Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА НА ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ.

Слово въ недѣлю Всѣхъ Святыхъ.

Окончивъ празднества въ честь воскресшаго Господа нашего и всеблагаго Утѣшителя, Имъ ниспосланнаго, нынѣ, въ заключеніе торжествъ, мы совершаемъ память всѣхъ святыхъ. Заключеніе торжествамъ Господнимъ самое приличное. Ибо цѣль, для которой Спаситель нашъ оставилъ землю и взошелъ на небо, для которой Духъ Святый оставилъ небо и сошелъ на землю, — сія высокая цѣль состоитъ не въ другомъ чемъ, какъ въ освященіи грѣшнаго рода человѣческаго, въ возведеніи всѣхъ насъ на небо. Но лики святыхъ Божіихъ составляютъ сонмъ непререкаемыхъ свидѣтелей, что сія блаженная цѣль достигнута, что вознесшійся отъ насъ Спаситель точно уготовалъ мѣсто для всѣхъ Своихъ послѣдователей, что снисшедшій къ намъ Утѣшитель дѣйствительно содѣлываетъ способными самыхъ плотскихъ людей обитать въ обителяхъ Отца небеснаго. Ибо что были всѣ святые Божіи, нынѣ нами ублажаемые, какъ не подобострастные намъ человѣки? — Почему слава ихъ есть слава Сына Искупителя и Духа Освятителя; безъ заслугъ Сына ни предъ однимъ изъ нихъ не отверзлось бы небо, а безъ благодати Духа ни одинъ изъ нихъ не возмогъ бы войти и въ отверстое небо. Посему, какъ сказалъ я, настоящее празднество въ честь всѣхъ святыхъ составляетъ самое естественное и приличное заключеніе празднествъ Господнихъ: /с. 489/ ибо само есть непосредственный плодъ событій, въ нихъ воспоминаемыхъ.

Но, братіе, въ празднествахъ святыя Церкви, и безъ нашего указанія, каждый легко можетъ усматривать дивную послѣдовательность и порядокъ богомудрый. Нужнѣе спросить: есть ли таковая послѣдовательность, такой святой порядокъ въ нашихъ празднованіяхъ? — Мы прошли теперь весь кругъ торжествъ, достигли конца празднествъ — по времени: достигли ли конца и намѣренія оныхъ и на самомъ дѣлѣ? Приблизились ли къ тому, что составляетъ главный конецъ всѣхъ празднествъ и учрежденій Церкви, всѣхъ таинствъ и всего служенія ея, всей нашей благодатной и естественной жизни — къ нашему освященію во Христѣ? — Совершая уже нынѣ память всѣхъ святыхъ, можемъ ли сказать о себѣ, что мы сами сдѣлались свободнѣе отъ всего грѣховнаго, чище отъ всего земнаго и тлѣннаго, сроднѣе въ духѣ со всѣмъ духовнымъ и небеснымъ? — Это естественный и необходимый плодъ, который Церковь предполагала видѣть въ насъ нынѣ, послѣ столькихъ святыхъ торжествъ! Она чаяла, что страданія Господа поколеблютъ самое упорное во грѣхѣ сердце, что съ воскресеніемъ Его воскреснетъ въ нашемъ духѣ все, чтó еще не успѣло быть совершенно подавлено грѣхомъ, что съ вознесеніемъ Его на небо поднимутся мысль и желанія къ небу самыхъ равнодушныхъ, что съ сошествіемъ на землю Утѣшителя обратятся самые слабые и отважутся вступить на путь вѣры и любви. Исполнились ли сколько-нибудь сіи чаянія? — Велика ли въ насъ жатва послѣ столь долгаго сѣянія? Что видитъ теперь въ насъ Господь нашъ, приникая съ высоты святыя славы Своея? Усматриваетъ ли хотя малое соотвѣтствіе тѣмъ великимъ подвигамъ, кои Онъ подъялъ за насъ, находясь на землѣ? Что нашелъ въ насъ Духъ Святый, снисшедшій къ намъ отъ Отца? Можетъ ли Онъ засвидѣтельствовать предъ Отцемъ, что земныя чада Его еще помнятъ о своемъ происхожденіи и не хотятъ оставаться навсегда въ землѣ чуждой? — Много ли радостнаго находятъ нынѣ въ насъ, не смотря на торжество наше въ честь ихъ, и святая братія наша на небѣ? — Когда мы празднуемъ въ честь ихъ, и они безъ сомнѣнія не остаются праздными. Мы припоминаемъ ихъ дѣянія и подвиги, а они разсматриваютъ наши нравы, образъ жизни и дѣйствія; видя ихъ труды и /с. 490/ побѣды надъ врагами спасенія, мы не можемъ не утѣшаться духомъ; видя наши паденія и измѣны истинѣ, они не могутъ не сокрушаться о насъ. Что же, если они во многихъ изъ насъ ничего не увидятъ, кромѣ паденій и измѣнъ? Что послѣ сего будетъ значить наше празднованіе въ честь всѣхъ святыхъ для самыхъ святыхъ, если не день сѣтованія о всѣхъ насъ грѣшникахъ?

