Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Архіеп. Иннокентій (Борисовъ) († 1857 г.)

Вл. Иннокентій (въ мірѣ Иванъ Алексѣевичъ Борисовъ), архіеп. Херсонскій и Таврическій, знаменитый проповѣдникъ, богословъ и духовный писатель. Родился 15 декабря 1800 г. въ г. Ельцѣ Воронежской губ. въ семьѣ священника. Окончилъ Орловскую духовную семинарію (1819) и Кіевскую духовную академію (1823). По окончаніи академіи въ 1823 г. переѣхалъ въ С.-Петербургъ, принялъ монашество и сталъ преподавать въ духовныхъ школахъ. Профессоръ С.-Петербургской духовной академіи (1824) и ректоръ Кіевской духовной академіи (1830). Архимандритъ (1826). Епископъ Чигиринскій (1836), Вологодскій (1841) и Харьковскій (1841). Архіепископъ (1845). Архіепископъ Херсонскій и Таврическій (1848). Членъ Россійской Академіи Наукъ (1841). Во время Крымской войны и обороны Севастополя (1853-1856) проявилъ удивительное мужество, не покинувъ свою паству въ годину испытанія. Несмотря на опасность, пріѣзжалъ прямо къ мѣстамъ боевъ, воодушевляя солдатъ своими проповѣдями, совершалъ богослуженія въ походныхъ храмахъ, посѣщалъ воиновъ въ лазаретахъ, гдѣ свирѣпствовалъ заразительный тифъ. Во время сраженій обходилъ ряды войскъ, ободряя героевъ. За доблестное служеніе Вѣрѣ, Царю и Отечеству въ тяжелое для Россіи время былъ удостоенъ ряда Высочайшихъ наградъ и поощреній. Особую славу архіеп. Иннокентія составляетъ необыкновенный проповѣдническій талантъ. Его поученія стали превосходнымъ образцомъ православнаго краснорѣчія; часть ихъ была переведена на языки — франц., нѣм., польск., серб., греч., армян. Скончался архіеп. Иннокентій въ Херсонѣ 26 мая 1857 г. въ день Пятидесятницы — праздникъ Святой Троицы. Сочиненія: Шесть томовъ (полное собраніе). СПб., 1908.

Сочиненія архіеп. Иннокентія (Борисова)

Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго.
Томъ 1-й. Изданіе 2-е. СПб., 1908.

СЛОВА НА ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ.

Слово въ недѣлю святыхъ Женъ Мѵроносицъ.

За что, братіе мои, святыя жены мѵроносицы и праведный Іосифъ съ Никодимомъ удостоились столь великой чести, что память ихъ празднственно совершается нынѣ Церковію, непосредственно послѣ торжества въ честь воскресенія Господня? — Не принимали-ль они, въ продолженіе земной жизни Господа или по вознесеніи Его на небо, какого-либо особеннаго участія въ великомъ дѣлѣ служенія Его спасенію рода человѣческаго? — Но ни въ писаніи, ни въ преданіи мы не находимъ о семъ ничего: объ одной только Маріи Магдалинѣ свидѣтельствуетъ преданіе, что она содѣлалась впослѣдствіи проповѣдницею Евангелія, подобно ученикамъ Господа, за что и получила названіе равноапостольной. — Или, можетъ быть, святыя лица, ублажаемыя нынѣ Церковію, отличались какимъ-либо особеннымъ разумѣніемъ тайнъ царствія Божія, или особеннымъ обиліемъ дарованій духовныхъ? — Нисколько не видно изъ евангельской исторіи и сего; святому Никодиму, напротивъ, сказано было прямо: ты еси учитель Израилевъ, и сихъ ли не вѣси (Іоан. 3, 10), и слова сіи доселѣ остаются въ Евангеліи, къ нашему назиданію. — Наконецъ, можетъ быть, празднуемыя нынѣ святыя лица отличались хотя постояннымъ пребываніемъ съ Господомъ, то-есть, что слушали всѣ Его бесѣды, присутствовали при всѣхъ Его чудесахъ, участвовали во всѣхъ нуждахъ и лишеніяхъ, раздѣляли всѣ труды и опасности Его служенія? И сего нельзя сказать по Евангелію, ибо мы видимъ только /с. 466/ разъ, какъ Никодимъ приходитъ слушать ученіе Спасителя, и то нощію, — страха ради іудейска (Іоан. 19, 38). О святыхъ женахъ мѵроносицахъ сказано болѣе, что онѣ — идоша по Іисусѣ отъ Галилеи (Матѳ. 27, 55), служаще Ему отъ имѣній своихъ (Лук. 8. 3); но сіе хожденіе отнюдь не было постояннымъ; служеніе женъ Господу отъ имѣній своихъ также не всегда совершалось. Иначе не было бы нужды спрашивать однажды Господу учениковъ: чѣмъ купимъ хлѣбы (Іоан. 6, 5); тѣмъ паче не было бы нужды, при другомъ случаѣ, прибѣгать къ чудесной ловитвѣ рыбы, дабы изъ устъ ея взять статиръ для уплаты подати на храмъ (Матѳ. 17, 27).

