Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА НА ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ.

Слово въ недѣлю Всѣхъ Святыхъ [1].

Нынѣ праздникъ во имя всѣхъ святыхъ, а мы собрались праздновать его среди жилища всѣхъ — мертвыхъ! По празднику ли мѣсто? — Думаю, что весьма по празднику, ибо мертвые ближе насъ къ святымъ уже потому, что, разрѣшившись отъ узъ плоти, находятся съ ними въ одномъ и томъ же мірѣ — невидимомъ; еще ближе насъ къ святымъ мертвые тѣмъ, что, подобно святымъ, не грѣшатъ уже болѣе, по крайней мѣрѣ, не грѣшатъ подобно намъ грѣшнымъ. Смотря на дѣло съ сей стороны, я даже не знаю, братіе, что болѣе должно называть кладбищемъ, то ли мѣсто, гдѣ почиваютъ усопшіе, или то, гдѣ находимся мы живые. Ибо здѣсь, среди такого множества почивающихъ плотію, безъ сомнѣнія, есть не малое число живыхъ духомъ; а среди насъ, живущихъ по плоти, единъ Богъ вѣдаетъ, есть ли люди не мертвые духомъ.

Итакъ, мѣсто празднованія нашего весьма по празднику; и тѣ поступили весьма хорошо, кои храмъ здѣшній, предназначенный особенно молитвамъ за умершихъ, посвятили памяти всѣхъ святыхъ, ибо симъ самымъ души, почивающихъ здѣ усопшихъ отданы подъ могущественное покровительство Всѣхъ святыхъ, такъ что каждая душа можетъ имѣть между ними особеннаго, себѣ свойственнаго, ходатая. — /с. 481/ Благоразумно поступили, братіе, и вы, что для празднованія въ честь всѣхъ святыхъ собрались въ такомъ множествѣ сюда, на мѣсто всѣхъ усопшихъ: ибо и святые и мертвые внушаютъ намъ живымъ одну и ту же важную истину: «смертные, живите для Бога и добродѣтели; безъ этого все, что вы ни дѣлаете, что, ни пріобрѣтаете, чѣмъ ни отличаетесь, все — суета и ничтожество!»

Это говорятъ намъ, во-первыхъ, всѣ святые. Какъ говорятъ? — Самымъ образомъ жизни и званія своего. Въ самомъ дѣлѣ, братіе, въ мірѣ было много людей славныхъ и могущественныхъ, кои потрясали цѣлыя царства и народы; много было людей богатыхъ, кои не знали числа своимъ сокровищамъ; много было мудрыхъ и ученыхъ, кои знали все отъ кедра до иссопа, отъ солнца до песчинки: и однако же мы не празднуемъ во имя ни одного изъ сихъ людей. А въ честь кого празднуемъ? въ честь тѣхъ, коихъ міръ большею частію или не зналъ, или, зная, почиталъ буіими, или даже гналъ и довелъ до смерти, изъ коихъ, по описанію Апостола, одни каменіемъ побіени, или претрени быша, другіе убійствомъ меча умроша, почти всѣ были лишени, скорбяще, озлоблени, въ пустыняхъ скитающеся, и въ горахъ, и въ вертепахъ и пропастехъ земныхъ (Евр. 11, 37). Такихъ людей, а не знатныхъ, не великихъ, по мнѣнію міра, празднуемъ мы память. Что значитъ это? То, что и могущество, и богатство, и слава, и мудрость земная не составляютъ вѣчнаго достоинства человѣка, что все это значительно только до гроба, а тамъ потребно другое, совершенно другое. Что именно? То самое, за что ублажаются святые. Это, какъ вы слышали при чтеніи нынѣшняго Апостола, — это смиреніе, терпѣніе, чистота духа и тѣла, любовь къ Богу и ближнимъ, добродѣтель, богоподобіе. Кто успѣетъ обогатить и отличить себя сими драгоцѣнными качествами, тотъ, хотя бы ничто былъ для міра, хотя бы ничего не имѣлъ, хотя бы всю жизнь провелъ въ презрѣніи, рабствѣ и нищетѣ, будетъ великъ у Бога, получитъ то, съ чѣмъ не сравнится никакая слава земная, никакое блаженство временное. Вотъ чему поучаютъ насъ всѣ святые! Это же самое внушаютъ намъ и всѣ мертвые. Какъ внушаютъ? Самымъ настоящимъ состояніемъ своимъ. Въ самомъ дѣлѣ, подумайте! между погребенными здѣсь не малое число такихъ, кои отличались поче/с. 482/стями, занимали важныя мѣста, имѣли вліяніе на многихъ: подите теперь и спросите, кого угодно изъ нихъ — что помогла имъ ихъ важность при смерти, защищала ли отъ болѣзней тѣла, отъ ужасовъ и томленій духа? — Если бы не какой-либо крестъ или камень надъ ихъ могилою, то ее нельзя было бы отличить отъ могилы самаго послѣдняго нищаго. Такъ смерть смиряетъ гордыню и величіе наше; убо чести и отличія — безъ вѣры и добродѣтели — суета! Между почивающими здѣсь также не малое число людей, кои обладали великими стяжаніями, составляли зависть многихъ; подите спросите любаго изъ нихъ: что взялъ онъ съ собою изъ своихъ сокровищъ? Увы! наги всѣ пришли мы изъ утробы матерней, едва не наги отходимъ и въ утробу земли. Смерть отъемлетъ все: убо стяжанія и богатство — безъ страха Божія и дѣлъ милосердія — суета. И что, если бы какимъ-либо чудомъ дано было всѣмъ, здѣсь почивающимъ, возстать изъ гробовъ и возвратиться къ прежнимъ занятіямъ? Многіе ли возвратились бы къ нимъ? Думаете ли, что честолюбецъ снова началъ бы гоняться за честями? что сребролюбецъ опять сталъ бы погребать вмѣстѣ съ златомъ сердце свое въ сундуки? что плотоугодникъ паки пошелъ бы валяться въ блатѣ чувственныхъ удовольствій? Нѣтъ, наученные опытомъ, они всѣ, думаю, и не посмотрѣли бы на то, что прежде такъ занимало ихъ; каждый поспѣшилъ бы въ уединенное мѣсто, дабы тамъ плакать о своихъ грѣхахъ и пріуготовить себя къ вѣчности.

Чего нельзя уже сдѣлать, братіе, умершимъ, то весьма возможно и удобно для насъ. Пользуясь еще всѣми средствами благодати, мы можемъ, легко можемъ очиститься отъ всѣхъ сквернъ грѣховныхъ и такимъ образомъ приготовить себя къ переходу въ другой міръ такъ, чтобы вступить въ него не какъ узникамъ, переводимымъ изъ одного мѣста въ другое невольно, а какъ дѣтямъ, съ радостію возвращающимся изъ дальней страны въ домъ отеческій. Воспользуемся же, братіе, сею драгоцѣнною возможностію устроить дѣло своего вѣчнаго спасенія, воспользуемся и возвратимся въ домы свои съ искреннею и твердою рѣшимостію жить остальное время живота нашего не для похотей плоти, не для удовольствій міра, а для Бога и добродѣтели. Это будетъ истинно великій праздникъ, не /с. 483/ для насъ только, а и для всѣхъ святыхъ, и для всѣхъ мертвыхъ; ибо и святые и мертвые ничего такъ не желаютъ намъ живымъ, какъ вѣчнаго нашего спасенія. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесенное въ кіевской, что на Щекавицѣ, кладбищенской церкви, во имя Всѣхъ Святыхъ.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 480-483.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.