Таковы наши празднества! — Кругъ церковныхъ празднествъ свѣтелъ и благолѣпенъ; кругъ нашихъ празднествъ бываетъ и теменъ и безобразенъ. Въ кругѣ церковномъ самыя сѣтованія оканчиваются духовнымъ торжествомъ; въ нашемъ кругѣ самыя торжества приводятъ нерѣдко къ духовному сѣтованію. Въ самомъ дѣлѣ, можетъ ли веселиться о насъ вознесшійся Господь нашъ, когда видитъ, что крестныя страданія Его остаются для многихъ изъ насъ безъ всякаго плода, что многіе изъ послѣдователей Его живутъ такъ, какъ бы Онъ и не приходилъ для спасенія ихъ на землю? — Можетъ ли утѣшиться нами Духъ Утѣшитель. когда видитъ, какъ многіе вовсе не памятуютъ о Его присутствіи среди насъ, дышатъ непрестанно духомъ міра, идутъ вопреки Его благодатныхъ внушеній? — Могутъ ли принимать съ радостію наши величанія и небесная братія наша, когда находятъ, что земная братія ихъ безумно расточаютъ общее всѣмъ человѣкамъ драгоцѣнное наслѣдіе благодати. нисколько не соотвѣтствуютъ своему небесному благородству, идутъ на всякое зло, вопреки волѣ Отца небеснаго?

Послѣ сего одно средство содѣлать нынѣшнее празднество благопріятнымъ для нашего Спасителя, для Духа Утѣшителя и для всѣхъ святыхъ — усвоить себѣ сѣтованіе ихъ о грѣхахъ нашихъ. Покаяніе все вдругъ перемѣняетъ. Когда мы начнемъ сѣтовать по Бозѣ, тогда небожители возрадуются, подобно какъ они сѣтуютъ, когда мы предаемся радостямъ мірскимъ и грѣховнымъ.

Но сѣтованію о грѣхахъ прилично ли быть заключеніемъ торжествъ Церкви? Для праведныхъ, конечно, было бы это не прилично; а для грѣшниковъ всего приличнѣе. Больные лѣчатся и въ праздники; а какая болѣзнь опаснѣе грѣха? — Впрочемъ, чѣмъ начался кругъ священныхъ дней нынѣ заключаемыхъ? Не воспоминаніемъ ли паденія Адамова, а въ лицѣ Адама и всѣхъ насъ, потомковъ его? — Посему чѣмъ /с. 491/ лучше и заключить его, какъ не возстаніемъ, чрезъ покаяніе, отъ паденій собственныхъ? — Такимъ образомъ конецъ возвратится къ началу и возвратитъ насъ къ тому блаженному и безначальному началу, въ коемъ блаженствуютъ нынѣ души всѣхъ святыхъ братій нашихъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 488-491.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.