Что же, повторяю, могло обратить вниманіе Церкви на святыхъ женъ мѵроносицъ и на праведнаго Іосифа съ Никодимомъ до того, что память ихъ почтена особеннымъ празднествомъ, непосредственно послѣ празднества воскресенія Господа? — Ихъ любовь и усердіе къ Господу Іисусу, обнаруживавшіяся самымъ простымъ образомъ. Въ Іосифѣ это — великодушное дерзновеніе, съ коимъ онъ просилъ тѣла Іисуса на погребеніе у Пилата, и уступилъ Погребаемому свой собственный гробъ; въ Никодимѣ это — дружеское усердіе, съ коимъ онъ принесъ такое множество драгоцѣнныхъ ароматовъ и убрусовъ на погребеніе Учителя; въ святыхъ женахъ мѵроносицахъ это — ихъ мужественное присутствіе у креста Іисусова на Голгоѳѣ, ихъ участіе съ Іосифомъ и Никодимомъ въ Его погребеніи, и, наконецъ, ихъ утреннее путешествіе ко гробу Жизнодавца съ ароматами и мѵромъ для помазанія пречистаго тѣла Его. Вотъ подвиги святыхъ лицъ, ублажаемыхъ нынѣ Церковію! Безъ сомнѣнія, они не остановились на нихъ, пошли далѣе въ вѣрѣ и смиреніи, взошли выше — въ любви и самоотверженіи и, можетъ быть, достигли высоты и чистоты ангельской. Но святая Церковь, оставляя всѣ прочія совершенства ихъ, указуетъ въ лицѣ ихъ не на другія качества и добродѣтели, а на тѣ самыя, кои указаны нами выше. И нельзя сказать, чтобы Церковь простерла благодарность свою къ нимъ за предѣлы, когда за таковыя, очень простыя, повидимому, добродѣтели, такъ торжественно воспоминаетъ ихъ память нынѣ: нѣтъ, она послѣдовала въ семъ случаѣ примѣру Самого Господа, ибо, кому Онъ по воскресеніи Своемъ явился первѣе? Не Апостоламъ, а святымъ женамъ, кои шли къ Нему съ мѵромъ. И еще прежде /с. 467/ смерти Своей, на вечери, въ дому Симона прокаженнаго, когда Марія, сестра Лазарева, возливала на ноги Его мѵро, и когда Іуда коварно жалѣлъ о семъ мѵрѣ, Онъ сказалъ въ одобреніе ея, что она дѣло добро содѣла, и что идѣже аще проповѣдано будетъ Евангеліе сіе во всемъ мірѣ, речется, и еже сотвори сія въ память ея (Матѳ. 26, 10. 13). Святая Церковь приводитъ нынѣ въ исполненіе сіе пророчество и вмѣстѣ повелѣніе, творя посредствомъ настоящаго празднества всему міру извѣстнымъ усердіе святыхъ женъ мѵроносицъ и благочестивыхъ погребателей тѣла Іисусова.

