо подлежитъ отверженію. Аще кто не любитъ Господа Іисуса, да будетъ проклятъ!

Кто же любитъ и кто не любитъ Господа Іисуса? Вопросъ крайне важный; ибо съ любовію соединено все благословеніе и, слѣдовательно, жизнь вѣчная; а съ нелюбовію — явное проклятіе и, слѣдовательно, смерть вѣчная.

Не любитъ Господа Іисуса тотъ, кто не старается узнать Господа Іисуса, то, чтó Онъ сдѣлалъ и намѣренъ сдѣлать для насъ, и чего желаетъ и требуетъ отъ насъ. Не любитъ Господа Іисуса тотъ, кто не старается исполнять заповѣди Его, подражать примѣру Его, уподобляться Ему въ своихъ мысляхъ, нравахъ и поступкахъ. Не любитъ Господа Іисуса тотъ, кто не любитъ думать о Немъ, какъ можно чаще, представлять Его жизнь, какъ можно живѣе, поставлять себя въ Его невидимое присутствіе, давать Ему от/с. 493/четъ въ своемъ поведеніи. Не любитъ Господа Іисуса тотъ, кто не любитъ слова Его, оставленнаго намъ въ Евангеліи, не любитъ Церкви, Имъ учрежденной, не любитъ таинствъ, Имъ преподанныхъ. Не любитъ Господа Іисуса, — кто холоденъ къ Его славѣ, не старается распространять познанія о Немъ, не защищаетъ имени Его, не стоитъ за святость Его Евангелія. Не любитъ Господа Іисуса, — кто не хочетъ лишиться за Него благъ временныхъ, претерпѣть поношенія и гоненія отъ міра. Не любитъ Господа Іисуса, — кто не ожидаетъ Его славнаго пришествія, не водится обѣтованіями. Имъ данными, не приноситъ имъ въ жертву суетныхъ надеждъ мірскихъ.

Сами видите, братіе, что я беру черты любви самыя обыкновенныя и, такъ сказать, неизбѣжныя, такія свойства и признаки, безъ коихъ и земная любовь была бы недостойна своего имени. Но когда совокупить и сіи немногія черты въ единъ образъ и приложить его къ намъ, то много ли найдется любящихъ Господа Іисуса? Значитъ, мы едва не всѣ стоимъ подъ страшнымъ словомъ Апостола Христова! Стоимъ и не думаемъ о своей опасности! Думаемъ напротивъ, что мы совершенно безопасны, и почему? Потому что носимъ имя (одно имя) христіанъ, принадлежимъ (также по одному имени) къ Церкви Христовой, исполняемъ (машинально) нѣкоторые обряды ея, то есть, потому именно надѣемся и почитаемъ себя безопасными, почему-бъ надобно было страшиться и трепетать!..

Да пробудится же вниманіе тѣхъ, кои способны еще возбудиться отъ сна и безпечности духовной! — Не напрасно слово Апостола поразило среди настоящаго служенія мысль мою и повелительно заставило меня отверсть уста на повтореніе его въ слухъ вамъ: ибо я не хотѣлъ нынѣ бесѣдовать съ вами. Можетъ быть, между нами есть именно такія души, для коихъ нужно было такое пробужденіе. И для кого же оно не нужно? Кто похвалится имѣть такую любовь къ Господу Іисусу, какую должно имѣть, какую Онъ заслужилъ отъ насъ? Итакъ, всѣ со страхомъ пріимемъ слово Апостола и, возвратившись въ домы, размыслимъ: не падаетъ ли оно всею тяжестію своею и на насъ? — Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказанное въ вологодскомъ Успенскомъ соборѣ.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 491-493.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.