Для чего творитъ она это всему міру извѣстнымъ? Во-первыхъ, въ благодарность имъ за то, что они послужили Господу въ то время, какъ Онъ былъ отъ всѣхъ оставленъ, отъ самыхъ учениковъ Своихъ; а во-вторыхъ, для того, чтобы примѣромъ благообразнаго Іосифа и святыхъ женъ возбудить и въ насъ подобное же усердіе къ лицу Господа и Спасителя нашего. Ибо, хотя Господь нашъ, по воскресеніи Своемъ, вознесся, какъ извѣстно, на небо, возсѣлъ одесную Бога Отца, и посему не имѣетъ никакой нужды въ помощи отъ насъ, въ нашихъ дарахъ и приношеніяхъ; но, съ другой стороны, Сей же Самый Господь нашъ благоволилъ паки обрѣтаться между нами чувственно, въ нашихъ храмахъ, въ таинствѣ Тѣла и Крови Своея, и, обрѣтаясь такимъ образомъ, благоволитъ подлежать паки лишеніямъ и нуждамъ, подобно тому, какъ Онъ подлежалъ имъ нѣкогда въ вертепѣ виѳлеемскомъ и въ вертоградѣ Іосифовомъ. Для него нужны бываютъ при семъ и горница постланная (Марк. 14, 15) для вечери, и плащаница для покрытія пречистаго Тѣла, и гробъ для погребенія. Все сіе могли бы устроить для Него въ нашихъ храмахъ Херувимы и Серафимы, выну присутствующіе при священнодѣйствіяхъ, но Онъ не благоволитъ принимать отъ нихъ сего служенія; предоставляетъ честь сію намъ, коихъ Онъ искупилъ Своею Кровію, и во спасеніе коихъ снова приносится въ безкровную жертву. Объ исполненіи сей-то священной обязанности святая Церковь напоминаетъ всѣмъ и каждому, нынѣшнимъ празднествомъ. Ублажая праведнаго Іосифа съ Никодимомъ, она какъ бы такъ говоритъ всѣмъ мужамъ: «смотрите, подражайте ихъ усердію; не щадите для Господа временныхъ стяжаній вашихъ, не опускайте драгоцѣнныхъ случаевъ ока/с. 468/зать помощь и услугу Тому, Кто за чашу студеной воды, поданной во имя Его, обѣщалъ мзду въ царствіи. Прославляя святыхъ женъ мѵроносицъ, святая Церковь какъ бы такъ говоритъ всѣмъ женамъ христіанскимъ: «смотрите, не забывайте ихъ благаго примѣра, употребляйте и вы избытки своихъ стяжаній не столько на украшеніе самихъ себя, сколько на служеніе Богу и Церкви, на дѣла благочестія и любви христіанской».

Что урокъ сей слышится и пріемлется многими, что мудрое намѣреніе святой Церкви въ нынѣшнемъ празднествѣ продолжаетъ достигаться и нынѣ, какъ во времена древнія, — свидѣтели сего многіе изъ нашихъ храмовъ, кои и существованіемъ и благолѣпіемъ своимъ обязаны не другому чему, какъ усердію и щедродательности душъ христолюбивыхъ. Нельзя видѣть безъ особеннаго умиленія, какъ многіе изъ людей самыхъ бѣдныхъ жертвуютъ, подобно Евангельской вдовицѣ, едва не послѣднею лептою на потребу храмовъ Божіихъ. Миръ и благословеніе вамъ, души добрыя и простыя, отъ лица вокресшаго Господа! Вы — среди мрака ночнаго освѣщаете ликъ вашего Спасителя и святыхъ угодниковъ Его, на иконныхъ изображеніяхъ: Онъ — Преблагій ознаменуетъ свѣтъ лица Своего на васъ, когда вы будете идти мракомъ сѣни смертной. Вы приносите благовонный ѳиміамъ для воскуренія предъ святымъ алтаремъ Его: Онъ удалитъ отъ васъ дѣйствіе тли смертной, окружающей насъ во гробѣ. Вы прикрываете Его наготу въ храмахъ: Онъ покрыетъ васъ ризой заслугъ Своихъ въ то время, когда вы будете стоять на судѣ всемірномъ. Только не останавливайтесь, добрыя души, на дарахъ, вами приносимыхъ, и не говорите съ фарисеемъ: десятину даю всего, елико притяжу (Лук. 18, 12), а старайтесь и сами себя, то есть, и сердца ваши уготовлять въ жертву живу и благоугодну Господеви!

Служа, такимъ образомъ, къ обрадованію тѣхъ изъ насъ, кои, подобно Іосифу и святымъ женамъ, умѣютъ служить Господу отъ имѣній своихъ, настоящее празднество въ то же время должно образумлять тѣхъ, кои, имѣя всю возможность оказывать Господу Своему подобныя услуги, небрегутъ о семъ подъ разными предлогами. Какіе это предлоги? — Самый главный изъ нихъ, сколько случалось слышать, тотъ, что Господь требуетъ нашего сердца, а не даровъ, что /с. 469/ истинная жертва Богу — духъ сокрушенъ и сердце смиренно и уничиженно. Такъ! этого, первѣе всего, требуетъ отъ насъ Господь нашъ, ибо не за вещественными дарами, а за сердцемъ нашимъ сошелъ Онъ съ неба и взошелъ на крестъ; но развѣ внѣшнія дѣла любви и усердіе къ святой церкви препятствуютъ имѣть такой духъ и такое сердце? Отъ сего-то духа и сердца и проистекаютъ таковыя дѣла, такъ что недостатокъ ихъ рѣдко, очень рѣдко не свидѣтельствуетъ о томъ, что сего благаго духа и сего драгоцѣннаго сердца нѣтъ у насъ. Въ самомъ дѣлѣ, что же это за духъ сокрушенъ, который, воздвигая для жительства своего чертоги царскіе, спокойно допускаетъ до паденія стоящій о страну ихъ храмъ Божій? Что это за сердце смиренное, которое, при всей нечистотѣ своей, почитаетъ себя столь драгоцѣннымъ, что вмѣсто всѣхъ другихъ даровъ, дерзаетъ одного себя гордо класть на престолъ Божій? — Если есть въ такомъ человѣкѣ какое-либо внутреннее сокрушеніе, то едва ли не то, которое состоитъ изъ развалинъ внутренняго храма Божія, изъ самыхъ бѣдныхъ остатковъ совѣсти и чувства христіанскаго. Если есть въ семъ случаѣ и какое-либо смиреніе внутреннее, то развѣ подобное тому, которое обнаружилъ въ евангельской притчѣ рабъ лукавый, когда вмѣсто лихвы отъ таланта, ему ввѣреннаго, представлялъ боязнь свою не погубить его, употребляя въ дѣло. Нѣтъ, тѣ, кои дѣйствительно имѣли духъ сокрушенъ и сердце смиренно, тѣ поступали иначе: они, подобно Давиду, стыдились и вмѣняли себѣ въ грѣхъ, что имъ, по обстоятельствамъ, доводилось жить въ домахъ кедровыхъ, когда ковчегъ завѣта оставался подъ шатромъ, и брали всѣ возможныя мѣры, прекратить сіе неприличіе. Справедливо, что истинніи поклонницы покланяются Отцу небесному духомъ и истиною (Іоан. 4, 23), и что такое поклоненіе можетъ совершаться на всякомъ мѣстѣ, а не въ однихъ храмахъ: но, памятуя сіе, мы не должны забывать и того, что Самъ Спаситель, Который заповѣдалъ намъ сіе поклоненіе духомъ, никогда не пренебрегалъ храмомъ іерусалимскимъ, и, во время пребыванія своего въ Іерусалимѣ, нигдѣ такъ часто не бывалъ, какъ въ семъ храмѣ. Видѣлъ Онъ всѣ богатыя украшенія сего храма, и ни разу не произнесъ осужденія на украшавшихъ; напротивъ, похвалилъ усердіе вдовицы, принесшей въ даръ храму двѣ лепты. Послѣ сего можно ли /с. 470/ позволить себѣ холодность къ состоянію храмовъ Божіихъ! Святыя таинства вѣры, очевидно, не могли избрать себѣ въ обиталище нашихъ жилищъ; для нихъ необходимо святилище: но для святилища въ свою чреду необходима чистота, удобность, благолѣпіе священное. Вы же сами, кои хотѣли бы ограничиться поклоненіемъ Богу духомъ и истиною, и подъ симъ предлогомъ уволить себя отъ усердія въ пользу храмовъ Божіихъ, вы же сами останетесь ли покойны въ духѣ, — если подъ вами начнетъ шататься отъ ветхости помостъ храма, или если надъ главами вашими не будетъ прочнаго покрова, защищающаго васъ отъ перемѣнъ воздушныхъ? Напротивъ, вы первые требуете отъ храмовъ не только удобства, но и всего благолѣпія священнаго. Перестаньте же быть въ разногласіи сами съ собою: воодушевитесь духомъ благочестія, не на однихъ словахъ, а на самомъ дѣлѣ, и вы не будете болѣе безчувственными свидѣтелями ветхости и наготы храмовъ Божіихъ, дѣйствительно проникнитесь тою истиною, коея требуетъ Спаситель отъ покланяющихся Отцу Его, и сія истина откроетъ вамъ очи и покажетъ, какъ далеки вы отъ исполненія своего долга. Ибо то ли истина, когда въ вашихъ домахъ все блистаетъ свѣтомъ искусственнымъ, и ночь претворяется въ день; а въ храмахъ Господнихъ не будетъ свѣта передъ иконою Спасителя и Матери Его? То ли истина, когда вы предстоите святилищу въ богатыхъ одеждахъ, для коихъ матеріалы собраны со всѣхъ краевъ свѣта; а Спаситель вашъ долженъ исходить предъ васъ въ пречистыхъ тайнахъ Своихъ едва-едва покровеннымъ одеждою, и притомъ ветхою и малоцѣнною? То ли истина, когда вы принимаете отъ Него въ храмѣ самое пречистое Тѣло и Кровь Его; а свое усердіе къ Нему ограничиваете тѣми малыми лептами, кои подаете обыкновенно самому послѣднему изъ нищихъ?

Преслѣдуемые такимъ образомъ истиною за свою холодность и неусердіе къ храмамъ, нѣкоторые думаютъ укрыться подъ кровомъ человѣколюбія. Чѣмъ жертвовать на мертвые храмы, лучше, говорятъ они, употребить избытокъ имуществъ своихъ на вспоможеніе живымъ храмамъ, то есть меньшей братіи Христовой, — бѣднымъ. Далъ бы Господь, чтобы тѣ, кои говорятъ или думаютъ такимъ образомъ, и поступали точно такъ, какъ говорятъ; — Премилосердный Спаситель /с. 471/ нашъ и нынѣ отказался бы отъ всего въ пользу тѣхъ, за коихъ Онъ пролилъ кровь Свою; остался бы нагимъ и алчнымъ, только бы они всѣ были одѣты и насыщены. Но есть не мало причинъ думать, что подобное человѣколюбіе остается на однихъ устахъ и составляетъ только предлогъ. Впрочемъ допустимъ его во всей силѣ и спросимъ сихъ благотворителей человѣчества, зачѣмъ они хотятъ быть благотворителями только однихъ членовъ тѣла, и оставляютъ безъ помощи — главу? Ибо Спаситель, какъ мы замѣтили уже, и теперь подлежитъ лишеніямъ и нуждамъ, находясь пречистыми тайнами Своими въ нашихъ храмахъ. Въ продолженіе земной жизни Своей Онъ былъ во плоти всегда въ одномъ только мѣстѣ, а нынѣ присутствуетъ въ каждомъ храмѣ: вездѣ посему нуженъ для Него кровъ, вездѣ потребна одежда. Присутствуя на землѣ лично, Онъ окруженъ былъ чудесами, кои возвышали лице Его, и, не смотря на окружавшую Его бѣдность, дѣлали Его предметомъ уваженія для всѣхъ. Теперь — во храмахъ, окрестъ Его нѣтъ видимыхъ чудесъ; посему необходимо и внѣшнее благолѣпіе для выраженія внутренняго величія таинствъ. И мы, послѣдователи и члены тѣла Его, откажемъ Ему въ сей необходимой услугѣ? — Откажемъ подъ тѣмъ предлогомъ, что вся милость и усердіе наше къ Нему истощены на Его меньшую братію? Есть ли въ семъ случаѣ хотя капля искренности? А если мы дѣйствительно искренни въ семъ случаѣ, то, да будетъ позволено сказать, уже слишкомъ неразумны, воображая напрасно, что услуги Церкви не есть услуга человѣчеству. Ибо развѣ ближній нашъ состоитъ изъ одного тѣла, а и не души вмѣстѣ? Развѣ онъ имѣетъ нужду въ одной одеждѣ, хлѣбѣ и кровѣ и не нуждается въ храмѣ, въ богослуженіи и таинствахъ! Какъ же, оказывая ему милость по плоти, не оказывать ему же тѣмъ паче милости по духу, доставивъ ему возможность быть какъ можно чаще въ храмѣ, поучаться тамъ словомъ Божіимъ, услаждаться зрѣніемъ священнодѣйствій? Здѣсь во храмахъ, воздвигнутыхъ или украшенныхъ нашимъ усердіемъ, бѣднякъ найдетъ то, чего мы не можемъ доставить ему со всѣми нашими пособіями, то есть, пищу своему сердцу, освященіе благодатію Святаго Духа. Даже самая вещественная помощь на нужды тѣлесныя нигдѣ такъ удобно не пріобрѣтается бѣдностію, какъ при храмахъ, ибо нигдѣ такъ /с. 472/ не разверзается ни сердце, ни рука на подаяніе милостыни бѣднымъ, какъ въ храмахъ — послѣ богослуженія. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. — Изданіе второе, с портретомъ автора. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1908. — С. 465-472.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.